Смекни!
smekni.com

Берта Моризо - импрессионист XIX века (стр. 1 из 3)

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО

Омский Государственный Университет им. Ф.М. Достоевского

Кафедра стилистики и языка массовых коммуникаций

Реферат

Берта Моризо – импрессионист XIX века

Работу выполнила студентка

4 курса группы ЯИ-702

Мога В.Р.

Проверил: к. и. н. Матвеев А.В.

Омск-2010


Оглавление

Введение

Основная часть

1. Импрессионизм как направление в искусстве

2. Берта Моризо

Заключение

Библиографический список


Введение

Импрессионизм, как течение в искусстве XIX века, оказал огромное влияние на развитие национальных европейских художественных школ.

Нам известны такие мэтры живописи, как Клод Моне, Эдуард Мане, Огюст Ренуар, Камиль Писсарро и другие, но мало кто обращает внимание на то, что среди импрессионистов были и представительницы прекрасного пола. И, будучи придирчивыми и критичными друг к другу, художники с уважением относились к коллегам-художницам.

Женщины из высшего общества, жившие в Париже в конце XIX века, были подчинены суровому кодексу социальных норм. Несмотря на то, что их интерес к изящному искусству поощрялся, они не могли посещать Академию живописи и вынуждены были довольствоваться частными уроками. В наши дни трудно представить, что когда-то живопись четырех одаренных художниц, парижанок Берты Моризо, Мэри Кассат, Евы Гонзалес и Мари Бракемон, которые входили в круг импрессионистов, считалась маргинальной из-за их гендерной пренадлежности. Каждой из них, отстаивая свое право на творчество, пришлось столкнуться с пренебрежительными нападками критиков и обвинениями в неприличности.

Нам бы хотелось проанализировать творчество одной из них – Берты Моризо. В этом будет состоять цель нашей работы.

Новизна же данного исследования заключается в малоизученности такого аспекта искусства, как «женский» импрессионизм.

Нам следует поставить перед собой ряд задач, чтобы достичь цели работы:

Проанализировать историю возникновения импрессионизма

Выявить особенности данного течения

Изучить биографию художницы

Рассмотреть стиль и приему Моризо на конкретных примерах её работ


1. Импрессионизм как направление в искусстве

Импрессионизм (франц. impressionnisme, от франц. impression - впечатление) - направление в искусстве последней трети XIX - начале XX в. Мастера этого направления пытались непредвзято и как можно более естественно и свежо запечатлеть мимолетное впечатление от быстро текущей, постоянно меняющейся жизни.

Термин этот родился случайно. Поводом послужило название пейзажа К. Моне "Впечатление. Восход солнца" (от французского impression - впечатление), появившегося на выставке в 1874 году в ателье фотографа Надара. С 15 апреля по 15 мая проходит первая выставка художников, названных впоследствии импрессионистами. Они были названы так критиком Луи Леруа в статье, опубликованной 25 апреля в журнале "Charivari". Это первое публичное выступление группы художников, объединившихся вокруг Э.Мане (в него входили К. Моне, Э. Дега, О. Ренуар, А. Сислей, К. Писсарро и другие), было встречено официальной буржуазной критикой грубыми насмешками и травлей. Правда, уже с конца 1880-х годов формальные приемы их живописи были подхвачены представителями академического и салонного искусства, что дало повод Дега с горечью заметить: "Нас расстреливали, но при этом обшаривали наши карманы".

Клод Моне. Впечатление, Восход солнца

(1873, Холст, масло, 48x63, Музей Мармоттан, Париж)

На полотне, написанном художником в его родном городе Гавре, изображена почти нереальная картина восхода солнца над водной гладью гавани. Цвета только слегка обозначены, все подернуто легкой сероватой дымкой, сквозь которую виднеются расплывчатые силуэты судов и кранов. И только красный шар солнца пробивается сквозь утренний туман, создавая в центре картины яркое цветовое пятно. Если отойти от картины на некоторое расстояние, то резкие мазки кисти превращаются в легкую рябь на воде, придавая всей картине удивительную реальность и осязаемость. Впервые в истории живописи художник попытался запечатлеть не реальный объект, а свое впечатление от него.

Причины, которые заставили художников объединиться и выставить свои картины вопреки официальному мнению жюри, были просты. С одной стороны, выставка явилась своеобразным манифестом, провозглашающим существование нового молодого направления, которое заявило о себе в полный голос. С другой стороны, она привлекала знатоков и ценителей, которые могли стать потенциальными покупателями. Ведь до этого гарантией значимости картины было участие ее автора в официальном Салоне. Поэтому К. Моне взял на себя труд по организации коллективной выставки в надежде, что отвергнутые поодиночке, собравшись вместе, художники смогут привлечь внимание к своему творчеству и своим проблемам.

Большинство с энтузиазмом и с полным пониманием значения происходящего откликнулось на призыв Моне: О. Ренуар, А. Сислей, К. Писсарро, П. Сезанн, Э. Дега, Б. Моризо, А. Гийомен. Художники старшего поколения - Э. Буден, Ш. Добиньи, И. Ионкинд - решили поддержать молодежь. И только Э.Мане, признанный всеми мэтр, отказался принять участие в выставке: он признавал только мнение официального жюри Салона и боялся навлечь на себя его гнев.

"Импрессионизм - это в первую очередь достигшее невиданной утонченности искусство наблюдения реальной действительности" (В.Н. Прокофьев). Стремясь к максимальной непосредственности и точности в передаче зримого мира, они стали писать преимущественно на открытом воздухе и подняли значение этюда с натуры, почти вытеснившего традиционный тип картины, тщательно и неспешно создаваемой в мастерской.

Главное достижение импрессионизма - художественное исследование поведения цвета и света в атмосфере, исследование и передача на холсте их взаимодействия. Они стремились показать, что, например, хорошо освещённый солнцем предмет ярче, чем тот же предмет при комнатном освещении. Вот почему в картинах импрессионистов появились яркие цвета. Можно сказать, они вернули в живопись яркий цвет, считавшийся со времён классицизма, как правило, признаком вульгарности, лубочности и неумения профессионально работать с оттенками разных цветов. Последовательно просветляя свою палитру, импрессионисты освободили живопись от землистых и коричневых лаков и красок. Условная, "музейная" чернота в их полотна уступает место бесконечно многообразной игре рефлексов и цветных теней. Они неизмеримо расширили возможности изобразительного искусства, открыв не только мир солнца, света и воздуха, но также красоту лондонских туманов, беспокойную атмосферу жизни большого города, россыпь его ночных огней и ритм непрестанного движения. Однако стоит отметить, что задолго до импрессионистов большие пространства открытого, интенсивного яркого цвета уже применялись в фресковой живописи, особенно при росписи потолков церквей. Но это была не станковая живопись, и к тому же употребление интенсивного цвета в фресках не считалось противоречием существующим канонам, так как было визуально оправданно большим расстоянием между зрителями и произведением. Более того, цвет в фресках, в отличие от цвета на холсте, не мог сочетаться с светом, как на картинах импрессионистов, из-за самого материала, на котором писались фрески. На штукатурке объективно невозможно передать те же эффекты, что и на холсте.

Импрессионизм называют движением возврата к природе, которая является источником всех впечатлений. Художник стремился как можно более ярко, выразительно и эмоционально передать свои впечатления на холсте, донести эти впечатления и энергетику обстановки до зрителя в полном объёме. Импрессионизм внёс абсолютное доверие субъективному видению художника, его индивидуальности. Эти два пути: возврат к природе и индивидуализация самого процесса восприятия в искусстве питают европейское искусство до сих пор.

В силу самого метода работы на пленэре пейзаж, в том числе открытый ими городской пейзаж, занял в искусстве импрессионистов очень важное место. Но им было свойственно не только "пейзажное" восприятие действительности, в чем их нередко упрекали. Тематический и сюжетный диапазон их творчества был достаточно широк. В жанровом отношении у импрессионистов нет четких границ: быт перемешан с портретом. Интерес к человеку, и в особенности к современной жизни Франции, в широком смысле был присущ ряду представителей этого направления. Его жизнеутверждающий, демократический в своей основе пафос отчетливо противостоял буржуазному миропорядку.

Импрессионисты пытались запечатлеть на полотнах короткие мгновения бытия точно так же, как это делают фотографы в своих работах. Сюжеты картин для художников были второстепенны, они их брали из повседневной жизни, которую хорошо знали: городские улочки, ремесленники за работой, сельские пейзажи, привычные и всем знакомые здания и т. д. Главное для них было чередование света и тени, причудливая игра солнечных "зайчиков" на самых обычных предметах. Нельзя сказать, что молодые художники полностью отрицали опыт своих предшественников. Большое влияние на них оказало творчество Э. Делакруа, в частности, его нетрадиционный способ использования красок, а также реализм Г. Курбе и пейзажи Дж. Констебла. Но самое большое впечатление на импрессионистов произвели работы Э. Мане, с которым они часто встречались в кафе и беседовали о новых формах живописи, о возможностях, которые открывало перед художниками рождение фотографии, и особенностях восприятия человеческого глаза.

Художники стали использовать принципиально новую технику письма, при которой краски на мольберте не смешивались, а накладывались на полотно кистью в виде отдельных мазков. Поэтому, чтобы составить себе целостное представление о картине, работы импрессионистов следует смотреть с небольшого расстояния, а не вблизи. При таком восприятии четкие раздельные мазки плавно переходят друг в друга, и создается ощущение динамики. Получается, что объемные формы постепенно растворяются в окутывающей их световоздушной оболочке. Очертания становятся зыбкими, и возникают постоянно рождающиеся и вечно длящиеся движения. Подобные картины не имеют четкой композиции, каждая из них является отдельной частью, кадром целого изменчивого мира. Основными структурными элементами становятся фрагментарность, рискованный ракурс, срезанные, как бы случайно попавшие в кадр фигуры. Все части картины возникают в одно время, поэтому они равнозначны. Асимметрия, случайность или неуравновешенность таковой только кажется.