Смекни!
smekni.com

Садово-парковое искусство Японии (стр. 7 из 8)

Рёандзи, или Сад храмаумиротворенного дракона.

Из всех садов для созерцания, выполненных в технике сухого ландшафта (каресансуи), сад храма Рёандзи, расположенного на территории монастыря Дайдзи-ин в Киото, — самый выразительный, исполненный глубокого смысла и заслуженно знаменитый. Именно этот сад вдохновляет многих дизайнеров по всему миру на создание подобных каменных композиций, но никто еще не смог превзойти оригинал.

Рёандзи (что означает «храм Умиротворенного дракона») основан в 1450 году и принадлежит дзен-буддистской школе Ринцай. Вокруг него — несколько садов, но только одному из них — созданному в конце XV века «саду камней» — суждено было стать известным на весь мир. Сад представляет собой строгий прямоугольник приблизительно 10×25 метров, вытянутый с востока на запад (и хорошо освещенный весь день). С трех сторон он окружен низкой глинобитной, покрытой черепицей стеной, а с четвертой к нему примыкает одна из деревянных храмовых построек: вид на сад открывается из внутренних помещений (если раздвинуты перегородки) и с открытого, чуть приподнятого над землей деревянного настила — веранды для созерцания (эн). Вся плоскость прямоугольника засыпана мелким, светлым речным гравием, аккуратно прочесанным специальными деревянными граблями с короткими зубьями так, что на его поверхности оставлены строго параллельные продольные полоски. В поле гравия размещены пять групп камней — две состоят из двух, две их трех и одна из пяти камней разного размера.

Композиция каждой группы и всех групп вместе ближе всего к разносторонним треугольникам. Самый большой из них длинной стороной обращен к зрителю, короткой — налево, а средней — направо. Каждая группа окружена подбивкой из мха — единственной живой субстанции в этом саду — и концентрическими кругами, прочерченными на поверхности гравия, как если бы это были круги на воде. К дальнему от входа (и правому, если смотреть с веранды) углу окружающая сад стенка немного понижается: это практически незаметно, если смотреть на нее сбоку, но достаточно для того, чтобы усилить эффект перспективы, если смотреть на сад в профиль, с восточной стороны. Ходить по гравию не позволяется никому, кроме монаха, убирающего листья, опадающие с растущих за стеной деревьев, и периодически подновляющего деревянными граблями полоски на гравии,— на сад смотрят сидя или стоя на деревянной веранде.

Среди специалистов есть предположения о том, кто мог бы быть автором сада Рёандзи, но точных сведений о нем время не сохранило, как не сохранило оно и никакого авторского комментария, никакого объяснения столь абстрактному дизайну.

Сад из камней и белого гравия является как бы медиумом, посредником между Вселенной и сознанием: камни в нем — мирские события (или материальные сущности), а гравий — пустота. Но это лишь одна из поздних интерпретаций. Каждому зрителю предоставляется возможность самому осмысливать увиденное в соответствии с его культурным грузом (который может иной раз и препятствовать восприятию), духовным опытом и способностью абстрагироваться от видимой реальности.

Положение каждой группы и каждого камня в группе подчинено математическим соотношениям, которые, впрочем, возможно оценить, только имея план сада и зная все его размеры (различные расчеты не раз были проделаны архитекторами, пытавшимися разгадать загадку Рёандзи). Эта закономерность, невидимая для глаз, минуя сознание, воздействует прямо на подсознание зрителя, и созерцаемая им картина обретает окончательную внутреннюю гармонию, а сам он — уверенность и спокойствие, чувство прикосновения к чему-то высшему. Возможно, ради этого и приходят люди в сад для созерцания?

До 1930-хгодов, когда храм Рёандзи был отреставрирован вместе с прилегающей садовой территорией, его сад камней был мало кому известен.

Императорская вилла Сюгакуин

Окруженный горой Хиэй с севера, рекой Такано с запада и мягкими склонами гор Мацугасаки с востока, дворец Сюгакуин занимает приблизительно двадцать семь тысяч квадратных метров. Вилла была похожа на чайный домик и разделялась на секции, названные верхний, средний и нижний чайные павильоны.

Нижний чайный домик, также имеющий название Дзугэцу-кан, представляет собой структуру в стиле сё:ин. Эта часть комплекса включает комнаты для императора и его жен.

Средний чайный домик, который обнесен бамбуковой изгородью, состоит из двух частей — Ракуси-кэн возле пруда и Куаку-дэн (гостевой домик). Ракуси-кэн, также резиденция другой дочери императора Гомидзуноо, принцессы Акэ, был построен в 1668 г. Куаку-дэн (гостевой домик), часть императрицы дворца Кадзуко, был привезен на виллу Сюгакуин в 1682 г.

Сад перед Куаку-дэн имеет особый каменный фонарь с рельефом Девы Марии. Такие фонари, названные христианскими (кириситан-доро), использовались в чайных церемониях до полного запрещения христианства в XVIIв. Наиболее известным предметом этого помещения является сложной формы полка тана.

Справа находится тропинка, ведущая к верхнему чайному домику, Ринунтэй, который спрятан в одинокой сосновой роще на вершине небольшого склона. Гомидзуноо имел каменную плотину, выстроенную, чтобы останавливать воду для садового пруда; она была хорошо скрыта забором и деревьями. Есть два островка в середине пруда. Остров, названный «Журавли на десяти тысячах сосен», пересекается мостом Ситосэ-баси (тысяча лет). Искусственный сад прекрасно сочетается с окружающей природой. Такое слияние человеческого создания с миром природы — еще один пример японского желания уступать природе больше, чем доминировать над ней.

Дворец Кацура

Сад отличается чайными домиками с изящными китайскими названиями: Гэппаро (Павильон лунной волны), Сёкатэй (Павильон любования цветами), Сёкинтэй (Павильон сосны и лютни) и Тёикэн (Домик радости). Видный из Синсоина, Тёикэн (Домик радости) как будто парит над прудом, и, кажется, что гора пересекает этот чайный домик. На берегу водоема, занимающего центральную часть всего ансамбля, расположен чайный павильон Гэппаро, на противоположном берегу — Сёкинтэй (Павильон сосны и лютни) с чайным садом перед ним, на главном острове — Сёкатэй (Павильон любования цветами) и буддийский мемориальный храм Онриндо. Храм выстроен в китайском стиле, принц Тоситада посвятил его своему отцу. Кроме этого в ансамбль входят еще чайный дом Сёикэн и другие постройки

Сёкинтэй, своей декоративностью превосходит все другие чайные дома той эпохи. Своими восточной, западной и северной сторонами он обращен к пруду, низкая нависающая крыша павильона сохраняет прохладу жарким летом. Но павильоном можно пользоваться и в холодное время года. Перед Сёкинтэй — каменный мостик, его продолжают несколько больших камней. Стоя на них, можно обмыть руки перед чайной церемонией.

Отличительная черта сада Кацура — его органическая связанность с архитектурой.

В образе дворца Кацура нет волевого противостояния окружающему миру и тем самым утверждения силы и власти человека. На дорожках Кацура как бы незримо присутствует человек: художник строит весь ансамбль — не только архитектурные сооружения, но и окружающую среду —соразмерным ему.

Сайхо-дзи - Храм Мхов (Киото)

Этот храм был основан еще в эпоху Нара монахом Гёки. Во время междоусобных войн храм был полностью разрушен, а сад погиб. В 1339 году знаменитый Учитель Мусо Кокуси начал восстанавливать сад. После смерти мастера его ученики продолжали работу на протяжении целого столетия. По мере возрождения сада в нем естественным образом стали расти мхи, и их Мусо Кокуси сделал основой сада. Сегодня в саду Мхов их насчитывается 130 видов. Они покрывают толстым ковром почву, камни, мосты, острова, стволы деревьев.

Золотой пруд, находящийся в нижней части сада имеет очертания китайского иероглифа «синь» («сердце»). На островах Утреннего Солнца и Вечернего Солнца гнездятся белые цапли. Воду пруду дает родник «Чистые воды утреннего солнца», отмеченный священным камнем, обвязанным по синтоистскому обычаю магической веревкой. На берегу пруда построен небольшой павильон для чаепитий, по традиции, привезенной из Китая.

В верхней части сада находится водопад Рюмон-баку, в котором вода присутствует в символическом виде. В Сайхо-дзи в саду для медитации был впервые применен прием, когда воду заменяют мхи. Остров Черепахи – композиция из камней, окруженная мхами.Сад Сайхо-дзи закрыт для свободного посещения. Сюда пускают только с целью буддизма.

Сад святилища Хэйан-дзингу (Киото)

Синтоистское святилище Хэйан-дзингу постороено в 1895 году (период Мэйдзи) в честь 1100-летнего юбилея со дня основания города Киото. Это уменьшенная копия первого императорского дворца в столице Хэйан-кё (старое название Киото), который был возведен в 794 году.

Вокруг дворца расположены четыре сада с общим названием "Син-эн". Эти прогулочные сады с водоемами спроетировал известный мастер того периода Огава Дзихэй. Здесь есть сад для проведения поэтических состязаний кёкусуй-эн. В маленьком садике "Хэйан-но соно" собраны растения, описанные в литературе периода Хэйан. Есть тут и чайный домик Тёсин-тэй.

Очень известный элемент сада - мост Гарю-кё (мост Лежащего дракона), в пруду Сорю-икэ (пруд Голубого дракона). Этот мост составлен из камней, взятых от двух знаменитых киотосских мостов, построенных в XVI веке. Этот мост служит визитной карточкой сада.