Министерство Культуры Омской области
ГОУСПО "Омский Областной Колледж Культуры и Искусства"
Реферат
По дисциплине: Народный танец.
На тему: Татарский танец.
Подготовила студентка 2 ого курса
Заочного Отделения хореографии
Гр. 209. Струкова Е.В.
Преподаватель: Шишкова Н.В.
Г. Омск 2010г.
Содержание
Введение
Костюм
Традиционная народная хореография сибирских татар: предварительные результаты исследования
Пример композиции татарского танца
Литература
Татарский народ, оставивший глубокий след в многовековой истории, объединяет в себе идею пространства и времени мира, дает ощущения, что история и культура татарского народа является неотъемлемой частью мировой истории и культуры. Сегодня татары проживают во всех без исключения районах планеты. Татарский танец является так же выражением истории, и самобытности народа.
Цветовая гамма.
Для татарского орнамента характерно многоцветие, которое начинается с основы. Предпочтение отдаётся ярким насыщенным цветам: зелёному, жёлтому, фиолетовому, синему, бардовому и красному. Цветовой фон является обязательным в многоцветной вышивке. Он усиливает одну гамму цветов и смягчает другую. Благодаря цветовому фону композиция орнамента становится четкой, ритмичной и мягкой в цветовых переходах. Излюбленным приёмом цветовой композиции является приём контрастного сопоставления "тёплых" и "холодных" тонов. Фон обычно имеет красно - белую и красную цветовую гамму. В узорах обычно фигурируют от 4-х до 6-ти различных цветовых гамм. Преобладающее место занимают голубые, зелёные, жёлтые и красные тона. Богатые узоры выделяются сочностью применяемых цветов: зелёного, голубого, жёлтого, синего, красного и фиолетового. Все эти цвета берутся в полные тона и имеют различные оттенки. В цветовых гаммах узоров характерно сочетание зелёного с красным, синего с фиолетовым. В расцветке растительных узоров и их элементов ощущается большая свобода: листья, цветы, бутоны даже на одной веточке в разных цветах.
Композиция узоров основывается на создании определенных ритмов, повторений, чередовании различных мотивов.
В орнаменте встречаются следующие композиции:
Ленточная композиция образуется из раппартов, имеющих параллельные направляющие.
Геральдическая (обратная) композиция, основывается на симметрии соображения по отношению к вертикальной, а в ряде случаев и к горизонтальной оси.
татарский танец костюм композиция
Сетчатая (ковровая), центрально, лучевая или радикальная, розетчатая композиция. В композиции узор рисунка основан на исходящих из одного осевых лучей.
В виде цветочного букета.
Существует несколько разновидностей орнамента:
Цветочно-растительный.
Зооморфный орнамент.
Геометрический.
Мужской костюм состоит:
Длинная рубаха с прямым вырезом в вороте. Верхняя одежда предоставлена разнообразными видами калцолов и Гапонов (калезуя, казакин, джилян, чекмень, блимет), Мужским головным убором являются побитейки, войлочные шляпы, меховые шапки.
Женский костюм состоит:
Длинные платья, отделанные бахромой, кружевами, вышивкой. Головной убор - платок, шаль, длинное покрывало с вышивкой и кружевами (тастар), шапки и специфический женский головной убор - калфак.
Татарские танцы
Татарские танцы это та неотъемлемая часть наследства, перед которой ни один человек не удержится, и не станет смотреть сидя со стороны. Одни названия этих танцев чего стоят: "Шома бас", "Апипа", "Танец уфимских татар", "Татарский лирический танец" (сольный), "Лирический танец с платками", "Татарский молодежный танец", "Сабантуй", "Джигиты". В этих танцах девушки подчеркивали свою нежность, показывали грацию. Парни во всю демонстрировали мужество, быстроту и силу.
Кого-то исторический танец интересует как "проводник" в мир истории культуры, кого-то - как способ почувствовать себя человеком другой эпохи, другого мировоззрения, другого мира, кто-то просто рад отвлечься от повседневных дел и провести время в душевной компании.
До Октябрьской революции танец среди татар не имел широкого распространения. Запреты, враждебное отношение к искусству вообще, кодекс реакционной морали буржуазии и духовенства - всё это мешало развитию народного танца.
Несмотря на все запреты, народ любил свои исторические песни, пляски, обращался к ним в часы досуга, искал в них отдых и отраду после тяжелой, изнурительной работы.
Старинные татарские танцы не были массовыми. Естественно пляску с большим количеством участников можно было заметить, а это могло повлечь за собой тяжелые для танцоров последствия. Да и не так просто было найти досуг для пляски, особенно тем, кому приходилось не разгибая спины трудиться на "хозяев жизни". Показательна в этом отношении прямая зависимость, существовавшая между деревенскими танцами и временами года.
Одни зимние вечерние посиделки назывались "аулакэи", другие - "кич утыру". На них девушки рукодельничали, распевали песни, а когда приходили парни, затевались игры и танцы. Вечеринки "саулакэй" и "кач утыру" устраивались с участием юношей только при отсутствии родителей девушки-хозяйки. Без этого было нельзя.
Весной и летом собрать такие вечерники веселья было труднее. Лишь при праздновании "Сабантуя" или во время рекрутских наборов, когда ненадолго ослабевал надзор власти. При подходящем случае не отказывали себе в удовольствии поплясать и представители старшего поколения.
Обычно праздник завершается всеобщим танцем - хораном, который предстает как танец единства народа в достижении всеобщей цели.
Одним из излюбленных танцев было "Пляска двух друзей". Этот веселый народный танец исполняют двое юношей.
Цветная рубашка со стоячим воротником; рукав длинный, без манжеты. Блеск, искусность одежды играет особую роль. Этими узорами и раскраской передается традиция культуры.
И вот все готовы - предстоит начало танца, юноши стоят рядом в последней левой кулисе, обняв друг друга сзади за талию, лицом к наблюдающим за ними народом. Свободные руки заведены за спину под камзол. Ничего лишнего. Восторг зрителя ясен. Горячий нрав иллюстрируется в танце "Джигиты", в котором молодцы выступают в шапках с лисьими хвостами.
У танца, как ни у какого другого вида искусства, есть качества, способствовавшие быстрому и полному освоению жизненно необходимых навыков: в форме жестов и телодвижений человек за короткое время успевал передать эти навыки более ярко и эмоционально, нежели любым иным способом. Народный танец - это танец, созданный этносом и распространенный в быту, обладающий этническими особенностями, проявляющимися в характере, координации движений, в музыкально-ритмической и метрической структуре танца, манере его исполнения.
Всестороннее изучение народного танца важно как с хореографической точки зрения, так и в качестве историко-этнографического источника для определения социальных отношений между людьми, эстетического уровня создателей и исполнителей танцев. Костюмы и музыкальные инструменты также являются источником при изучении материальной и духовной культуры. Кроме того, данные хореографического искусства, сопоставленные с археологическими, фольклорными материалами и литературно-этнографическими сведениями прошлого и настоящего, позволяют более точно представить и понять этнические, в том числе этнокультурные контакты. Вот поэтому все эти аспекты принимались во внимание при изучении народной хореографии тарских и барабинских татар Западной Сибири, чье танцевальное искусство до сих пор не изучено этнохореоведами, этнографами и фольклористами. В этом, кстати, и состоит главная особенность исследуемой темы - ее неразработанность, которая определяет научную значимость данного исследования. Автором данной работы вводится новый материал, описывается, кинетографируется по системе С. Лисициан, делается сравнительно-исторический анализ традиционной народной хореографии, определяются основные черты хореографии сибирских татар на основе изучения полевых и "косвенных" источников. Исходя из этого, конечной целью предыдущих исследований явилось установление существенных черт народной хореографии сибирских татар, выявление этнокультурных связей и локальных особенностей бытования определенных форм хореографии.
В результате проделанной в течение 7 лет работы автором данной статьи решен ряд конкретных задач. Во-первых, дана общая характеристика танцам барабинских и тарских татар Западной Сибири; во-вторых, закинетографированы 4 танца и 13 игр тарских татар и более 15 танцев и 5 игр барабинских татар; в-третьих, классифицированы бытовавшие в настоящее время и ранее бытовавшие танцы данного этноса; в-четвертых, определены наиболее типические черты народной хореографии сибирских татар, проведен сравнительно-исторический анализ традиционной народной хореографии Западной Сибири с танцевальным народным искусством русских, поволжских татар, башкиров, якутов, ительменов, хантов, манси, казахов.
Комплекс решаемых задач определил объект исследования - народное хореографическое творчество сибирских татар, и, кроме того, выделил предмет исследования - особенности пластической культуры данного этноса и сравниваемых с ним других народов. Проблематика и задачи данной статьи находятся в русле тех исследований, которые разрабатывают проблемы изучения, сохранения, развития культурных ценностей, традиций, накопленных народами на протяжении их жизни, поэтому автором используются данные различных отраслей знаний, что считается им особо важным для формирования теоретико-методологической основы настоящей работы (1).