Мамонтов постоянно давал Васнецову заказы: рисунки для школы, которая была выстроена и открыта Мамонтовым в Абрамцеве, картины для неё же, многое для Абрамцевской церкви. «Мои там работы: …образ «Богоматери», «Преподобный Сергий» и несколько других малых образов. Своей рукой я расписал клиросы, …пришлось набирать мозаику пола с рабочими…» Васнецов многие годы ощущал к себе внимание, отношение чистого, неравнодушного сердца. Он хранил и любил перечитывать написанные ему Саввой Ивановичем строки: «Если ты бодр, здоров и весел, это всё, что нужно, и за успехом в работе дело не станет. Если ты станешь... предаваться какой-то непонятной мировой скорби (сколько доброго семени сгорало на этой негодной почве), то напиши мне, я изругаю тебя... Знай, что ты прочно сидишь в сердцах людей, выразивших тебе свою дружбу неподдельно и искренно. А ведь это сознание - хорошее подспорье в жизни. Сколько людей на свете идут тропой злобы только потому, что окружающие равнодушны к ним…» Спустя годы Васнецов напишет о Мамонтове, что его роль во многих «областях общественной жизни значительна, как личности одарённой, творческой… Кто знал его или только раз встретился с ним, тот его уже не забудет… Он …привлекал к себе… особенной чуткостью и отзывчивостью ко всем тем чаяниям и мечтам, чем жив и живёт художник… С ним было легко работать…».
Сохранил благодарность к С.И. Мамонтову ученик Саврасова и Поленова - художник Константин Коровин. Успехом у публики он ещё не пользовался, когда Савва Иванович угадал его скрытые таланты и пригласил к себе после окончания училища, предложив писать декорации и рисунки костюмов. Коровин нашёл в доме Мамонтовых родственную любовь и заботу.
Давно признан художник М.А. Врубель. Но этого не было при его жизни. В доме Мамонтовых Врубель обрёл душевное равновесие, уверенность. Здесь в большом кабинете Саввы Ивановича, мгновенно подчинившись общему творческому настроению, Врубель написал «Демона». Вот строки из его письма: «Обстановка моей работы превосходная - в великолепном кабинете Саввы Ивановича Мамонтова…». «Я занят, - писал он сестре в конце 90-х годов, - ...постройкой (по моему проекту) пристройки к дому Мамонтовых в Москве с роскошным фасадом, в римско-византийском вкусе... Скульптура вся собственноручная…».
В жизни Московского художественного кружка в разной степени принимали участие В.И. Суриков, М.В. Нестеров, Аполинарий Васнецов, И.И. Левитана, Сергей Малютин, Сергей Коровин, Н.В. Неврев, А.А. Киселёв, В.А. Симов, П.А. Спиро, И.Е. Бондаренко, Н.Н.Ге, мастер-кирамист Петр Ваулин. Все участники Московского художественного кружка работали очень много, труд составлял смысл и счастье жизни. Благодаря кругу друзей, собиравшихся под крышей дома Мамонтовых, художником-пейзажистом и собирателем живописи древнерусских художников стал Илья Семёнович Остроухов.
Мамонтовская опера.
9 января 1885 года в Москве, в Камергерском переулке, в помещении бывшего театра Леознова Савва Иванович открыл театр под названием Московская частая русская опера, которая стала началом великого преобразования сцены. Московская частная русская опера, работавшая в 1885-1888, 1896-1905 под разными названиями, прочно вошла в историю нашей культуры, она пропагандировала произведения русских композиторов, объединяла крупнейших деятелей различных областей русского искусства. Московская частная русская опера дала миру Ф.И. Шаляпина. На её подмостках начался расцвет творчества и многих других гениальных артистов. Дирижёрами здесь работали М.М. Ипполитов-Иванов, ещё молодой, но уже имевший опыт работы в Тифлисской опере, и С.В. Рахманинов, которого пригласили сюда сразу после окончания консерватории. Спектакли, поставленные на сцене Московской частной русской оперы, оставили о театре добрую память, сделали его драгоценным камнем в короне, венчающей искусство Москвы.
Театрально-декоративное искусство в России, по существу, начинается с Московской частой русской оперы, с привлечения к работе в ней крупнейших художников того времени, таких как братья Васнецовы, В. Поленов, И. Левитан, К. Коровин, М. Врубель, С. Малютин, В. Серов, А. Головин, которые принимали живое участие в театре потому, что поняли величие и значение стремлений Мамонтова и поддержали «аккорд цельный, прямой, чистый», «мажор звенящий и захватывающий», создание в театре произведений искусства высокого, одухотворённого. В Московской частой русской опере роль художника была поднята на небывалую до того в театрах высоту.
В любом артисте Московской частой русской оперы Савва Иванович, прежде всего, видел человека и делал всё возможное, чтобы способствовать не только развитию певца-актёра, но и его личности. «Нам молодым артистам приятно было работать и учиться под его руководством: человек неутомимой энергии и исключительной работоспособности. Он был сам примером», - писал М.Д. Малинин, о приходе которого на сцену С.И. Мамонтов писал: «...нам бог послал такого роскошного баритона…». В этом театре начинали свой творческий путь А.В. Секар-Рожанский, Н.В. Салина, Т.С. Любатович, Е.Я. Цветкова, В.Н. Петрова-Званцева, жена художника М.А. Врубеля - Н.И. Забела-Врубель и Ф.И. Шаляпин, которого на первых же репетициях поразили сердечные отношения между актёрами.
Первым спектаклем была «Русалка» А.С. Даргомыжского. Первое представление Московской частой русской оперы критика приняла плохо. Потребовалось немало мужества, чтобы устоять. Савва Иванович был далёк от мысли о мгновенной победе. Он не искал славы для себя, он не хотел, чтобы его имя появлялось в афише. Официально директором театра числился Кротков, затем Винтер. Савва Иванович хотел славы русской музыке, русскому искусству, потому что «ни в одной цивилизованной стране Европы отечественная музыка не находится в таком загоне, как у нас в России». Не «я», но совершаемое дело важно, поэтому не смогли остановить его в этом стремлении плохие рецензии. Молодой состав труппы театра, набранной Саввой Ивановичем, поверил в него, в своего неофициального руководителя. Успех и признание современников пришли. Как правило, билеты в Частную русскую оперу были значительно дешевле, чем в остальные театры, тем самым Мамонтов дал возможность небогатым людям познакомиться с отличными образцами оперного искусства.
На сцене Московской частной русской оперы впервые были поставлены оперы таких замечательных русских композиторов, как Кюи, Римский-Корсаков, Мусоргский, Глинка, Даргомыжский, Бородин, произведения, которых не принимала дирекция Императорских театров. И современники высоко оценили, что Мамонтов с особенной любовью относится к постановке опер отечественных композиторов. Многих художников, актёров, композиторов Савва Иванович поддерживал и материально. Например, В.С. Калинников был тяжело болен и сильно нуждался. Когда Мамонтову о нём рассказали, то он немедленно познакомился с Калинниковым и перевёз его в Ялту, создал там все необходимые условия для жизни и творчества этого гениального композитора.
Савва Иванович имел особый дар намного раньше, чем другие, уловить в человеке талант. Широко, открыто шел он навстречу творчеству, искреннему порыву его, мастерству, живой деятельной мысли, оказывал помощь, не ожидая просьб. В жизни Московского художественного кружка роль Мамонтова не ограничивалась умением понимать искусство, умением ценить талантливого человека, хлебосольством и радушием хозяина дома. В общении с художниками раскрылись и другие таланты Саввы Ивановича, дар режиссёра, художественного руководителя театра. Мамонтовы регулярно устраивали любительские спектакли, послужившие основой Московской частной русской оперы. Савва Иванович писал прекрасные стихи и пьесы. «…Многие пьесы ставились на домашней сцене с успехом», - вспоминал В.М. Васнецов. Всё окружение Саввы Ивановича: его жена и дети, «братья Саввы Ивановича, и их семьи, племянницы, племянники – все жили искусством, сценой, пением в этом веющей художеством атмосфере и все оказывались под волшебным жезлом дяди Саввы прекрасными, чуть не гениальными артистами…».
4. Меценаты Самары и Самарской области
В XIX – начале XX века наиболее известными меценатами в Самаре были К.П. Головкин, В.А. Курлина, М.Д. Челышов и братья Шихобаловы. Братья Шихобаловы славились своей благотворительностью. Наибольшим размахом среди братьев выделялся Антон Николаевич. Он являлся членом почти всех самарских благотворительных и многих просветительских обществ и за свою благотворительность был награжден золотыми медалями всех степеней, орденами Станислава и Анны, знаком Красного Креста. Он заслужил звание почетного гражданина Самары, а 1 января 1907 года был пожалован в звание коммерции советника. А.Н. Шихобалов жертвовал деньги на строительство большого количества церквей и учебных заведений при них в Самаре и ее окрестностях. В Самаре практически полностью на его средства были построены церкви Покровская и Ильинская. Кроме того, он был старостой Свято-Троицкого женского монастыря Бузулукского уезда. При монастыре была открыта церковно-приходская школа, в которой обучались дети разных сословий. Дети жили в монастыре на полном обительском содержании. В Самаре А.Н. Шихобалов принял активное участие в постройке Кафедрального собора, он содержал и украшал его за свой счет.
В 1893 году Шихобалов отдал под богадельню для престарелых и увечных людей и странноприимный дом двухэтажный каменный особняк. Обеспечил Антон Николаевич Шихобалов и построенную им же возле Покровской церкви по последнему слову техники больницу. Были здесь рентгеновский кабинет, водолечебница, специальный кабинет для электротерапии и электродиагностики, две операционные, аптека, буфет и кухня. Половина из пятидесяти больничных кроватей здесь были бесплатными.