Ярославская средняя общеобразовательная школа No71
Реферат
Поизобразительному искусству
На тему
"Сатира и юмор в изобразительном искусстве"
Ученика 9а класса
Ваховского Семёна Борисовича
Руководитель В.А. Иванова
Ярославль 2008 г.
План работы
Введение. Мысли о моей родине.
Основная часть. Сатира и юмор в изобразительном искусстве.
Вывод. Значение искусства в жизни человека.
Моя родина удивительная страна Россия. Славится она своим потрясающим народом. История моей родины больше трагична, чем благополучна. Многочисленные войны вели к упадку и развалу. Страшно вспомнить татарское иго, фашизм - все они старались уничтожить мой гордый народ. Диву даёшься, как выживалось русскому мужику. Даже если в России случались иногда расцветы и подъёмы, то простой народ никогда не был в фаворе, его всегда обирали, угнетали, уничтожали физически и морально.
В самые горестные минуты жизни, в страшные моменты её люди обращались к юмору, к сарказму, к сатире. Русский человек устроен так, что шутит даже на смертном одре.
Спасал этот народ во все времена его непобедимый оптимизм. В самые горестные минуты жизни, в страшные моменты её люди обращались к юмору, к сарказму, к сатире. Русский человек устроен так, что шутит даже на смертном одре.
Наши шутки, пословицы, поговорки, частушки почти не переводятся на иностранные языки, так они изящны, тонки по своему содержанию, хотя зачастую вышли из под топора. Во всем этом нашла отражение мудрость народа, его социально-исторический опыт, классовая борьба, трудолюбие, патриотизм. Смех всегда сопутствовал и помогал выживать, строить, и побеждать.
Из "смешного" в изобразительном искусстве мне очень нравится карикатура. Что же такое карикатура? Это веселый, забавный рисунок, цель которого - представить в смешном виде какую-то личность или явление. Но ведь этот смешной рисунок кого-то не смешит, а возмущает, кого-то не веселит, а злит, кого-то не забавляет, а приводит в ярость. Карикатура существует как бы в двух ипостасях. Во-первых, она высмеивает и разоблачает все плохое, безнравственное, уродливое. Это карикатура сатирическая: она является оружием в политической борьбе. А есть карикатура и юмористическая, ее цель развлекательная, ее цель - позабавить, доставить удовольствие.
Слово "карикатура" происходит от итальянского "caricare", что означает - нагружать, преувеличивать. Имеется в виду, что художник-карикатурист обязательно выделяет и преувеличивает какие-то отдельные черты человека или обстановки.
А когда появилась на свет первая карикатура? Несомненно - одновременно с первыми наскальными изображениями каменного века. Иными словами - вместе с изобразительным искусством вообще. Наверно, уже первобытные люди получали удовольствие, когда изображали своего недруга или соперника в смешном виде.
Шли годы и века. Сатирические изображения находили место уже не на стенах пещер, а на древнеегипетских папирусах, на вазах древней Греции, на фресках древнего Рима, в химерах средневекового собора Парижской Богоматери. А древнейшая из дошедших до нас карикатур - это египетский папирус, на котором художник, живший более трех тысяч лет назад, высмеял ни больше, ни меньше как фараона Рамсеса III, изобразив его в виде льва, играющего в шашки с антилопой.
Как велико значение карикатуры в жизни народов, и мы это понимаем, когда сами входим в это чудесное и странное явление.
До нас дошли на античных вазах Греции и Этрурии забавные и дерзкие графические эпиграммы на богов и героев. Среди них можно увидеть и пародию на миф о суде Париса, и довольно непочтительные шаржи на Геракла, Энея и самого Зевса.
Карикатура существовала и в Древнем Риме. В сюжетах для нее не было недостатка. Такие императоры, как Калигула, Нерон, или Каракалла с их отвратительными пороками давали карикатуристам широкое поле деятельности.
Характерный отпечаток своего времени и нравов носит карикатура средних веков с ее бесчисленными насмешками над духовными особами - всевозможными прелатами и монахами, обличением ханжества, корыстолюбия, обжорства и разврата. Сатирические рисунки выходили из-под карандаша таких выдающихся мастеров, как Леонардо да Винчи и Микеланджело, Тициана, Гольбейна Младшего, Дюрера. Самые выдающиеся художники всех времен и народов не пренебрегали своеобразием, остротой и комическим эффектом карикатуры.
Так, во все времена и при всех режимах, при императорах и папах, при королях и президентах, при диктатурах и демократиях - карикатура сохраняла свои двоякие качества: одних она смешила и радовала, других - раздражала и бесила. Сохраняла она обе ипостаси - сатирическую и юмористическую.
Но есть и третья ипостась - гневно-трагическая. Это работы Гойи, Домье, Хогарта, а у нас - Мора, Пророкова.
Следует иметь в виду, что от художников-карикатуристов требовалось порою немалое мужество, когда они своими произведениями затрагивали "сильных мира сего", а также остроумная, неиссякаемая изворотливость в борьбе против цензуры. Вспомнить хотя бы стойкость и изобретательность, которые проявили французские карикатуристы Шарль Филипон, Оноре Домье и их друзья, сражаясь против жестокой королевской цензуры. Луи Филипон сделал открытие, что голова самого Луи Филиппа, короля Франции, имеет сходство с грушей. С этого момента груша сидела на троне, груша принимала парады, груша красовалась на ордене Почетного легиона и т.д. Вся Франция потешалась над коронованной грушей, отдавая должное остроумию и находчивости карикатуристов. Это блестящий пример применения в карикатуре так называемого эзопова языка - зашифрованного, но всем понятного иносказания. Этот прием, вызывая бессильную злобу противников, придает оппозиционной карикатуре особую остроту и привлекательность в глазах читателей, делает ее еще смешнее и язвительней.
История карикатуры в России начинается с народных лубков XVIIи XVIIIвеков, носивших не только бытовой и религиозный, но и сатирический характер. Эти лубочные листы. Может быть, наивно, но искренно и выразительно высмеивали жадность и грубость дворянства, Спасал этот народ во все времена его непобедимый оптимизм чиновничества, крючкотворство и продажность судебных властей. Это знаменитые картинки - карикатуры "Как мыши кота хоронили", "Шемякин суд" и многие другие. Но это были только ростки настоящей профессиональной карикатуры, которой еще только предстояло появиться в России.
Первые шаги на пути развития такой карикатуры связаны с именем выдающегося русского живописца Алексея Гавриловича Венецианова (1780 - 1847), Художник создал первое в нашей стране сатирическое издание, назвав его "Журнал карикатур на 1808 год в лицах". Император Александр Iповелел журнал запретить, а цензуре быть разборчивее. Второго номера журнала карикатур читатель так и не увидел.
Шло время, грозные события сотрясали Россию. Близилась первая русская революция 1905 года. Вместе с революцией пошли в наступление на самодержавие и карикатуристы, среди которых такие выдающиеся художники, как В. Серов, Б. Кустодиев, И. Билибин, М. Добужинский, И. Бродский, Д. Митрохин и другие.
Имеет смысл вспомнить Юрия Константиновича Арцебушева, художника и редактора блистательного журнала "Сатирикон", вместе с ним работали Николай Ремизов, Алексей Радаков, Александр Яковлев, Николай Радлов - плеяда замечательных мастеров сатирического рисунка, позже они станут сотрудниками журнала "Крокодил".
Как относились к карикатуре сильные мира? О Луи Филиппе написано выше, Наполеон Iявно не проявлял чувства юмора к этому жанру. Больше юмора проявил Николай 11, он спокойно относился к карикатурам.
Ленин относился к карикатуре весьма одобрительно, усматривая в ней, прежде всего политическую сущность. Что касается Сталина, то, хотя карикатуры он любил и внимательно их рассматривал, но по отношению к себе никаких шуточек не допускал. Гитлер, когда стал могущественным диктатором, карикатуры на себя, особенно советские, ему перестали нравиться. Поэтому с началом войны против С.С. С.Р. художники Кукрыниксы и художник Борис Ефимов были внесены в известный "черный список" гестапо - "Найти и повесить!".
Как видно из выше сказанного, карикатура сопровождает общество с первых ступеней его развития. Но карикатура неотделима от ее создателей - художников-карикатуристов. Хочется напомнить некоторые имена советских творцов этого жанра. Дмитрий Набандян, М.В. Куприянов, П.Н. Крылов, Н.А. Соколов, Б.Е. Ефимов, Ф.П. Решетников. Звездой первой величины был Николай Владимирович Ремизов, подписывающий свои рисунки Н. Ре-ми. Черемных М.М., который начал показывать свои плакаты в пустующих витринах. И с этого начались знаменитые "Окна РОСТА". Карикатурист-художник К. Ротов, изумительно даровитый. Вспоминает Б. Ефимов "Я не знаю художника, который был бы равен Ротову в богатстве юмористической выдумки и в умении придать ей изящную, отточенную, виртуозную графическую форму".
Из зарубежных карикатуристов мне нравятся датчанин Херлуф Бидструп, француз Жан Эффель.
Херлуф Бидструп - один из наиболее известных карикатуристов нашего времени. Бидструп учился живописи в копенгагенской Академии Художеств, но рисовал карикатуры, политические шаржи, путевые заметки, и более всего прославился своими комиксами - небольшими смешными рассказами в картинках.
Во времена бывшего СССР коммунистическая пропаганда подняла Херлуфа Бидструпа на невероятную высоту, потому что значительная часть его работ действительно была посвящена борьбе рабочих за свои права, т.е. борьбе с мировым империализмом. В 1964 году Херлуф Бидструп стал Лауреатом Международной Ленинской премии "За укрепление мира между народами".
сатира карикатура лубок россия
Бидструп - датчанин, но юмор его не имеет национальных границ. Эти смешные, курьезные, трагикомичные рассказы в картинках понятны любому человеку, независимо от возраста и национальности. Тематика абсолютно разная - бытовые сценки, случаи на улице, в транспорте, на отдыхе, различные жизненные ситуации, порой доведенные до абсурда.