Смекни!
smekni.com

Основы культурологии (стр. 5 из 7)

По учению тхеравады, человек сам ответствен за свое спасение и не зависим в этом от воли высших сил (богов). Богам прямо не отказано в существовании, но считается, что они подчинены постоянному процессу перерождений по закону кармы так же, как и люди. Помощь богов не обязательна для продвижения по пути к ниббане, поэтому теология в тхераваде не разрабатывалась. Главные объекты поклонения называются «тремя прибежищами», и каждый верный последователь Пути возлагает на них свои надежды: (1) Будда – не в качестве бога, но как учитель и пример; (2) дхамма – истина, которой учил Будда; (3) сангха – учрежденное Буддой братство последователей.

Где распространен Буддизм?

· Шри – Ланка

· Таиланд

· Вьетнам

· Мьянма

· Камбоджа

· Лаос

· Вьетнам

В период колониальной зависимости в сер. XIX – нач. XX в. б. использовался как символ в борьбе за независимость, за мобилизацию верующих на борьбу за национальное освобождение. После б. так и остался частью государственной идеологии, модернизованные идеи легли в основу социальных и политических концепций национального развития.

Влияние на художественную культуру:

· Строительство храмов. Сначала это пещерные храмы, затем чайтья – продолговатые залы с двумя рядами колонн и ступой, помещенной в закругленном конце зала напротив входа. Многочисленные храмы были созданы при Ашоке (сделал буддизм государственной религией)

· Скульптура. Изображения Будды выполнены в строгом соответствии с общеиндийским религиозным каноном. Богатство и роскошь в храмах Аджанты: скульптуры, резьба на разнообразные сюжеты из жизни Будды. Период Гуптов: создание двухметровой медной статуи Будды, воплощающей неземную силу и внутреннюю сосредоточенность высшего существа.

· Не оказал влияние на развитие живописи

Влияние на культуру вообще, не только на художественную:

· именно буддизм способствовал изменению самого типа индийской религиозности и культуры вообще: во многом под влиянием буддизма в центре ортодоксальной традиции оказались не сложные жертвоприношения, а йогическая практика самопознания и самоусовершенствования, не стремление к рождению в небесном мире богов (сварга), а воля к обретению освобождения от цепи рождений-смертей и познанию окончательной и абсолютной истины. В этике же буддизм способствовал замене принципов ритуальной чистоты и сакрального действия, определенных статусными нормами, принципами личной нравственности, базирующейся на нормах ненасилия (ахимса) и сострадания всему живому. Даже то, что в поздневедийскую и классическую эпохи вегетарианство и воздержание от алкоголя становятся нормами повседневной жизни высших сословий Индии – тоже заслуга буддизма (и отчасти, конечно, джайнизма).

· Именно через буддизм народы Восточной Азии знакомились с китайской культурой, в том числе и с ее небуддийскими пластами, хотя в дальнейшем буддизм мог быть (и зачастую бывал) оттеснен другими формами китайских идеологических доктрин (прежде всего конфуцианством). Но и в случае подобного оттеснения буддизм зачастую сохранял значительное влияние (особенно ощутимое во Вьетнаме и несколько меньшее в Японии; только в Корее конфуцианству после XV века удалось полностью оттеснить буддизм на обочину культурной традиции и маргинализировать его).

· Именно буддизм из всех идеологических течений Китая был меньше всего связан с китайской официальной идеологией и правящими кругами Государства Центра (т.е. он не мог использоваться в качестве орудия политического давления), что также способствовало его популярности в качестве средства приобщения к китайской культуре у народов Восточной Азии, особенно у тех, кто подобно вьетнамцам регулярно отстаивал свою независимость в вооруженных столкновениях с могучим соседом.

· Поскольку буддийские монахи в Китае были носителями не только Учения Будды, но и собственно китайской культуры во всем ее объеме, то они наряду с учением буддийских доктринальных текстов пропагандировали конфуцианскую образованность, достижения классической литературы и искусства Китая, даже далекие от буддизма.

· Именно благодаря буддизму Тибет не только приобщился к индийской культуре, но и стал хранителем индийской буддийской традиции, которую он воспроизвел с удивительной точностью, после исчезновения буддизма в Индии. Благодаря буддизму Тибет познакомился не только с сокровищами индийской философской мысли, но и с другими, не связанными с буддизмом, аспектами буддийской культуры: в жизнь тибетцев вошли драмы Калидасы, герои «Рамаяны» и «Махабхараты», ритмы санскритской поэзии. Даже тибетская письменность создается на основе переработки одного из индийских стилей письма – бенгальского, выполненной ученым и сановником тибетского царя Тхонми Самбхотой.

· Буддизм дал Индии целую плеяду великих мыслителей, получивших позднее в Тибете почетный титул «украшений Индии». Это Нагарджуна, Арьядэва, Чандракирти, Асанга, Васубандху и Дхармакирти.

10. Культура народов майя: особенности политической и социальной организации, достижения науки и техники

культура религия искусство общества

Культура народов Майя – особенности политической и социальной организации, достижения науки и техники.

Наиболее оригинальной и высокоразвитой среди мезоамериканских цивилизаций считается цивилизация майа (3000 г. до н.э. – XVI в н.э.). Этот народ, обладающий гениальными творческими способностями, называют одним из самых выдающихся на планете. Леман назвал майя «самой завораживающей из всех цивилизаций древней Америки».

Историю и культуру народов майя принято делить на три основных периода, границы между которыми весьма подвижны:

· Период формирования (1000 г. до н.э. – 317 г. н.э.)

· Древнее царство (217–987 гг. н.э.)

· Новое царство (987 гн. э.-XVI в.).

Согласно преданиям, майя пришли на территорию теперешней Мексики из Гондураса и Гватемалы. Повсеместный рост их городов предполагает однозначный вывод – до своего прихода сюда майа уже обладали единой и древней культурой.

Новая территория майя имела форму треугольника. Тогда появилась еще одна специфическая черта майя – расширение земель шло от периферии к центру, а не наоборот как повсюду.

Майяские города-государства (самые крупные и известные из них – Тикаль, Копан, Чичен-Ица, Ушмаль) были средоточением власти и культуры. Они имели свою схему застройки. Города становились центрами ремесленного производства, отмеченного настоящим расцветом расписной керамики.

Ядро (ритуальная, храмовая зона) располагалось на холме.

Вокруг него находились дворцы жречества и знати (амельхенов). Обычно это были монументальные дворцы из камня и извести в один – пять этажей, расположенные на террасах и платформах, фасадом ориентированные на восток. Они имели свои алтари, бани, были обставлены простой, но удобной мебелью (кроватями из прутьев, деревянными и каменными скамейками, столами и ширмами).

На периферии, у подножья холма располагались деревянные двух- и четырехкомнатные хижины простых горожан, крытые пальмовыми листьями.

Во главе города-государства стоял халач-виник (великий человек). Его власть была наследуемой, пожизненной и неограниченной.

Чтобы подчеркнуть избранность и исключительность правителя, воплощения божественных сил на земле, его лицо украшали изощренной татуировкой, нос с помощью пластического вещества наращивался до размеров огромного орлиного клюва, зубы затачивались и украшались нефритовыми пластинками, а мочки ушей прорезались и вытягивались с помощью индюшиных яиц.

Костюм подчеркивал священный вид халач-виника. Он был украшен блестящими цветными узорами из раковин, древесины камней и перьев. Множество ремней, браслетов, наколенников имело священные узелки, талисманы и амулеты. Его головной убор, оформленный в виде животного, должен был символизировать тесную связь с богом.

Майяская знать называлась амельхенами (от слова амельхоноб – тот, кто имеет оба имени – по отцу и по матери). Мужчины простого происхождения носили только имя отца, а дочери – только матери; кроме того человек имел имя, данное ему от рождения, и имя, характеризующее его внешний вид (прозвище).

Простолюдины делились на две группы:

· Зависимые, но лично свободные земледельцы, рабочие, ремесленники.

· Рабы, не принесенные в жертву богам пленные, должники и уголовники.

Низшие люди составляли соседскую общину, сообща владея землей. Их занятия по преимуществу было земледелие и птицеводство (индейки, утки). Они возводили пирамиды и дворцы, прокладывали дороги между городами («белые дороги»).

Все майа были религиозны. Мир в их представлении был сложным образованием, наводненным священными силами. Творцом всего сущего они считали бога Хунаб Ку. Он имел сына Ицамну (господина небес и верховного бога – основателя жречества), отождествляемого с солнцем (порядком, теплом, светом, мужским началом).

Согласно мировоззрениям майа боги и человек должны взаимно заботиться друг о друге. Боги дают людям жизнь, здоровье, богатство и счастье, а люди должны давать им свою энергию и кровь.

Отсюда идея об исключительной важности любой формы жертвоприношений. Ими могли быть цветы, пища, любимые животные и украшения, произведения искусства и ароматические смолы – все, что только дорого сердцу. Более серьезным видом жертвы считалось прокалывание языка щек и губ колючей проволокой или женская кровь. Майа были убеждены: раны в теле человека служили проходом сверхъестественных сил и предков в мир людей. С их помощью передавалась энергия звезд и светил на землю. Так достигалась реальная взаимосвязь и единство уровней космоса и земного сообщества.

Более жестокие жертвоприношения – ритуальные убийства и каннибализм – совершались в особо критических случаях (природные катаклизмы, политические события, эпидемии). Ритуал каннибализма осуществлялся лишь с одной целью – обрести достоинства умершего.