Основой сюжетики была Библия, именно из нее все главные сюжеты – это священная новозаветная и ветхозаветная история. Образную систему витража отличала особая целостность: в нем трудно было выделить отдельные фрагменты, и с любого места его содержание было понятно. Витраж производил большее впечатление, если на нем были изображены запоминающиеся детали, связанные с жизнью или смертью святого. Яркими примерами являются: Иисус Христос - распятый на кресте, в данном случае крест является этой запоминающейся деталью.
Как отмечает Рагин В.Ч. на классическом портале готического собора предполагалось изображение Рождества Христова со всеми необходимыми персонажами: младенца Иисуса в яслях, пастухов, трех царей (волхвов) и короля Ирода [8;С.86].
Тем не менее известно, что размещение образов могло быть и произвольным, каждый художник преследовал свою цель, но полагалось придерживаться логики Нового Завета и учитывать особенности аудитории храма, а так же что все произведения искусства того времени использовали систему взаимосвязанных, ассоциативных образов. Рагин В.Ч. в своем произведении «Витраж от истоков к современности» отмечает, что значение образов, укрепляющих веру, подтверждается и тем, что все они были связаны с культом, их можно было увидеть лишь в контексте храма, и что только при изобретении механического способа печати Иоганном Гутенбергом Священное Писание стало доступным широкому кругу читателей, но не все могли себе позволить иметь книгу дома.[9;C.86].
Исторически сложилось так, что монастырская традиция предыдущего века установила строгие каноны расположения витражей, которая была продолжена позднее. Так, в Шартрском или в Кёльнском соборе отдельные крупные изображения размещены на верхнем ярусе, а более мелкие - на медальонах в нефах. Грандиозные фигуры на хорах в соборах Буржа или Осера как бы осуществляют связь между Ветхим и Новым Заветами, а также служат обрамлением для витражей, освещающих тему Божественной природы в восточной части храма. В нижней части изображены различные примеры христианской добродетели, которые приближают человеческую душу к Царству Божьему. И, хотя на витражах мы видим различные сюжеты, фигуры людей и композиции похожи между собой. Это связано с тем, что разработанная иконографическая система преобразовывала каждый сюжет в религиозно значимый.
На витражах соборов изображались также сцены из жизни покровителей храма, они иллюстрировали исторические события. Так в аббатстве Сен-Дени, можно разглядеть сцены из 2-ого крестового похода.( Рис2-3)
Муратова К.М. в своей книге «Мастера Французской Готики» отмечает, что к XIII в. возрастает число индивидуальных вложении на строительство храмов, но так же появляется традиция пожертвования не только в денежном виде, но так же и в произведениях искусства.[8;С 161]. Эти произведения специально изготавливались по вкусу и желанию заказчика, таким образом, пожертвования приобретают индивидуальный характер. Так же, в этой книге описывается примерс витражами Шартрского собора, которые были поставлены по заказу ремесленных корпораций города. Эти витражи включают в себя, помимо сцен из жизни святых, сцены ремесленного труда.
Рис.2. Взятие крестоносцами Антиохии. Аббатство Сен-Дени. XII в.
Рис. 3. Преследование крестоносцами Сельджуков. Аббатство Сен-Дени. XIIв.
Так же, как отмечает Рагин В.Ч. так же на витражах могли изображатся церковные обряды, так в соборе в Осера (рис.) изображено обретение мощей Святого Стефана.В той же книге отмечается, что витраж так же изображал не только сюжеты связанные с религией или историей, так же изображались сюжеты связанные с Литературным творчеством того времени, так в соборе в Шартре, окно Карла Великого включает в себя сцены описанные в «Песни о Роланде»: Французы борются с Маврами; Карл разговаривает с Ганелоном; Роланд сражается с врагом; Роланд Ломает свой меч; Роланд трубит в рог.[9;С.94].(Рис.4)
Кроме того, витраж стал одним из способов отображения устного народного творчества. Становление искусства витража и появление новых сюжетов проходило параллельно со становлением жанра романа. Сюжетная канва организовывалась путем нанизывания ключевых эпизодов друг на друга. Одним из самых частых был сюжет о трагической судьбе влюбленных, например о Тристане и Изольде, испивших любовное зелье. Другими частыми персонажами романов были мученики, девственницы, исповедники, странствующие монахи и чудотворцы. Как отмечает Рагин, особенно был популярен сюжет о Святом Николае, спасшем тонущего мальчика, а также сюжет о Святом Бенедикте, изгоняющем злых духов из одержимых людей [9;С. 86].
Многие сюжеты, которые можно видеть на витражах, существовали в письменном варианте, их литературные и художественные воплощения никогда не дублировались; скорее, между ними были отдельные точки пересечения. Так отмечают, что на библейских витражах XII века редко встречаются цитаты из Писания, таким образом они предназначались для того, чтобы создать у молящихся определенный настрой позволяющий душе обратиться ко Всевышнему. Иными словами, витражи тогда не были иллюстрациями к какому-либо религиозному тексту.
Витражи можно сравнить с гениально написанным текстом книги, который можно перечитывать много раз, и всегда находить в нем нечто новое и важное.
Известно, что витражи монтировались по тематическому принципу: отдельно выделялись сюжеты о мучениках, исповедниках, девственницах, кающихся грешниках и чудотворцах, расположение зависело от целей, которые преследовали монастыри-заказчики. Образы также могли размещаться по принципу социального деления или же духовной значимости. Композиция витража каждого типа была однородной. Например, если на нем рассказывалось о мучениках, то обязательным сюжетным элементом было появление Христа или ангелов. Рагин В.Ч. считает, что они врачевали раны страдальца перед следующей пыткой или же наставляли его перед казнью [9;С.87]. Для святых исповедников было важнее всего показать их чистоту и воздержание, отрицание плотского начала в себе, а также их удивительный дар исцеления души и тела. Кроме того, в житии святых могут добавляться вставные элементы, рассказывающие об обретении священных реликвий и о посмертных чудесах.
Принято считать, что яркие, насыщенные цветовые решения медальонов и обрамлений были характерны для витражной техники Германии, Англии и Франции в данный период. Традиция изображения святых-покровителей и членов королевских семей осталась неизменной, поэтому считается закономерным, что витражная композиция собора в Суассоне на севере Франции практически повторяла композицию в аббатстве Кентербери на юге Англии. Витражи в Кентербери как нельзя лучше иллюстрируют сюжетное и идейное разнообразие, появившееся в готический период. Для восстановления разрушенной части хоров был приглашен французский мастер Гийом из Санса, а витражи в Сансе были изготовлены мастерами, сопровождавшими кентерберийских монахов в изгнании с 1207 по 1213 год во время правления короля Иоанна Безземельного. Более того, английские стекольщики были приглашены в церковь Сент-Ив в Брэни для работы над витражами. Как отмечает Рагин, такой интернациональный обмен был описан в хронике того времени: «Агнесса, графиня Брэнская велела заложить церковь, равной которой по красоте и богатству убранства не было никогда. Она приказала заполнить оконные проемы витражами из Англии, удивительными в цветовом и художественном отношении». В дальнейшем Рагин В.Ч. делает вывод, что зачастую покровителями становились женщины [9 ;С.88]
5. Произведения витражного искусства
Витражные композиции как характерные примеры сочетания света и цвета играли декоративную роль, и, по началу, архитектура здания не зависела от размера окон. Поскольку сначала строился каркас здания, а уж потом вставлялся витраж. Выполнялся он сначала по эскизу. В средневековье этот эскиз назывался- «vidimus»(лат. «то что мы видим»). До того как бумага стала широко применяемым материалом, эскиз рисовали в масштабе 1:1, на столе, покрытом побелкой; этот же стол используется в дальнейшем для нарезки стекла, и сборки витража. Один из таких столов дошел и до наших дней благодаря случайности - из него была сделана кабинетная дверь.(Рис.5) Два витража собранных на этом столе можно увидеть в соборе Жероны в Испании.(Рис. 6-7). Эта доска была исследована с помощью ультразвука, и ученые увидели несколько слоев рисунков. Символы, обозначавшие цвета, и темные линии которые были перенесены в последствие на стекло. Альбомы с эскизами переходили часто от одного мастера к другому. Уже к XV в. бумага получает широкое распространение, и становится доступным материалом. Рисунки предаются по наследству, и некоторую бумагу использовали повторно.
Несмотря на то, что витраж не является архитектурной основой, он в свою очередь имеет функциональную нагрузку: а именно, видоизменяет проходящий через него свет, преображая его, создает атмосферу причастности к высшим силам. Именно такого эффекта и добивались архитекторы, которые работали по заказу основного заказчика церкви, которой требовалось приобщение «варваров» и «неверных» к религии христианства, так называемая пропаганда.
Известен факт, что до середины XII в. окна в храмах были не очень большими, поэтому в них не могли разместиться большие и сложные композиции, поэтому часто в них изображались маленькие сценки, или целая фигура. Но после 1150, началось, как отмечает Рольф Томан, начался процесс «постепенного растворения стены», что приводит к тому, что вся конструкция храма сводится к каркасу для окон. [9;С.471]