Смекни!
smekni.com

Сатира и юмор в изобразительном искусстве (стр. 2 из 2)

Жан Эффель не уступал Херлуфу Бидструпу ни в таланте, ни в остроумии, ни в мастерстве. Но по характеру и стилю они были друг другу полной противоположностью. Степенный, неторопливый Бидструп и по-французски горячий, экспансивный, говорливый Эффель. Поразительно широк и разнообразен диапазон художественных интересов этого непостижимо плодотворного и неугомонного рисовальщика. Это и политическая карикатура, и бытовая юмореска, и всемирно известная серия рисунков на библейские сюжеты - "Сотворение мира" и "Сотворение человека", и превосходные иллюстрации к классическим басням, и боевые альбомы. Это десятки всевозможных сатирических изданий и сборников. Огромная работа в области промышленной графике, торговой рекламе, оформление ветрин, выставок и многое другое.

Творчество Эффеля было отмечено присуждением Международной Ленинской премией "За укрепление мира между народами". Отличительными чертами творчества Эффеля являются тонкая ирония, язвительная насмешка, изящный сарказм.

С середины XVII в. на Руси впервые появились печатные картинки, называемые "фряжскими" (иностранными). Затем эти картинки называли "потешными листами", во второй половине XIX в. их стали называть лубками. Способ изготовления придумали в Китае в VIII в. Рисунок делали на бумаге, потом его переводили на гладкую доску и специальными резцами углубляли места, которые должны остаться белыми. Все изображение состояло из стеночек. Работа была трудная, одна маленькая ошибка - и приходилось начинать все сначала. Потом доску зажимали в печатном станке, похожем на пресс, специальным валиком наносили черную краску на стеночки. Осторожно сверху клали лист бумаги и прижимали его. Оттиск был готов. Осталось просушить и раскрасить красками. Лубки делались разных размеров. Из Китая технология лубка перешла в Западную Европу в XV в. И в середине XVII в. в Россию. Завезли лубки иностранцы, чтобы дарить. А кто-то из иноземцев сделал станок для показа. Лубки очень полюбились в России. Во-первых, в них пересказывалась история, география, печатались литературные произведения, азбуки, учебники по арифметике, священное писание. И все это делалось картинками. Иногда много картинок располагались ярусами. Иногда были тексты на лубках. Во-вторых, лубки служили украшением. Русские мастера придали лубку радостный характер.

XVII-ХVIII вв. - это эпоха реформ Петра I, которые не всем нравились. Светский лубок был откровенным орудием политической борьбы. Противники реформ Петра I печатают лубки, на которых изображен кот с красными вытаращенными глазами, так рисовали портрет Петра I. "Кот Казанский". Лубок "Мыши кота погребают" появился после смерти императора. Принципиально новым в лубке был смех. Это отличает его от официального искусства XVIII в. Главная задача лубка - украсить дом. Были и сатирические лубки. Петр I издавал указы о запрещении сатирических лубков. Но только после смерти императора лубок потерял политическую остроту. Он приобрел сказочно-декоративный характер. Появились богатыри, актеры балагана, шуты, реальные и фантастические звери, птицы. Героями картинок стали сказочные персонажи: шуты Савоська и Парамошка, Фома и Ерема, Иван-царевич, Бова-королевич, Илья Муромец. Лубок стал красочней, ведь он украшал избы крестьян. Картинки раскрашивали свободно. Цвет клали декоративными пятнами вразброс. Вначале красный цвет, самый яркий и плотный (гуашь или темпера). Другие краски были прозрачнее, поэтому их наносили позже.

Какие краски любили на Руси? (Красный, малиновый, голубой, зеленый, желтый, иногда черный). Красили так, чтобы сочетание было резким. Высокое качество рисунка говорило, что вначале лубки рисовали профессиональные художники, которые при Петре I остались без работы. А уже потом присоединились резчики пряничных досок и другие городские ремесленники. Сюжеты настенных росписей и изразцов (? а что такое изразец?)"переселились" в гравюру тогда, когда народное архитектурное творчество было приостановлено, а любовь к настенной росписи и деревянной резьбе еще не иссякла. Была целая серия портретов, а точнее изображений былинных и литературных персонажей: Ильи Муромца, Алеши Поповича, Соловья-разбойника, лица храбрых витязей и их королевен. Такие портреты были популярны в народе. А причина заключалась в их художественных качествах. Нарисованы ярко, празднично, лица приятные, фигуры стройные, в красивых одеждах. В лубках-портретах воплотились глубоко народные эстетические идеалы, воплотилось понимание достоинства и красоты человека. Лубок воспитывал художественный вкус людей. И заимствовал все лучшее из других искусств.

Как делали лубки?

Гравер делал основу для картинки - доску и отдавал заводчику. Тот покупал доски, готовые к оттискам, а оттиски отправлял на раскраску. Под Москвой в селе Измайлово жили лубочники, делавшие гравюры на дереве и меди. Женщины и дети тоже занимались раскраской лубков.

Как делали краски, из каких материалов?

Варили сандал с добавкой квасцов, получалась малиновая краска. Акцент делали на яркий красный или вишневый цвет. Использовали лазурит для голубой краски. Варили краски из листьев и коры деревьев.

Каждая мастерица раскрашивала по-своему. Но все учились друг у друга, и лучшие приемы использовали в своей работе. Любая тема освещалась в лубке с предельной глубиной и широтой. Например, на четырех полных листах повествовалось о нашей Земле. Где, какие народы живут. Много текста и много картинок. Лубки были про отдельные города, про разные события. Например, поймали в Белом море кита, и на большом листе нарисован кит. Или как мужчина выбирает невесту, или модные наряды, или "Азбуки".

Лубок - это название, возможно, происходит от названия площади Лубянка, на которой был торг лубяными изделиями. На углу Рождественского бульвара сохранилась церковь "Успения в печатниках". В старину жили вокруг церкви мастера типографского дела - печатники. Недалеко - другая церковь "Троица в листах". Около ее ограды по праздничным дням продавали занимательные и яркие картинки.

А может быть, это название происходит от слова "луб" - лубяной, т.е. деревянный. Рисунки вырезали на деревянных досках. Продавали эти картинки и разносили их по всей земле русской офени (коробейники), которые хранили свой товар в лубяных коробах. Дорожили лубками очень. В поэме Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" рассказывается, как у крестьянина изба горела, а он первое, что вынес - картинки. В лубке никогда не было горя или плача. Он только радовал и веселил, да иногда обличал, но это делал с большим юмором и достоинством. Лубок вселял в людей веру в себя, в свои силы. Разносчиков лубков - офеней - ждали повсюду. Детишкам они несли картинки с буквами, девицам картинки с модной одеждой, про любовь, а мужчинам - что-нибудь политическое. Покажет офеня такую картинку, да расскажет, что нового произошло в стране. За эти картинки нередко доставалось и офеням, и издателям. В XIX в. Москва была главной поставщицей лубков. Вот урядники других городов и писали в Москву начальству про политические лубки. В 1850 году однажды ночью отряды полицейских прошли по всем уголкам Москвы. Печатников обыскивали, сваливали все деревянные заготовки и сжигали, а хозяев заставляли давать обязательства, что они никогда больше не будут заниматься лубками.

Там, где живет человек, всегда присутствует искусство, так как оно является детищем человека.

Искусство может быть абсолютно разным: очень высоким, примитивным, для избранных, для всех. Но всегда искусство служит душе человека, развивает его лучшие качества, умиротворяет, сближает с другими людьми, с людьми разных национальностей. Искусство может приходить из древних веков и рождаться прямо сейчас, творцами могут быть все: и дети, и взрослые, и мужчины, и женщины.

Изобразительное искусство самое близкое и понятное человеку. Ребёнок берёт цветные карандаши или краски в самом раннем возрасте. Знакомство с цветом - это очень важно. Дети, которые много рисуют, отличаются интеллектом от своих сверстников. Они дотошны, пытливы и умны, они усидчивы и терпеливы. Это даёт свои результаты в достижении поставленной цели.

Росту духовности помогает любое искусство. Будь это пение, танец, музыка, литература. Искусство делает человека человеком.

Библиография

1. Борис Ефимов: "О том, что видел, пережил, запомнил." Издательство "Вагриус" - 2000г.

2. Жан Эффель "Сотворение мира" "Москва" "Изобразительное искусство" 1989г.

3. Херлуф Бидструп "Избранное" политические карикатуры, юмористические рисунки, путевые зарисовки. Издательство "Искусство" 1976г.

4. www.bidstup.ru

5. www.graphic.org

6. www.google.ru

7. www.yandex.ru

8. www.caricatura.ru