Здание собора уникально тем, что многое здесь осуществлено впервые в строительной практике Семиречья. Как, например, применение железобетонных конструкций, антисептиков для обработки древесины, приточно-вытяжных систем вентиляции и специальных каналов... Но самым важным моментом является то, что впервые семиреченские строители возводили высотное здание (до подкрестного шара колокольни – 41,4м), специально решая вопросы его сейсмической устойчивости, и на это был направлен целый ряд мероприятий. Именно благодаря инициативе А.П. Зенкова при устройстве фундаментов было решено кирпичный цоколь заменить армированным бетонным, что обеспечило надежную основу сооружению. Он же настоял на том, чтобы рубка деревянных брусчатых стен производилась не «в лапу», как это было распространено, а «в обло» – с остатком, доходящим до 45см. По углам и в простенках срубы скреплялись сжимами из деревянных брусьев, стянутых болтами. Аналогично укреплялись мощные – рубленые! – колонны в интерьере. Нагели в стенах здесь устанавливались чаще обычного, а ствол колокольни и барабаны куполов в прямом смысле прошиты насквозь металлическими связями. Сруб центрального барабана скреплен стальными накладками; плоское перекрытие, выполненное здесь из перекрещивающихся балок, обеспечивает надежную связь стен его восьмерика в верхней части. Все стропила укреплены металлическими связями и скобами, обрешетка кровли сделана в виде сплошного дощатого настила. Несмотря на такое обильное использование металла в конструкциях, до сих пор ходит народная молва, утверждая, что собор построен «без единого гвоздя».
Сегодня трудно было бы представить как широк спектр географических названий мест, откуда привозились материалы и готовые изделия для строительства и отделки собора: из Ташкента – цемент; из Варшавы – антисептик для обработки древесины и специальный раствор для покрытия цементных полов; из Санкт-Петербурга – метлахские плитки с завода «Косъ и Дюрръ» и художественное литье из папье-маше с фабрики 3.Ковалевского; из Тулы – никелированные скобяные изделия со знаменитого завода В. Земцова; краску – из Москвы; иконы для иконостаса – из Киевской художественной мастерской А.Мурашко... Почти как в наше время… А каких фамилий только не встретишь в документах: в строительстве Вознесенского собора принимали участие наряду с русскими и казахи, и калмыки, и татары, и украинцы.
Вне всяких сомнений, смелым инженерным решением А.П. Зенкова, принятым уже в ходе строительства, можно считать конструктивные изменения объема колокольни. Возведенная было уже до 3 яруса, она подверглась серьезной перестройке: высота была увеличена на 9,24м, а восьмигранная рубка ствола изменена на более прочную – четырёхгранную. В ходе реконструкции уровень расположения колоколов, вес которых достигал более 7 тонн, был снижен до минимума. Максимальному снижению центра тяжести всего объема здания внимание уделялось еще на стадии проектирования при выборе архитектурных пропорций: формы его плана и разрезов симметричны и уравновешены, в верхней части все конструкции максимально облегчаются, даже гипсовая лепнина потолков из соображений большей безопасности во время возможного землетрясения была имитирована литьем из папье-маше.
Возможностью любоваться изяществом Вознесенского собора мы обязаны тоже все-таки Зенкову, который смело пошел на пересмотр утвержденного Святейшим Синодом шатрового перекрытия центрального барабана, и изменил его на купольное, вернувшись снова к идее Борисоглебского, но уже в новом варианте. Все эти коррективы и решения требовали от Андрея Павловича и согласовавшего их Строительного комитета не только больших знаний и строительного опыта, чувства архитектурной гармонии, но и свободы ума и даже дерзости.
Завершилось строительство в августе 1907г. По желанию жителей города собор был посвящен «Вознесению Господа нашего Иисуса Христа» (ЦГА РК, ф.153,д.417 «а»,л.1).
§2. ИСПЫТАНИЕ ВРЕМЕНЕМ
Разрушительное землетрясение, случившееся в январе 1911г., стало серьезным испытанием для нового храма. Его строителям было чем гордиться: лишь слегка просел юго-восточный угол колокольни, согнулся крест, выбило стекла из окон. Собор, «при грандиозной высоте своей представлял очень гибкую конструкцию, колокольня его качалась и гнулась, как вершина высокого дерева, и работала, как гибкий брус, заделанный одним концом» – писал А.П. Зенков в 1911 году в газете «Семиреченские областные ведомости» (№52,1911г.).
Вслед за этим испытанием последовал ряд ремонтных и отделочных работ на соборе. С наибольшим размахом они проводились перед празднованием 300-летия Дома Романовых в 1913г. Как показал анализ архивных фотографий и результатов обследования самого здания, по этому случаю в отделке собора преобладали цвета российского флага. Так, металлическое кровельное покрытие «в шашку» шатра колокольни и куполов было перекрашено в белый, синий, красный цвета, а на карнизах фасадов «российский флаг» можно было встретить вплоть до последней реставрации.
Многое изменилось в Верном после 1917 года. То, что еще вчера вызывало чувство гордости в сердцах его горожан, стало символом «темноты и невежества». Больше чем по причине природных стихий пострадал собор в годы лихолетий – во втором, самом трагичном периоде всей истории. Вознесенский собор явил собой пример стойкости и твердости Святому Православию в лице первого священномученника, Преосвященного Пимена.
строительство вознесенский кафедральный собор реставрация
Собор стал последним местом служения святителя, который не боялся выступать с проповедями, обличавшими убийц царя Николая П, давать христианский анализ творившимся беззакониям. 16 сентября 1918 года он был арестован и расстрелян без суда и следствия.
В 1929г. сброшены колокола со звонницы Свято-Вознесенского кафедрального собора, уничтожен удивительный по своей красоте трехъярусный иконостас с позолоченной резьбой, разворована вся церковная утварь, иконы и библиотека. В 30-х годах городские власти размещают здесь радиостанцию, затем – Республиканский краеведческий музей, что потребовало капитальной реконструкции здания.
По иронии судьбы или по счастливой случайности к этим работам в 1934 году привлекается А.П. Зенков. Первоначальное его предложение заключалось в устройстве небольших пристроек для фондов музея по бокам колокольни. Но к исполнению было принято его же, но другое решение. В процессе приспособления собора под историко-краеведческий музей все внутреннее пространство трансформировалось настолько, что даже посвященный зритель с трудом мог определить его изначальную планировку. Однако, мастер, любивший свое произведение, возводил новые перекрытия так, что они имели независимые конструкции, удалось сохранить красочную мозаику полов и росписи потолков, маскируя их настилами и обшивкой...
Смена функций здания закономерно повлекла изменение и пространственной среды вокруг него: засаживались аллеи, благодаря которым оно когда-то просматривалось с отдаленных точек города и по которым далеко разносился звон колоколов. Яркое многоцветие куполов скрылось под зеленой краской, более удовлетворявшей вкусы того времени, маскируя функциональное назначение здания; спокойные охристые тона фасадов и интерьеров сменились на революционно-розовые. Ничто, кроме двух каменных надгробий, не напоминает, о том, что западная часть городского парка когда-то была кладбищем…
Река истории неизменно течет вперед, даже если она меняет свое русло. На смену периодам полного отрицания дня вчерашнего часто приходят ностальгия и ощущение невозможности существования без своего прошлого.
Именно такой поворот наступил в советской истории Казахстана в 70-е годы. Это время знаменуется всплеском общественного интереса к памятникам истории и культуры. Постепенно пробиваясь на государственный уровень, интерес этот создает необходимые потенциалы для их охраны и возрождения. Это время интенсивного изучения исторических мест, памятников архитектуры, бурного расцвета музейного дела, развития внутреннего культурного туризма. Активизируется деятельность Министерства Культуры Казахской ССР: налаживается государственный учет и охрана памятников, также их реставрация.
В этот период здание Вознесенского кафедрального собора было взято под государственную охрану как памятник республиканского значения, и государственным бюджетом впервые выделяются средства на проведение ремонтно-реставрационных работ.
Поскольку в тот момент о восстановлении первоначальных функций собора не могло быть и речи, то перед группой архитекторов-реставраторов (под руководством А.О. Итенова) Научно-реставрационной и ремонтной мастерской Министерства Культуры стояла трудная задача – максимально обеспечить первозданную сохранность здания при условии эксплуатации его как историко-краеведческого музея. Несмотря на жесткие рамки, ограничивавшие возможности, реставраторы нашли великолепное решение, при котором хоть частично восстанавливалось первоначальное внутреннее пространство собора и его декор. Наконец, через много лет посетители музея могли хотя бы представить былую грандиозность соборных пространств. А ведь в памяти наших современников до сих пор хранятся детские впечатления от посещения Историко-краеведческого музея в 60-е: маленькие, темные помещения, низкие потолки. Нанизанные на узкие проходы, они создавали полную иллюзию многоярусного подземного лабиринта, начиненного чучелами и скелетами, куда дневной свет поступал лишь изредка и непонятно откуда. Поэтому, когда во время реставрации в 70-е было частично разобрано, в центре перекрытие второго этажа музея и открыто двусветное пространство с галереями, были сняты подшивки, скрывавшие расписанные яркими синими красками потолки и воссозданы светильники, интерьер музея-собора приобрел как бы заново свои масштабы, свет, цвет и звучание.