Смекни!
smekni.com

Основы культурологии (стр. 4 из 7)

6. Как результат всего вышеперечисленного, у китайцев развилась склонность к догматизму и конформизму, уверенность в правильности государственных истин.

Наука и искусство Древнего Китая

Наука

Китайцы первыми ввели понятие отрицательных чисел, знали арифметическую прогрессию, составляли системы уравнений.

Астрономами был составлен первый в мире звездный каталог на 800 светил, а также первые карты звездного неба.

Китайские врачи изобрели наркотики и активно применяли их в лечебной практике. Они также были лидерами в применении иглоукалывания и прижигания.

Технические изобретения: водяная мельница, водоподъемный насос, первый в мире сейсмограф

Письменность

Развитая система иероглифического письма (более 2000 иероглифов). К 3 веку нашей эры их число достигло 18000. Для систематизации лексического материала стали использоваться словари.

Изготовление бумаги – одно из величайших изобретений китайцев

Литература

Особенно развита поэзия, наиболее известные памятники – «Книга песен», «Книга перемен».

Существовали исторические труды.

Живопись тушью на бумаге, шелке высокоразвита

Прикладные искусства

Изготовление бронзовых зеркал, резьба по нефриту и кости. Самый высокий уровень техники обработки нефрита

Художественная керамика; позднее – изобретение фарфора, лаковые изделия

Архитектура

Типичное здание – пагода, т.е. здание, состоящее из опор в виде деревянных столбов, с черепичной крышей, которая имела поднятые вверх края и четко обозначенный карниз.

Множество императорских дворцов (более 700), один из них гигантский.

Во время объединения в единое государство строилась основная часть Великой китайской стены.

Музыка и театр

В Древнем Китае знали более 20 музыкальных инструментов, сочиняли трактаты о музыке, готовили профессиональных музыкантов, обслуживающих церемонии.

Развитое театральное искусство, цирковые представления, акробатика, выступления мимов, театр кукол и теней.

7. Конфуцианство и его роль в определении и формировании основных параметров политической и социальной культуры народов Дальнего Китая

Конфуцианство – это этико-философское учение, разработанное ее основателем Кун-цзы или Конфуцием (551–479 до н.э.), развитое его последователями и вошедшее в религиозный комплекс Китая, Кореи, Японии и некоторых других стран.

Учение:

1. Как возможно совершенное государство?

2. Как возможно совершенное общество?

3. Как воспитать совершенного человека?

Для К. важны 5 «постоянств»:

· Ритуал (ценен в управлении страной, обеспечивал сохранение моральных устоев об-ва)

Как возможно совершенное общество?

Об-во основано на семье, «настоящая семья основана на почитании мужа женой, отца сыном, старшего брата младшим».

Как воспитать совершенного человека?

Совершенный человек (цзюнь цзы, или благородный муж) стремится к истине, а сяо джень (подлый человек) – к выгоде.

Б.м. следует традициям и ритуалу (Ли), одинаково почтителен со всеми. Главный принцип – гуманность (Жэнь).

Золотое правило нравственности: поступай по отношению к другим так, как хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе.

Мэн-цзы (372–289 до н.э.) развил тезис о сущности добродеятельного правления.

Рубеж новой эры: к ритуалу прибавляется закон, причем верхами управлять надо с пом. ритуала, а низами – с пом. закона и наказания.

II в. до н.э.: характер государственной идеологии.

Средние Века: синтез элементов к. и буддизма.

Влияние:

· Конфуцианская элита мыслит себя носителем абсолютного знания.

· Синкретические верования народа рассматриваются как ересь и вульгарные суеверия.

· Гос-во-верховный религиозный институт

· Обожествление императора

· Сын Неба – высший жрец и совершенство

· Воля императора – закон

· Торжественные обряды поклонения Небу

· Трепет и суеверие перед символом императорской власти – драконом.

· Раболепие и покорность подданных

· Растет разрыв между подданными и чиновным сословием

· Обожествление Конфуция

После 1949 г. к. было почти полностью отброшено.

Сейчас традиционные нормы и институты широко распространены в Китае, на Тайване и среди этнических китайцев.

8. Древнеиндийская политическая культура и развитие науки управления государством

Государственность в Индии сформировалась достаточно поздно, около I тыс. н.э., т.к. процессу ее складывания мешало сословное деление на варны.

Памятником законодательства и религии Индии является законы Ману. Это сборник правовых норм, составленный предположительно около V века до н.э. (но записанный гораздо позже), сделался кодексом социального строя Индии на все последующие столетия. В нем кастовая структура индийского общества закреплялась и освящалась религией.

Кастовая система в древнеиндийском обществе утверждалась достаточно долго. Само понятие касты подразумевает деление людей на сословия – Варны. Высшая считалась варна жрецов – бахманов, затем шли кшатрии (воины, из которых выходили князья и цари), затем вайшьи (свободные общинники-земледельцы, скотоводы и торговцы) и, atlast, шудры (слуги). Первые три касты – благородные, последние воплощали в себе все низменное, им запрещалось в ритуалах, занимать ответственные должности и владеть землей. Принадлежность человека к касте определялась его рождением и была вечной.

Индия всегда боялась анархии в своем государстве, за счет этого царь наделялся достаточно обширными полномочиями. Они считали, что лучше иметь хоть какого-нибудь царя, чем никакого. Подданные сами избирали себе царя.

Процедура вхождения на престол занимала целый год.

Царь в Древней Индии считался:

· Самодержцем,

· Божественным,

· Верховным законодателем,

· Защитником своих подданных.

Однако царь был обязан прислушиваться и к советам своих министров. Особенность функций министров было то, что помимо советов они должны были вступать с царем в споры, в противном случае министр мог быть даже отстранен от своей должности.

Наследование престола так же имело место. Этот процесс происходил так же как и в Египте, наследник мог вступить на престол еще при жизни отца, но отец в данном случае или убивался, или по традиции становился отшельником. Еще одной особенностью во властных отношениях в Индии было и то, что править могла женщина. В роли правительницы могла выступать как главная жена царя, так и его законная дочь.

Само государство делилось на провинции, которыми управляли члены царской семьи. Основной налог, который существовал в Индии, был налог на землю. Еще одним изобретением в Древнеиндийском государстве стало нечто подобное страховки.

Взяточничество чиновников и просто воровство жестоко наказывались (применялись пытки, смертная казнь).

При царе существовал Тайный совет, который состоял от 7 до 37 человек. Это был главный орган управления. Главный советник назывался мантрин.

В Индии была сделана первая попытка создать супер секретную службу. Страна была опутана шпионской сетью. Агентов специально обучали, они были очень образованны, имели публичную профессию. Весь шпионский состав набирался из сирот. Слежка велась за 40 знатными фамилиями.

В Индии была создана книга о политической культуре и основах государственного управления. Артхашастра является одним из важнейших литературных памятников, сохранившим ценные сведения об общественно-экономическом устройстве Древней Индии и системе ее государственного управления. Вероятнее всего Артхашастра возникла не сразу, а оформлялась на протяжении длительного периода времени.

9. Буддизм – первая мировая религия, мировоззренческая основа художественной культуры народов Азии

Буддизм – самая древняя мировая религия.

Он возник в I тыс. до н.э. в Индии. Закрепился в сознании многих регионов: Южной, Юго-Восточной, Центральной Азии, Дальнего Востока.

Согласно преданию, основателем буддизма был знатный член племенного образования Шакья – «царевич» Сиддхартха Гаутама.

Основные идеи

Учение изложено в ряде канонических сборников, главный из которых «Типитака».

Жизнь – это выражение различных комбинаций нематериальных частиц (дхарм).

Их сочетание определяет бытие человека, животного, растения и т.д.

Распадение комбинации – смерть, но дхармы создают новую комбинацию. Цепь перерождений может быть прервана, что означает достижение нирваны – состояния покоя, блаженства, слияния с Буддой. Это возможно лишь при ведении добродетельной жизни.

«Четыре великие истины»:

1. жизнь есть страдание

2. причина всех страданий – желание

3. страдания можно прекратить путем избавления от желаний. Для этого необходимо

4. вести добродетельную жизнь по законом «правильного поведения»

«Правильное поведение» означает следовать принципам:

· не убей и не причиняй никому вреда

· не укради

· не лги

· не прелюбодействуй

· не употребляй дурманящих разум напитков

· для монашества – аскетизм

· самоуглубление и созерцание – медитация

На пути к нирване людям помогает Будда (он творец мира, а мир существует сам по себе) и бодхисатвы – существа, которым осталось сделать последний шаг до нирваны, но которые не делают его сознательно, а хотят помочь людям.

Буддийский пантеон объединяет множество богов как индийского происхождения, так и неиндийских народов, принявших буддизм.

Направления:

· «Узкий» путь спасения – хинаяна (крайний аскетизм, путь к нирване через монашеское состояние).

· «Широкий» путь спасения – махаяна (допускалась возможность спасения мирян, возрастала значимость молитвы, обряда).

III–I вв. До н.э. – распространение в южном и восточном направлении, в основном в форме хинаяна

Рубеж эры – другие направления, в форме махаяны.

Б. исчез из Индии в начале II тысячелетия под ударами мусульманских завоевателей.