Смекни!
smekni.com

Декоративный витраж (стр. 3 из 3)

Стекло берут самое обыкновенное – оконное. Стеклорезом вырезают каждую деталь витража и окрашивают керамическими красками, руководствуясь эскизом. Керамические краски выпускают в готовом виде и разводят водой. Краску наносят на стекло распылителем или поролоновым тампоном тонким прозрачным слоем. Окрашенное стекло обжигают в муфельной печи при температуре 500 градусов Цельсия, тогда краска приобретает прочность и долговечность.

Можно взять обычные масляные краски, правда, результат будет хуже. Обжиг в этом случае не нужен.

Соединительная жилка в простейшем варианте делается из белой жести, но лучше взять тонкий листовой свинец – не толще 3 мм. Жесть или свинец нарезают полосками, изгибают эти полоски так, чтобы в сечении они приняли форму «П», каждый кусочек стекла обрамляют жилкой. Окантовать всю деталь цельной жилкой нелегко, поэтому лучше отсечь от каждой грани соответствующий отрезок жилки, а в углах спаять. Потом детали накладывают на рабочий рисунок – номера помогут разобраться, какую деталь куда приложить – и жилки пропаивают сначала с одной стороны витража, потом с другой. Паять надо осторожно, чтобы от нагрева не лопнуло обрамленное жилкой стекло. Переворачивать витраж, пока он весь не спаян, тоже нужно с осторожностью, лучше с помощниками [2].

Пленочный псевдовитраж или фальшвитраж (рядом со сложными технологиями настоящих витражей) получил широкое распространение в силу своей относительно невысокой себестоимости. Фальшвитраж делается на листовом стекле или же на легком акриловом стекле методом наклейки на него специальных цветных лавсановых пленок и свинцового профиля, которые придают цвет и фактуру.

Мозаичные – собираются из цветных стекол и обычно имеют вид геометрического орнамента или коврового узора. Живописные витражи компонуются из цветных стекол с росписью керамическими красками и с последующим обжигом деталей. Применяются также витражи из монолитных стекол с росписью спекающимися красками, гравированные, с химически травлеными деталями, трехслойные витражи из оргстекла.

Как шаблон для рисования витража хорошо использовать «солнышкины» картинки-раскраски. Они очень простые, что и требуется для создания витражей с детьми.

Сейчас продаются витражные краски. Ими нужно рисовать не на бумаге, а на файле, в который предварительно вложен рисунок. Обводят этот рисунок по контуру черной краской, когда высохнет – закрашивают цветными красками, которые после высыхания становятся прозрачными, дают время высохнуть (12 часов). Высыхая, краски образуют пленку. Аккуратно снимают с файла готовый рисунок-пленку. Такие рисунки легко клеятся и снимаются со стекол, зеркал и других гладких поверхностей. Очень красиво смотрятся как со стороны улицы, так и со стороны комнаты.

Очень просты в применении краски, которые продаются сейчас в магазинах «Художник», они выполнены на водной основе и предназначены для декоративно-оформительских работ и прикладного творчества по стеклу. Рисунок переводят на стекло, а можно укрепить рисунок на плоскости, положить стекло сверху, укрепить его (чтобы не скользило). Перед началом работы стекло тщательно обезжиривают и высушивают. По рисунку непосредственно на стекло наносят контур, высушивают его не менее двух часов, а еще лучше оставить на сутки. Затем заполняют рисунок готовыми к употреблению красками по стеклу. Краски сушат на горизонтальной поверхности до полного высыхания. И все – витраж готов [13]!

В моей практической работе я сделала несколько декоративных панно в технике ложного витража со стилизованными изображениями в своей национальной цветовой гамме, характерным для которой является использование классических цветоконтрастных сочетаний желтого и синего, красного и зеленого с добавлением ярких цветов. Работы выполнены на оконном стекле витражными красками.

Мечеть Кул Шариф (тема главного панно) – самая большая в Европе. Этот архитектурный комплекс, строительство которого осуществлялось в рамках подготовки к казанскому миллениуму, не имеет прямого аналога в современной мировой градостроительной практике. Это купольное здание с четырьмя минаретами по углам символически воссоздает разрушенную много веков назад аль-Кабир города Булгар, древний символ поволжского Ислама. Образ легендарной мечети оказался настолько сильным в памяти татарского народа, что почти по происшествии пяти столетий она вновь была воссоздана.

Небезызвестный князь Андрей Курбский, еще задолго до того, как бежал от Грозного царя в Литву и вступил с ним оттуда в бесподобную перебранку «по почте», писал, что за стенами Казанского кремля возвышались «пять прекрасных мечетей». Воевода вполне успел рассмотреть их все, пока командовал осаждавшими татарскую столицу московитами. Рассерженный упорным сопротивлением казанцев, Иван IV велел снести ее тут же после удачного штурма города. Золоченые главы мечети, по преданию, на двенадцати подводах увезли в Москву. Возможно, кстати, именно это документально не подтвержденное сообщение породило другой миф: якобы собор Василия Блаженного, возведенный в честь покорения Казани, несет в себе зашифрованный образ погибшей мечети. Восемь глав московского храма, дескать, повторяют восемь минаретов Кул-Шарифа, а девятый как символ победы господствует над ними. Возможно, доля истины здесь есть, во всяком случае, зодчий Постник Барма одновременно работал тогда и на Красной площади, и в Казани, где возводил новые стены кремля. Жил в вечной дороге между столицами… Кстати, мечеть Кул Шариф в настоящее время претендует на звание «Семь чудес России».

Практическая работа. Для данного проекта была выбрана техника живописного витража, осуществляемого по стеклу специальными витражными красками и составами. Начинают работу с составления линейного эскиза композиции, которая затем подкладывается под стекло. Характерной особенностью эскизов для витражей является то, что любой их элемент (как и в настоящих витражах) должен иметь замкнутый контур. По просвечивающим линиям композиции на стекле наносится контур-резерв, который может иметь по замыслу художника любой выбранный им цвет. После высыхания нанесенного контура отдельные фрагменты изображения заполняются витражной краской или витражной пленкой соответствующего эскизу цвета. Цветовой строй витража задается по законам построения декоративной композиции, участвовать должно не более 3-4 цветов.

Для выполнения в технике живописного витража была выбрана композиция иллюстративного характера на тему русских народных сказок, хорошо знакомых детям. Это сказка «Теремок».

Изображение в композиции стилизовано, носит условно-плоскостной характер. Изображение разных животных, участвующих в композиции выполнено в одной стилистики условного профильного изображения. Сказочный характер персонажей подчеркивается тем, что все они стоят на двух ногах, носят одежду (лиса в сарафане, медведь в штанах), могут выполнять действия, свойственные человеку – держать «в руках» разные предметы, стрелять, готовить пищу. И живут сказочные звери не в норках, а в избушках, как люди.

В цветовом решении композиции участвует ограниченное количество цветов, базовым цветоконтрастным сочетанием является пара цветов «синий-оранжевый». В качестве контура был выбран черный цвет, обобщающий и объединяющий, придающий завершенность всей композиции.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

прикладной творчество витраж

1. Беда Г.Б. /Основы изобразительной грамоты/ М., 1963. – 268с.

2. Большая советская энциклопедия /гл. ред. Б.А.Введенский. II издание. Государственное научное издательство «Большая Советская Энциклопедия». – 967с.

3. Бондаренко М. / Витраж своими руками [текст] // Наука и жизнь. 1997. - № 7. – с. 42.

4. Витражи: эволюция технологии и образа. [электронный ресурс.] //21.07.2000. <http:// grand-web. com.ua /statya/ 3304.php?|=ru.

5. Волков Н.Н. /Композиция в живописи/ М., Искусство 1977. 205с.

6. Волков Н.Н. /Цвет в живописи/ М., Искусство 1965. 195с.

7. Дополнительное образование детей [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /под. ред. О.Е.Лебедева. – М., ВЛАДОС, 2000. - 302 с.

8. Зверева Н. /Модный витраж своими руками [текст]// Salon interior. 1997. - №3. – 28с.

9. Климов О.Н. /Витраж – просто [текст]// Salon interior. 1997. - № 4. – 14с.

10. Константиновский В. /Учить прекрасному. М., 1999. 57с.

11. Кушелевская Т.А. /Кружок «Витраж» [Электронный ресурс]// 23.12.06.

<http: //www. igpk. ru /print. asp? (5.02.2006).

12. Куцакова Л. /Своими руками/ М., Просвещение. 1989. – 225 с.

13. Лонгинова З. /Своими руками/ М., Просвещение. 1983. – 126 с.

14. Пластические искусства. Краткий терминологический словарь. М., «Пассим». 1994. – 96 с.

15. Пономарев Я. А. /Психология творчества/ М., 1977. – 207с.

16. Прекрасное – своими руками.,/ сост. С.С.Газарян. М., Детская Литература. 1979. – 43с.

17. Седман Э. Роспись по стеклу: Практическое руководство /Пер. с англ. – М.: Издательство «Ниола-Пресс», 2008. – 104с.

18. Стокс Л.Л. /Живопись на стекле. М., Искусство 1999. 47с.

19. Умелые ручки. Витраж своими руками. «Солнышко». [Электронный ресурс] //5.02.2003. < http: //www. Solnet. ee /sol/023/u 022. html (01.02.005).

20. Хисамиев А. /Витражи на дачной веранде [текст]// Наука и жизнь. 2004. - № 9. – 56 с.

21. Энциклопедический словарь юного художника. /сост. Н.И.Платонова, В.Д.Синюков. – М., Педагогика, 1983. – 108с.