Смекни!
smekni.com

Повседневная жизнь эпохи позднего средневековья на основе картин мастеров Северного Возрождения (стр. 14 из 17)

Так как мода Северного Ренессанса сохранила многие черты предыдущего периода, обзор одежды следует начать немного заранее, а именно с XIV в. Мужчины и женщины носили в основном накладные и распашные одежды: котт (аналог современного платья), сюрко (первоначально был без рукавов, носился поверх котт), коттарди, жакет (короткая распашная одежда со стоячим воротником, туго стянутой талией и расходящейся пышной складчатой юбкой к бедрам и с рукавами-жиго), пурпуэн (мужская куртка с отрезным лифом и баской из трапециевидных клиньев или заложенной крупными складками), упелянд (распашная с застежкой до талии или накладная одежда, иногда опоясывающаяся. Рукава, расширенные книзу до 3 м, сужались у плеча, в зимнее время оторачивался мехом). Драпирующимися были только плащи, накидки, покрывала.

В этот период совершенствуется сама техника шитья. Уже в конце XIII в. впервые появляются вшивные рукава. Первоначально рукава пришивали временно, на день, а вечером отпарывали, так как одежда была очень узкой и снять иначе её было невозможно. Иногда рукава привязывали шнурками, и только позже, когда изобрели застёжку, стали вшивать постоянно.

В XIV в. появляются распашные одежды (т.е одежды, разрезанные спереди сверху донизу), а также воротники.

«Костюмы по своим формам становятся разнообразнее. В XIV в. появляются два модных направления: мода длинных и мода коротких одежд. Одни предпочитали носить длинные и свободные одежды такие как упелянды или плащи, другие (чаще всего молодёжь) – узкие и короткие, отличавшиеся сложностью кроя.

Текстиль был очень разнообразным: фламандское и итальянское сукно ярких цветов. Сукно было тонким, прочным и эластичным, одежда из него хорошо подгонялась к фигуре. Знать носила одежды из модных красного, зелёного, синего и белого цветов. Простолюдины ходили в одежде серого, землистого оттенка, окрашенной растительными красителями, например, соком орешника. Появляется ткань с эффектом «шан-жан», то есть меняющая цвет в зависимости от освещения. Очень моден был жёлтый цвет, считавшийся мужским. Жёлтое сукно было дорогим из-за дороговизны красителя». [38]

Чулки-штаны (шоссы) из эластичной ткани плотно облегали ноги. В XV в. обе половинки их соединили гульфиком, который вверху и сбоку пристегивали на пуговицы или шнуровали. Чулки-штаны привязывали к колету шнурками через специальные отверстия. Между колетом и штанами просматривалась нижняя сорочка. Долгое время сохранялась мода мипарти: одна штанина была гладкой, другая — полосатой.

«Повседневные платья шили обычно из ткани серого, чёрного, фиолетового цветов. Однако фиолетовый шёлк использовался также и для изготовления нарядной одежды. В котт фиолетового цвета одета дева Мария на картине Дюрера.

В эпоху готики в Европе ещё не умели изготовлять узорные ткани, поэтому сукно и шерсть расшивали золотыми и серебряными нитями. Роскошные узоры, различные орнаменты, например, очень модное «павлинье око», превращали ткань и саму одежду в драгоценное изделие. Одежда из красной английской шерсти «шарлах» отличного качества и зелёного гентского сукна считалась признаком хорошего тона. С XV в. с в моду вошёл чёрный барахат.

До XIV в. мужчины носили котт и сюрко, но эти длинные одежды постепенно заменялись короткими. Так появилась облегающая куртка котарди, напоминающая рыцарскую «рубашку», длинной до середины бёдер или короче, с рукавами различной длины и формы, иногда с длинными «языками». Котарди имела декоративный пояс из чеканных бляшек. Чуть позже появился жакет, плотно облегающий тело и туго стянутый на талии, ниже он расходился веером складок. Прямая и высокая линия плеч, тесное облегание тела одеждой обрисовывали формы и подчёркивали мужественность. При этом допускалась некоторая игривость: выглядывающие рубашка, нижнее бельё, детали штанов, пояса, подвязки.

Приблизительно с 1360 г. появляется свободный широкий упелянд, сменивший сюрко. Упелянд шился из сукна, шерсти, шёлка ; если он был из дорогих тканей, то считался праздничной одеждой. Мог быть разной длины: от середины бёдер, как жакет, и до пола».[39] В упелянд одет Дюрер на своих автопортретах. Отличительная особенность этой одежды – сильно расширенные внизу рукава. Типичный упелянд можно видеть на иллюстрации из книги «Космография». Упелянд существовал в двух вариантах – укороченный (предпочитался в основном молодыми людьми) и длинный, получивший распространение среди знати. Для особо торжественных случаев знатные особы надевали упелянды из блестящего сукна, бархата или парчи. Для верховой езды использовался упелянд средней длины.

Женская одежда была длинной и многослойной, шилась из ярких контрастных тканей с роскошной узорчатой вышивкой: нижняя рубашка, платье котт, сюрко, плащ или упелянд. Почти все женщины, изображённые на картинах художников северного Возрождения одеты именно так: котт, из-под него выглядывает нижняя рубашка светлого цвета. Сначала котт шнуровался на груди и по бокам. Сквозь шнуровку проглядывала тонкая рубашка кремового цвета, подкрашенная шафраном. Постепенно крой изменился так, что котт и сюрко стали тесно облегать тело. Подол сюрко был поддёрнут и из-под него выглядывало контрастное по цвету котт. На животе под котт прикрепляли стёганые подушечки-босы; сзади на юбке был шлейф. Также сюрко могло иметь длинные рукава с «языками», тогда это было своего рода женское котарди.

Женские головные уборы были весьма причудливы и вычурны. Это рогатые чепцы, высокие конусообразные колпаки генины, «сахарная голова», эннены. Головные уборы выполнялись из парчи и бархата на каркасе и дополнялись вуалью. Церковь считала их карикатурой на готические соборы и неоднократно подвергала их проклятию и публичному сожжению. В Нюрнбергских законах о роскоши сказано: «Наши бюргеры, члены совета, постановили, что запрещается бюргерам, молодым и старым, носить серебряные пояса стоимостью больше чем в полмарки серебром. Запрещается им носить серебряные карманы, серебряные итальянские ножи, обувь с разрезом, сюртуки с разрезом внизу или у рукавов /разрезы делались из щегольства, для того чтобы из-под платья выглядывало белье более светлого цвета или сшитое из дорогой материи – авт./, четки стоимостью больше чем в 12 геллеров. Четки разрешается носить лишь спереди у боков, как это принято было в старину. Запрещается также мужчинам и женщинам носить застежки, пряжки, кольца и лутовки у рукавов выше локтя. Кто в будущем нарушит это правило, платит 1 фунт геллеров штрафа… Запрещается также бюргершам иметь больше двух цельных меховых одежд. Запрещается также женам и вдовам бюргеров и молодым девушкам носить горностаевые шубы под одеждой или в другом виде. Хозяин женщины, нарушившей это правило, уплачивает в пользу города штраф в 10 фунтов геллеров...

Запрещается также женам, вдовам или дочерям бюргеров переплетать волосы золотом, серебром, жемчугом или драгоценными камнями. За нарушение этого они платят указанный выше штраф. Запрещается также бюргерам носить жесткое или блестящее полотно красного цвета, именуемое «шетер». Исключения представляют лишь лица, достигшие пятидесятилетнего возраста. Нарушивший это правило платит в пользу города 5 фунтов геллеров штрафа. Запрещается также молодым и старым носить пробор на голове. Следует носить вихры, как это принято было в старину. Кто нарушит это правило, платит 5 фунтов геллеров штрафа. Запрещается также бюргерам под угрозой уплаты указанного штрафа носить венецианское сукно». [40]Однако с середины XVI в. ограничение на ношение тех или иных видов дорогих тканей или драгоценностей становятся менее строгими и не препятствовали росту роскоши имущих слоёв населения. В то же время начался рост производства имитаций дорогих материалов, различных фальшивых украшений. Эти товары были ориентированы на горожан и зажиточных крестьян.

Обувь была разнообразной и имела клювообразный носок. Это полусапоги пуллены, хуссо для верховой езды, галоши, башмаки на низком каблуке и многое другое. Обувь знатных людей была из золочёной и пурпурной кожи.

В XV-XVI вв. мужская одежда Германии и Нидерландов, в основном походила мужской костюм других стран. Однако в её силуэте значительно резче выявлялись горизонтальные линии, преувеличивались объемы. Чрезмерным было увлечение разрезами, которыми обильно украшались колеты, штаны, головные уборы, обувь, перчатки.

Разрезы на ткани пришли в моду из костюма ландскнехтов — солдат наемной армии, которые обычно прорезали свою трофейную одежду в местах плечевых, локтевых и коленных сгибов для удобства движения. Повышенный интерес к ним как к средству декоративного украшения одежды очень быстро распространился в костюме Западной Европы, особенно в костюме Германии. Разрезы длиной 5-8 см в форме овала, сердца, треугольника, ромба располагали вертикальными или диагональными рядами по всей поверхности ткани. Ткань подкладки выпускалась через разрезы, создавая буфы разной величины и формы. С середины XVI в. к подкладке пришивали полосы ткани, которые декоративно свисали по всей длине одежды. Таковы были основные виды и модели одежды, получившие распространение в странах Северного Возрождения. Как уже упоминалось, Германия оказывала значительное влияние на Нидерланды практически во всех сферах жизни в целом и на внешний вид одежды и аксессуаров в частности. Но несмотря на большое количество сходных деталей в костюме этих стран, следует отметить характерные особенности. костюма Германии. Яркий пример такой одежды можно видеть на картине Лукаса Кранаха Старшего «Мужчина со стрелой».