Смекни!
smekni.com

Охрана культурного наследия (стр. 3 из 4)

Объекты культурного наследия определяются в законе как объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

Объекты культурного наследия, согласно закону, подразделяются на следующие виды: памятники, ансамбли, достопримечательные места.

Данная классификация кажется на первый взгляд излишне громоздкой и детальной, но такая подробность позволяет более точно определить круг объектов, включаемых в государственную охрану. Все ранее принимаемые законодательные документы предлагали более краткие, но не более четкие определения и классификации, что вызывало определенные трудности при выявлении, паспортизации и присвоении памятникам категорий.

Закон определяет государственную охрану наследия, как систему правовых, организационных, финансовых, материальных и иных мер, принимаемых органами государственной власти Российской Федерации, направленных на учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием.

В законе определены задачи государственных органов охраны памятников: контроль за соблюдением законодательства в области охраны, установление ответственности за повреждение или разрушение памятников, разработка проектов зон охраны объектов наследия, выдача разрешений на проведение землеустроительных и хозяйственных работ на их территории, контроль за состоянием объектов культурного наследия.

Важное место в законе отведено решению проблемы учета культурного наследия. Закон определяет задачу подготовки Государственного реестра объектов культурного наследия, как государственной информационной системы, включающей в себя банк данных об объектах культурного наследия России, единство и сопоставимость которых обеспечиваются за счет общих принципов формирования, методов и формы ведения реестра.

В новом действующем законе подробно определяется механизм правового регулирования права собственности по отношению к объектам культурного наследия.

В законе получили отражение вопросы, посвященные воссозданию памятников. В статье закона подчеркнуто, что воссоздание утраченного объекта культурного наследия осуществляется посредством его реставрации в исключительных случаях, при особой исторической, архитектурной, научной, художественной, градостроительной, эстетической или иной значимости объекта и при наличии достаточных научных данных, необходимых для его воссоздания. Решение о воссоздании утраченного памятника истории и культуры за счет средств федерального бюджета принимается Правительством Российской Федерации на основании историко-культурной экспертизы по официальному заключению федерального органа охраны, согласованному с органом государственной власти, а также с учетом общественного мнения или мнения религиозных организаций, в случае воссоздания памятника или ансамбля религиозного назначения.

Закон отразил наиболее актуальные проблемы сохранения культурного наследия в новых экономических и социально-политических условиях. Вместе с тем для реализации закона необходимы четкие, конкретные подзаконные акты, в которых были бы более детально разработаны вопросы сохранения и использования памятников истории и культуры, более четко регламентированы отношения новых владельцев памятников и государственных учреждений охраны.

Осознание общественного и государственного значения охраны культурного наследия оформилось не сразу.

В настоящее время возникает необходимость реорганизации деятельности по охране, реставрации и использованию памятников истории и культуры. В связи с этим является целесообразным проведение анализа современного состояния проблемы сохранения культурного наследия, разработки путей решения.

3. Культурное наследие как музейный объект

Под музейным делом принято понимать функционирование музея, включающее такие направления, как фондовая работа, осуществление коммуникационной деятельности, экспозиционная и экскурсионная работа, музейное законодательство, охрана памятников и т.д.

Музей рассматривается сегодня как важнейший институт, способный осуществить сохранение и актуализацию многих объектов культурного наследия.

Среди основных функций музея как социального института музееведение не в последнюю очередь выделяет функцию хранения (естественно, вкупе с репрезентацией). Действительно, именно музеефикация тех или иных предметов, т.е. превращение их в музейные объекты и последующее сохранение их делают возможным выполнение музеем всех прочих его функций.

По-настоящему вхождение объектов нематериального наследия в музейное дело только-только начинается. «Серьёзные шаги по теоретическому осмыслению проблемы нематериального наследия, его изучения и сохранения были сделаны ЮНЕСКО в последние годы XX в. <…> На XXV сессии в ноябре 1989 г. были приняты Рекомендации по сохранению традиционной культуры и фольклора. В рекомендациях декларировалась необходимость принятия мер по охране традиционной культуры от всех видов опасностей, исходящих от природы или человеческих действий… <…> Сложность предстоящей работы обусловлена как хрупкостью, уязвимостью самих объектов, так и неразработанностью (теоретической и методической) критериев отбора и механизмов охраны и актуализации»[3].

На деле музеи уже не первый год и даже не первое десятилетие сохраняют объекты культуры. Объекты культуры включаются в состав музейных фондов.

Хранение музейных фондов является важнейшей задачей музея. В целом можно сказать, что хранение осуществляется в 2-х направлениях – юридическое хранение и физическое хранение. Юридическое хранение музейных фондов осуществляется с помощью ведения музейной документации. Весь комплекс музейной документации отражает существование предмета в музейных фондах. Он предусматривает закрепление принадлежности предметов данному музею, его отдельной коллекции. Документация учета, система бумажных и электронных каталогов, шифров и условных обозначений позволяет организовать контроль за состоянием музейных фондов, изменениями, происходящими в них, следить за перемещением и изменением физического состояния предметов, а также помогает осуществлять исследования в области соответствующих дисциплин. В частности, использование электронных многоуровневых каталогов в музеях обеспечивает оперативный многоаспектный поиск и облегчает доступ к информации о музейных предметах.

Физическое хранение направлено на создание оптимальных условий, предотвращающих физико-механические и химические изменения музейных предметов. Соблюдение режима хранения (температурно-влажностного, светового, биологического и др.) позволяет защитить предметы от воздействия окружающей среды и замедлить процессы их естественного старения.

культурный правовой общество охрана


Заключение

В заключение на основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

Проблема сохранения культурного наследия имеет комплексный характер. Да, она покоится на сложных экономических процессах, но не сводится только к ним. Огромную роль здесь играет политика, право, мораль, решимость сохранить поистине бесценное культурное наследие, доставшееся нам, освоить его и передать нашим детям в преумноженном, обновленном, облагороженном долгом, патриотизмом, заботой о будущем, виде.

История охраны культурного наследия России насчитывает более трех веков – в этот период формировалось охранное законодательство, создавалась государственная охранительная система, вырабатывались основные методические принципы охраны памятников, складывалась отечественная реставрационная школа.

Последние десятилетия с его новыми экономическими и социально-политическими реалиями обострило ряд проблем в области охраны объектов старины, решение которых невозможно без учета опыта прошлых лет. Одна из этих проблем – приватизация памятников и формирование различных форм собственности на них. В связи с этим регламентация прав собственников со стороны государства, выработка оптимальных отношений сторон – один из важнейших вопросов сегодняшней памятникоохранительной политики.

Современные российские города меняют свой облик – строятся новые дома, оформляются площади, воздвигаются монументы, воссоздаются когда-то утраченными памятники. При этом нередко игнорируются особенности архитектурно-исторический среды: строятся дома новой архитектуры, никак не связанные с российскими традициями, искажаются и разрушаются подлинные уникальные объекты и возводятся бесчисленные новоделы.

Культурное и природное наследие России активно вовлекаются в мировое культурное пространство. Наша страна является полноправным членом таких авторитетных международных организаций, как Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Международный Совет музеев (ИКОМ), Международный Совет по вопросам памятников и достопримечательных мест (ИКОМОС). Многие уникальные памятники России находятся под покровительством этих организаций.

Современные отечественные исследования разрабатывают новые методические подходы к охране культурного и природного наследия, которые соответствуют международному уровню. В перспективе российской практики охраны наследия – сохранение уникальных территорий с комплексной регенерацией памятников истории и культуры, традиционных форм хозяйствования и природопользования.

Российское культурное наследие только тогда станет полноправной частью наследия мирового, когда российское общество осознает необходимость сохранения своего национального достояния и в стране будет создано действенное охранное законодательство.


Список литературы