Смекни!
smekni.com

Основы культурологии (стр. 2 из 7)

Производство и торговля

В Египте были достаточно развиты ремесла и торговля. Большое разнообразие предметов, найденных в гробницах, доказывает, что египтяне умели с редким искусством обрабатывать золото, серебро, медь и что они создавали замечательные украшения из драгоценных камней. Ювелирные изделия (кольца, браслеты, подвески, серьги) отличались невероятным совершенством при IV, XII, XVIII и XX династиях.

Пользуясь примитивными инструментами, они успешно выделывали драгоценные ткани, изготовляли керамику, стекло, эмали. Монет не было: товары обменивались по соглашению. Народам Нубии, например, они отдавали свои сельскохозяйственные продукты и ремесленные изделия – пшеницу, лук, оружие, украшения – в обмен на дерево, кожи, золото и слоновую кость. Из Аравии привозились пряности и благовония, Финикия поставляла в большом количестве древесину (кедр). Начиная с XVIII династии египтяне завязывают достаточно выгодные деловые отношения со странами Евфрата и восточными островами Средиземного моря: медь, например, привозилась с Кипра.

Науки

По учению жрецов, основы науки были изначально переданы людям богом луны Тотом, который считался изобретателем письма и создал все свои произведения, вдохновленный высшим божеством. Греки отождествляли его с Гермесом Трисмегистом, что значит «трижды всесильный». Другому Гермесу древний Египет был обязан всеми гражданскими институтами. Астрономия достигла в Египте небывалых высот. В незапамятные времена египтяне, основываясь на наблюдении движения небесных тел, рассчитали астрономический год, разделенный на 12 месяцев по 30 дней, сгруппированных в три сельскохозяйственные сезона по 4 месяца в каждом: период разлива, период сева и период жатвы. К 360 дням года они добавляли 5 дней, соответствующих главным праздникам.

Медицина появилась также очень рано, но чаще всего она связывалась с магией. До нас дошли многочисленные медицинские трактаты: по гинекологии, по хирургии, прописи рецептов и различных лекарств.

Без всякого сомнения, египетские медики знали лечебные свойства растений. В области анатомии, напротив, их знания были ограниченными, несмотря на их опыт бальзамирования, так как с религиозной точки зрения труп считался священным.

Быт

Город делился на бедных и богатых. Жилые дома (глинобитные) отличались разнообразием в зависимости от достатка владельца. В богатых домах была мебель: кровати, кресла, столики, скамейки, лари; в бедных – обходились простыми циновками.

Одежда древних египтян отличалась простатой и обычно ограничивалась набедренной повязкой или юбкой. Использовались также рубахи (у женщин длинные) и плащи. Пользовались календарем (12 месяцев по 30 дней, остальные дни не входили в календарь, и были днями празднеств). Часами пользовались водными – прототип песочных. В семейных отношениях был изобретен брачный договор. Из пищи не употребляли рыбу.

Главное:

- централизованная власть, основанная на системе ирригации

- во главе фараон, который имел неограниченную, божественную власть, все формально принадлежало ему (и земля, и вода)

- жизнь и времяисчисление связаны с разливами Нила

- вера в загробную жизнь, связь тела с духом

- развитие культуры обусловлено развитием рабовладельческого общества

- пирамиды как главное культурное достояние

- в Египте впервые создан госаппарат (грамотные чиновники)

- большое количество писцов, перепись каждый год (говорит о эконом. мощи).

4. Основные этапы развития материальной и духовной культуры Египта. Место и роль человека в религии и искусстве

I Основные этапы развития материальной и духовной культуры Египта.

Хронологические рамки существованияДревнего Египта как с играющей значимую роль в историческом процессе цивилизации – IV–III тыс. д. н.э. – рубеж н.э.

Зарождение египетской народности происходило еще в 10–8 тыс. д. н.э., когда многочисленные тогда еще первобытные племена стали заселять долину Нила. Со временем племена перемешивались, перенимали отличительные черты друг друга. К 4 тысячелетию до н.э. можно говорить о том, что в Египте сформировалась определенная народность – тот тип людей, который мы находим на памятниках египетской культуры. Отличительными чертами этого типа были:

· Высокий рост

· Черные прямые волосы

· Утолщенные губы

В 3 тыс. до н.э. при фараоне Менесе было объединено государство. В дальнейшем саму историю страны в Египте отсчитывали по династиям; нескончаемые имена фараонов, одно длиннее другого, служили средством разделять периоды времени. Цикличность, так характерна для Египта повлияла и на развитие его материальной и духовной культуры. Сами циклы, точкой отсчета которых стали разливы Нила (египетский новый год) стали краеугольным камнем всего мировосприятия Египтян. После окончания одного цикла начинается следующий, а за ним еще один и еще… Жителю Египта само понятие какого-то исторического прогресса было чуждо, о чем писал еще О. Шпенглер в своем «Закате Европы». Проходили годы и годы, а египетская пластика оставалась такой же примитивной, как и раньше. Подчиненность традициям, нежелание вносить изменения в жизнь – доминирующая черта миросознания египтян.

В связи с этим, все глобальные изменения в культуре Египта были связаны с влиянием извне. Можно выделить три основных этапа:

1. Древний Египет 4–1 тыс д. н.э.

На этом этапе были сделаны все основные достижения египетской культуры

Создание усыпальниц фараонов

- 1-я – пирамида Джосера, ступенчатая и возвышается как лестница к небу

- самая известная – пирамида Хеопса в Гизе. Строилась более 20 лет; высота 146 т; одно из чудес света;

- впоследствии пирамиды стали строить не из камня, а из кирпича; их размер уменьшается;

- чтобы защитить погребения от грабителей, строительство пирамид прекращают, начинают строится гробницы-тайники, тщательно скрытые от чужих глаз. Часто их делали в скалах. Заупокойный храм фараона Ментухотепа 1 – скальная гробница, 15 в. д. н.э.

Развитие письменности; эволюция иероглифического письма

- иероглифы – изображения животных, людей и неодушевленных предметов

- запись иероглифами абстрактных понятий (использовалось сочетание вещественных иероглифов); следует отметить, что египтяне считали свою письменность очень простой для изучения и даже говорили о поголовной грамотности населения;

- создание скорописи, или иератического письма, – переход от иероглифической письменности к слоговой, что явилось несомненным достижением; некоторые культуры этот переход так и не совершили;

- создание демотического письма, еще более совершенного и более подходившего для потребностей гос-ва.

Создание культовых сооружений

- эволюция колонн от деревянных к каменным – каменные точно копируют деревянные

2. Египет под персидским владычеством – период упадка национального самосознания, разрушения традиционных ценностей

3. Эллинистический Египет 332 –36 год д. н.э.

В течение этого периода египетская культура пережила свой последний расцвет, который впрочем продолжался недолго и, возможно, был связан скорее с территориальным положением египетских городов (особенно Александрии, основанной А. Македонским), чем с культурным подъемом в сознании жителей Египта.

В это время был построен знаменитый Александрийский маяк – одно из чудес света. Повсеместно распространяется почитание бога Сараписа, соединившего в себе важнейшие черты богов греков и Египтиан.

4. Египет – римская провинция. Римляне, завоевав Египет стремились выжать и этой богатой к тому времени страны все, что только было можно. Постоянно повышались налоги, часто возникали беспорядки. Мятежи, которые подавлялись с истинно римской жестокостью. Собственно египетская культура исчезла; гений Египта, как сказали бы римляне, отвернулся от страны, что в конечном итоге привело к исчезновению цивилизации. В 6 веке нашей эры Египет был завоеван арабами, которые принесли туда ислам.

II Место и роль человека в религии и искусстве.

В древнем Египте человеку как конкретной личности отводилась подчиненная роль. Это связано с коллективизмом, без которого было бы немыслимо выживание цивилизации в столь суровой стране.

Роль фараона была очень велика, поскольку он считался сыном солнца. Роль архитекторов была очень велика, поскольку именно они возводили пирамиды, а также различные каменные изваяния и культовые сооружения. Поэтому, читая материалы по истории Египта, обычно чаще всего можно встретить имена фараонов и архитекторов.

Роль человека в религии была двойственной. С одной стороны, человек считался мелкой сошкой, выполняющей прихоти богов, но с другой – часть богов для просвещения людей принимала человеческий облик (Осирис). Кроме того, египтяне очень заботились о загробной жизни своей души, порой больше, чем о мирской жизни своего тела. Вся жизнь для большинства жителей Египта виделась непрерывной подготовкой к существованию после смерти. Соблюдение необходимых религиозных правил, а также изучение того, как себя вести после смерти, было условием достойной жизни по окончании земного существования. Таким образом, роль человека в религии Египта состояла в ведении правильной жизни, строгом подчинении государственной власти, участии в строительстве культовых сооружений и отправлении религиозных культов, и подготовке к загробному существованию с надеждой на возрождение в земном теле через 3000 лет.

Искусство в Египте имело религиозный характер. Человек безусловно являлся объектом изображения, но такое изображение носило скорее подчиненный характер: человек выступал необходимым элементом окружающего ландшафта. Если каким-то изображениям и придавалось повышенное значение, то это были лишь фараон и боги, которых в Египте было великое множество. В целом рисунки людей были не персонифицированы, в них практически нельзя было распознать личность. Исключением были лишь рисунки времени фараона Эхнатона; пожалуй, в его время внимание к личности в египетском обществе достигло своего апогея.