Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Камчатский государственный педагогический университет имени Витуса Беринга»
Кафедра истории России и зарубежных стран
Праздники и зрелища в истории Древнеримской цивилизации.
Петропавловск – Камчатский 2010
План
Введение
I. Истоки зарождения праздников и зрелищ в Древнеримской цивилизации
1.1 Влияние чужеземной культуры на музыку, музыкальные жанры и музыкальные инструменты
1.2 История местных верований, культов и религиозных обрядов, как неотъемлемая часть происхождения римских празднеств и зрелищ
II. Появление в Древнем Риме традиции - организовывать публичные зрелища и игры для развлечения народа
2.1 Обеты, даваемые богам знатными римлянами, послужили началом проведения публичных зрелищ и игр для населения
2.2 Особенность римского театра
2.3 Трансформация гладиаторских боев в кровавые зрелища, которые впоследствии стали излюбленным развлечением римлян
Заключение
Список источников и литературы
Введение
Отдых − после дел, говорила римская пословица. Свободным временем римляне пользовались по-разному. Люди образованные, с высокими духовными интересами посвящали себя науке или литературе, не считая это «делами», а рассматривая скорее как досуг, как « отдохновение духа». Так что отдыхать для римлян отнюдь не значило ничего не делать. Выбор занятий был широкий: спорт, охота, беседы и особенно посещение зрелищ. Зрелищ было много, и каждый мог отыскать то, которое ему было больше всего по душе: театр, бои гладиаторов, гонки на колесницах, выступления акробатов. Иногда отправлялись просто подивиться на какого-нибудь экзотического дикого зверя. Одни искали тишины и покоя, другие – шумных, неистовых развлечений. Одни удалялись на отдых из города в деревню, к себе в поместье, а иных манили к себе соблазны больших городов.
В нашей работе мы постараемся рассмотреть, как в древнеримской цивилизации зарождались традиции отмечать праздники и зрелища, каковы были корни их происхождения и как, с течением времени, они культивировались и превращались в грандиозные зрелища и игры для развлечения населения.
Цель работы: показать какую роль играли праздники и зрелища в жизни древнеримской цивилизации.
Задачи: рассмотреть истоки зарождения праздников и зрелищ в древнеримской цивилизации; появление в Древнем Риме традиции, организовывать публичные зрелища и игры для развлечения народа.
Очень интересно описывает обычаи, нравы древних эллинов, и сопоставляет их с укладом повседневной жизни и духовными особенностями людей в ареале римской цивилизации, автор книги «Люди, нравы, обычаи Древней Греции и Рима»- Лидия Винничук. В ее книге прослеживаются все этапы развития Рима и Греции, их особенности. В результате сравнительного анализа возникает реальная и живая историческая картина событий на протяжении полутора тысячелетий. Автор широко использует в своей книге письменные и археологические источники, которые были изучены и обработаны ею лично. Книга изобилует цитатами из античных сочинений, что придает ей особое очарование при прочтении.
В нашей работе мы использовали следующие исторические источники: Гай Светоний Транквил «Жизнь двенадцати Цезарей», Квинт Гораций Флакк «Оды. Сатиры. Послания », Тит Макций Плавт « Избранные комедии», Теренций «Комедии», Тит Ливий « Римская история от основания города», Марк Тулий Цицерон « О старости. О дружбе. Об обязанностях», Луций Аннет Сенека « Нравственные письма к Луцию», Плиний Старший «Естественная история», Валей Патеркул « Римская история», Письма Плиния младшего.
Все эти авторы, выдающиеся деятели Римской истории, литературы, драматургии и философии. В своих трудах они очень подробно описывают жизнь, нравы, обычаи, увлечения жителей Древнеримской цивилизации. Из исторических источников берут начало все представления современников о жизни людей давно ушедшей эпохи. Древние авторы донесли до нас важные исторические факты тех или иных событий, иногда описывая с юмором тех или иных правителей, иногда осуждая их безнравственные поступки и хваля выдающиеся заслуги. Без этих выдающихся трудов мы не смогли бы составить более точную картину о жизни людей в великую Античную эпоху.
В этой работе мы постараемся более подробно рассмотреть, как зарождались обычаи людей в Древнеримской цивилизации справлять праздники, после тяжелой работы на земле, и проводить свое свободное время с пользой для совершенствования ума, тела и души.
древний рим праздник зрелище
I. Истоки зарождения праздников и зрелищ в Древнеримской Цивилизации
1.1 Влияние чужеземной культуры на музыку, музыкальные жанры и музыкальные инструменты
В древней Италии ни один праздник не обходился без музыки, пения и танцев, поэтому о них мы и поговорим в первую очередь. И здесь триединая хорея родилась в мире сельского труда, местных обрядов и культов. Песнями и танцами италийцы воздавали почести божествам, как это делали салии- жрецы бога Марса, составлявшие коллегию из 12 человек, возникшую еще на заре римской истории - при 2-ом царе Нуме Помпилии.1-го марта салии устраивали торжественные шествия в полном вооружении в честь их бога-покровителя. Они шли с песнями и трехтактной культовой пляской салиев – трипудием, которая требовала особой выносливости и силы, т.к. исполнялась в шлемах с мечами и копьями. И все же музыка, пение и танец не были в Италии так тесно связаны между собой, не составляли неразрывного единства, как это имело место в Греции, хотя каждый из этих элементов играл на Апеннинском полуострове огромную роль и в религиозных обрядах, и при массовых зрелищах, и в повседневной жизни общества. Можно говорить, таким образом, о музыке (в широком значении этого понятия, вместе с пением) культовой, сценической, аккомпанирующей и даже «концертной». Однако римляне были не так музыкальны, как греки, поэтому в их музыке рано стали заметны чужеземные влияния, проявлявшиеся как в тех или иных музыкальных жанрах, так и в составе инструментов.
Все музыканты, композиторы, а так же учителя музыки и пения в Риме были в основном иностранного происхождения, а именно из Греции или греческих городов на юге Италии, и Египта. А профессиональные танцовщицы и танцоры, выступавшие публично, приезжали в Вечный город из Сирии и Испании. С тех пор как в Риме стали утверждаться восточные культы и обряды, в них стали участвовать музыканты, прибывшие оттуда, откуда был заимствован и сам культ. В обрядах в честь богини Исиды принимали участие музыканты из Египта. Зато музыкантами, сопровождавшими чисто римские обряды, военными музыкантами и теми, кто аккомпанировал актерам на сцене, были преимущественно люди римского или италийского происхождения. Многие римские граждане относились почтительно к иноземным певцам и исполнителям, но некоторые показывали явное недовольство, так как опасались влияния чуждых Риму обычаев и нравов. Более того, некоторые музыканты пользовались в Риме особыми привилегиями, в награду за те услуги, которые оказывали они своей игрой или пением на общегосударственных торжествах. Известным певцам и музыкантам даже удавалось завязывать дружеские отношения с представителями знатнейших родов. Примером этого может служить судьба певца Тигелия Старшего из Сардинии, отмеченного благосклонностью самого Цезаря, а также его племянника или приемного сына Тигеллия Гермогена, певца и музыканта, неоднократно воспетого Горацием и восхищавшего своим искусством и царицу Клеопатру, когда она приехала в Рим, и Октавиана Августа.
Но артисты нуждались и в соответствующем образовании, помимо своего таланта. Существовали знаменитые школы мастеров. Цицерон причислял музыкантов, как и геометров, к тем людям, которые, занимаясь своим делом, одновременно обучают других. Тигелий Гермоген основал музыкальную школу, которую посещали и актрисы, выступавшие в мимах: это были главным образом гитеры, начавшие заниматься музыкой с середины II в. до н.э.
Некоторые музыканты обучали своему ремеслу даже императоров; кифаред Терпн был приглашен императором Нероном для занятий.
«Много дней подряд,- сообщает Светоний,- Нерон слушал его после обеда до поздней ночи, а затем и сам постепенно начал упражняться в этом искусстве.
Он не упускал ни одного из средств, какими обычно пользуются мастера для сохранения и укрепления голоса: лежал на спине со свинцовым листом на груди, очищал желудок промываниями и рвотой, воздерживался от плодов и других вредных для голоса кушаний. И хотя голос у него был слабый и сиплый, все же радуясь своим успехам, он пожелал выступить на сцене. « Чего никто не слышит, того никто не ценит», - повторял он друзьям греческую пословицу»[1]
Не только исполнителей, но и многие музыкальные инструменты римляне заимствовали у других народов, в особенности у греков. Из ударных инструментов они знали кимвал, на котором играли и мужчины, и женщины. В I в. до н. э. вместе с культом богини Исиды пришел из Египта систр – разновидность трещотки. Скабиллярии в театрах пользовались ножными кастаньетами, вделанными в деревянную подошву наподобие греческого «крупесиона». Так же широко были распространены струнные: лира, кифара и небольшая арфа треугольной формы – самбука. Среди духовых инструментов первое место занимали различные виды греческой флейты, которую римляне называли «тибиа». Хорошо знали в Риме и сирийскую флейту – ее можно было услышать на пирах, где играли и плясали сирийские флейтистки – танцовщицы; они же прислуживали и на публичных пирах, которые задавал Нерон. Пользовались в Риме также всевозможными дудками, свирелями, в том числе заимствованной у греков многоствольной сирингой. На спортивных состязаниях звучали трубы: ими успокаивали зрителей, призывая их сохранять тишину при объявлении победителей. Разновидностью витой трубы была буцина. Ее и сигнальный рог применяли в войске для подачи сигналов. Играли в древней Италии и на волынке: музыкантов-волынщиков упоминают и Марциал и Светоний. Надо заметить, что римляне прекрасно разбирались в музыкальных инструментах.