Морской пейзаж (Порт в Лорьяне) (1869, холст, масло. 43,5х73 см., Национальная галерея искусств, Вашингтон)
«На веранде» (1884)
Мане и его дочь Жюли в саду (1884)
Очень деликатно вторгается Моризо в область женской чувственности, изображая женщин, занятых туалетом или своими делами. Легкая, наполненная светом и радостным ощущением жизни живопись Б. Моризо создает манящие образы, вызывающие в душе ощущение гармонии и красоты.
«Читающая с зеленым зонтиком» (1873)
Картины Берты Моризо в музеях и художественных галереях
Cleveland Museum of Art, Ohio (The Artist's Sister, Mme. Pontillon, Seated on the Grass, 1873)
E.G. Buehrle Collection, Zurich (Madame Albine Sermicoli in the Studio, 1889)
Joconde Database of French Museum Collections (in French) (Minneapolis Institute of Arts, Minnesota, The Artist's Daughter, Julie, with her Nanny, C.1884)
Museum of Fine Arts, Houston (Lady with a Fan, Portrait of Marie Hubbard, 1874)
Musee des Augustins, Toulouse, France (Jeune Fille dans un Parc)
Musee Marmottan Monet, Paris (partly in French) (At the Ball, 1875)
Museum of Fine Arts, St. Petersburg, Florida (La Lecture (Reading), 1888)
National Museum of Women in the Arts, Washington D.C. (Norton Simon Museum, Pasadena, California)
импрессионизм моризо живопись гармония
Заключение
Художественное наследие Берты Моризо составляет около четырехсот произведений. Это живопись, акварель, рисунок, гуашь и даже две скульптуры. Подтверждением ее заслуг как профессиональной художницы станет приобретение в 1894 году одной из ее картин для Музея современного искусства в Париже. До конца своей деятельности художница сохраняла верность импрессионизму. Ценную часть ее наследия представляет переписка, содержащая тонкие замечания о движении импрессионистов, о личности и творчестве Эдуара Мане.
Несомненный талант, Берта Моризо показала нам жизнь простых женщин, но одухотворенных, счастливых, поймать мгновение с обществе с ними. Берта так и говорила о своем творчестве: "Живопись нужна для того, чтобы зафиксировать что-то проходящее". Ее акварели и рисунки эмоциональны; глядя на них, легче дышится.
Импрессионизм и постимпрессионизм - это две стороны, или два последовательных временных этапа того коренного перелома, который положил рубеж между искусством Нового и Новейшего времени. В этом смысле импрессионизм, с одной стороны, завершает развитие всего после ренессансного искусства, ведущим принципом которого было отражение окружающего мира в зрительно достоверных формах самой действительности, а с другой - является началом крупнейшего после Ренессанса переворота в истории изобразительного искусства, заложившего основы качественно нового его этапа - искусства ХХ века.
Библиографический список
1. Бернард Д. Импрессионизм. Художники и картины. – М.: Искусство, 1994. 424 с.
2. Берта Моризо // Википедия: свободная энциклопедия. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Моризо,_Берта (дата обращения: 4.12.2010).
3. Берта Моризо // Импрессионизм в сети. URL: http://impressionnisme.narod.ru/MORISO/biograph_moriso.htm (дата обращения: 31.11.2010).
4. Берта Моризо // Проект «Календарь событий». URL: http://www.calend.ru/person/578/ (дата обращения: 2.12.2010).
5. Берта Моризо. Коллекция картин // Импрессионизм в сети. URL: http://impressionnisme.narod.ru/MORISO/collection_moriso.htm (дата обращения: 4.12.2010).
6. Импрессионизм // Википедия: свободная энциклопедия. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Импрессионизм (дата обращения: 4.12.2010).
7. Импрессионизм // Импрессионизм в сети. URL: http://impressionnisme.narod.ru/index.htm (дата обращения: 4.12.2010).
8. Импрессионизм в женском исполнении // ArtPages. URL: http://artpages.org.ua/palitra/impressionizm-v-jenskom-ispolnenii.html (дата обращения: 4.12.2010).
9. История развития импрессионизма // Сайт про импрессионизм. URL: http://www.impressionism.ru/history.html#impressionism (дата обращения: 3.12.2010).
10.Как Клод Моне помог «родиться» импрессионизму – живописи впечатления? // Школа жизни: познавательный журнал URL: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-26189/ (дата обращения: 29.12.2010).
11.Прокофьева М. Берта Моризо. - М.: Белый город, 2005. 48 с.
12.Художница Берта Моризо. Почему её считают первой женщиной-импрессионистом? // Школа жизни: познавательный журнал. URL: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-34811/ (дата обращения: 4.12.2010).
13.Энциклопедия импрессионизма и постимпрессионизма / Сост. Т.Г. Петровец. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000. 320 с.