Смекни!
smekni.com

Садово-парковое искусство Японии (стр. 6 из 8)

Существует несколько традиционных способов расположения камней в дорожке: 1 – клин («гусиный строй»); 2 – четыре с тремя; 3 – три через два; 4 – зигзаг («тысячи птиц»). (рис.6)

Сад деревьев.

1. Учёт окружающего ландшафта.

Окружающий ландшафт может служить помехой создания сада, а может и благоприятствовать ему. Если рядом есть высокое здание, влияющее на освещённость, или шумная дорога, или неказистые постройки и свалка мусора, от них надо отгородиться, как-то замаскировать их. Если же с участка открывается красивый вид или он окружён естественным лесом, то всё это должно быть учтено при планировке сада, зрительно расширяя его территорию.

2. Образец подбора деревьев – природа.

При подборе садовых деревьев лучше всего обратиться за советом к окружающей природе или, если район уже заселён, к садам соседних участков. Многие виды деревьев, встречающиеся при осмотре окрестностей, прекрасно подходят к данной почве и климату, и посадка их становится одним из условий хорошего развития сада. Тут важно не противостоять природе. Если дерево подходит к данному участку, оно и само естественным образом выявит свою изначальную красоту, дав желаемый результат без особых усилий со стороны человека.

3. У каждого дерева – своя функция.

Крупные деревья определяют облик сада. Средние оживляют главные деревья и формируют основной объём сада. Низкие деревья создают необходимые акценты. Кустарники и травы выявляют композицию нижней части сада, завершая её формирование и оживляя деревья. Средние деревья могут служить также в качестве заслона, скрывающего участок от посторонних глаз снаружи или, наоборот, скрывают ландшафт, который не хотелось бы видеть из дома. Для этих целей лучше использовать вечнозелёные деревья.

4. Расположение главного дерева.

Если в композиции предусматривается главное дерево или группа деревьев, желательно, чтобы они были хорошо видны из дома.

5. Выбор деревьев.

Деревья подбирают по листьям, цветам или плодам. Листва может быть самой различной и по оттенкам, и по фактуре, и по форме. Цветы, сменяющиеся с сезоном, могут быть красивы, а могут быть и весьма невзрачными, но источать прекрасный аромат. То же можно сказать и о плодовых деревьях. Кроме того, есть радость и в любовании красотой облетевших деревьев, формой их оголённых ветвей.

6. Учёт примет, связанных с деревьями.

Некоторые деревья издавна связаны с народными приметами. Например, в Японии нандина приобрела славу растения, отвращающего невзгоды. В северных районах страны эту роль выполняет также софора, а в южных – сосна. Для успеха в делах вполне достаточно упомянуть перед чудесным деревом связанную с ним примету. Скажем, если ростовщик, сажая в дальней части сада китайскую айву, а в ближней – дуб зубчатый, просто будет произносить слово «заём», непременно появится какой-нибудь клиент, которому нужны деньги.

7. Зрительное увеличение участка.

Для зрительного увеличения размеров небольшого сада используются разные приёмы. Можно придать ему холмистый рельеф, насыпав, скажем, искусственную горку. Можно, наоборот, сделать на участке газон или мощёную площадку, сократив количество деревьев и оживив композицию кустарниками и травами. При этом следует иметь в виду, что открытые пространства вытянутой формы кажутся крупнее, чем квадратные или округлые, а площадки сложной конфигурации выглядят больше за счёт увеличения периметра. Увеличить размеры участка можно также благодаря кулисной перспективе, когда с помощью невысоких растений или оград создают несколько промежуточных, всё более удаляющихся планов. Причём для увеличения глубины сада высота растений должна уменьшаться по мере удаления от точки наблюдения. Немалое значение для зрительного увеличения глубины сада имеет колористическое распределение растений. Известно, что тёплые тона, такие, как жёлтый, оранжевый, кажутся ближе к наблюдателю, чем холодные цвета синих тонов, расположенные на том же расстоянии. Поэтому на переднем плане рекомендуется располагать растения тёплых тонов, а на заднем – тёмных. Интересным способом воображаемого увеличения размеров сада являются дорожки «в никуда». Если Вы идёте по дорожке и встречаете какое-то от неё ответвление, то возникает мысль, что оно куда-то ведёт, то есть там что-то ещё есть. На самом деле это ответвление может просто упираться в ограду, причём этот тупик обычно маскируется растениями.

японский сад ландшафтный дизайн

ГЛАВА III. Значение и применение японского сада

Для современного человека, живущего напряжённой жизнью, сад в японском стиле имеет особое значение. Атмосфера покоя, самоуглублённого созерцания, веками создававшаяся символика, благоприятно действующая на подсознание, – всё это способствует приобретению душевной гармонии, столь необходимой человеку XXI века.

Каждый уголок японского сада – законченная картина. Если грамотно «написать» эти картины, то сад будет обречён на успех.

Поэтому, начиная создавать сад в японском стиле, следует помнить о главном: понимание философии японской культуры вообще, и садового искусства в частности; наличие у дизайнера высокого художественного вкуса. Природа в Японии всегда была объектом искусства, а не фоном для него (как на Западе). И каждый японский сад – это храм поклонения природе. Ван Вэй - китайский художник (1699-1759) сказал: «Создать сад – значит, раскрыть природу Природы, закончив деяние Творца!» Достигается это при помощи синтеза искусств. Понимание и грамотное применение законов садового искусства, живописи, архитектуры, скульптуры рождает произведение садового искусства с многозначной содержательностью. Есть в Японии понятие «сейдзяку» – обретение спокойствия, тишины, гармонии. Японский сад, созданный по правилам и канонам, вызывает ощущение спокойствия, вечности и вселенской гармонии. Древнее название Японии – «Ямато» - переводится как «Великая Гармония»! Может быть, в этом и есть разгадка тайны под названием «японский сад»?! Ознакомившись со стилистикой японских садов, вам будет проще решить вопрос: какой именно сад вы захотите создать на своем участке, определиться с его проектом.

Сад Тэнрюдзи

Ярким примером садово-паркового искусства Японии является сад Тэнрюдзи близ Киото. Окрестности храма Тэнрюдзи с древности были так прекрасны, что их называли Хорай Сэнкё - страной вечной радости. Здесь, у подножия горы Камэяма, в западном пригороде Киото, еще в XIII веке находился дворец императора Госага, называвшийся Камэяма-доно, с садом в стиле синдэн. В 1329 году Мусо Сосэки поручили переделать дворец в дзэнский храм и внести изменения в планировку сада.

Сад Тэнрюдзи разноплановый. Он включает и песчаный сад, и сад мхов, и композиции из камней. В центре сада расположен водоем в форме иероглифа «сердце». За этим озером поднимаются вверх деревья, которые позже переходят в естественный лес на склоне горы Арасияма. Именно этот склон служит фоном для всей панорамы сада.Главная достопримечательность сада Тэнрюдзи - группа камней, символизирующих водопад. Такая композиция обычно связыва¬ется с китайской легендой о карпе, преодолевшем пороги водопада и став¬шем драконом. Карп и каскад можно считать основой построения сцены, расположенной напротив дома настоятеля монастыря. Этот карп – характерный для Востока символ. Он обозначает талант и преуспевание в творчестве. Перед водопадом расположен знаменитый каменный мост (возможно, естественного происхождения), состоящий из двух частей. Считается, что группа камней в водоеме изображает гору Сумэру - центр буддийского Универсума.

Монохромность пейзажа сада нарушают цветовые пятна белых лотосов, ярко-желтых кувшинок в воде и ирисов на берегу.Цель такого приема – ввести в сад элемент декоративности. Большая свобода композиции сада, заключающая в себе идею взаимосвязанности всего в природе и построенная на чередовании переходящих друг в друга «картин», очень тщательно построена. Естественность и величие природы – то идеальное впечатление, к которому стремился художник и которое возникает у зрителя благодаря продуманной точности композиции сада. При этом существенным становится то, под каким углом виден из интерьера здания водопад, будет ли он блестеть в лунную ночь. Не менее тщательно продумано расположение растений в разные времена года, изменение и соотношение цветовых и пластических объемов, когда цветущая вишня видна на фоне песчаного сада или когда осенняя листва отражается в воде пруда. Естественные материалы были специально отобраны человеком. Критерием для отбора служили форма, фактура, цвет, а также их сочетания, их способность образовывать выразительные композиции, по своему облику близкие к природным.