религия культура социокультурный феномен
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, существование религии обогащает всю систему культуры в целом. Если отказать религии в праве на существование (а такие попытки в истории неоднократно предпринимались), тем самым культура лишится своих важнейших функций. Конечно, «свято место пусто не бывает», поэтому функции религии частично переходят к другим подсистемам культуры, менее для этого приспособленным. Например, к искусству или науке. С развитием общества происходит рационализация и латентных функций религии, когда религиозные институты начинают ориентироваться не на духовные, а на материальные ценности. И в этом случае искусство парадоксальным образом становится более религиозным, чем сама религия, поскольку оно противопоставляет художественно-символическое, эстетическое мировосприятие бюрократическо-деловому клерикальному подходу. Но обычно наука, искусство, хотя и относятся к духовной сфере, все же значительно уступают религии в обращенности к «предельному». Поэтому свои функции в системе культуры религия успешно выполняет уже многие тысячи лет, являясь обязательной составляющей любой культуры.
ЛИТЕРАТУРА
1. Балагушкин Е.Г. Религия как социокультурный феномен // Введение в культурологию. М., 1993.
2. Балагушкин Е.Г. Культурогия XX век. Энциклопедия. Т.2. - СПб.: Университетская книга; ООО «Алетейя», 1998.
3. Задорожнюк И.Е. Культура и религия: прогнозы бурж. социологов // Культурный прогресс: филос. проблемы. М., 1984.
4. Лебедев С.Д. Культура и религия в теории социокультурной динамики П.А. Сорокина // Дух и время: философско-культурологический альманах. Вып. 3.– Белгород: Крестьянское дело, 2000.
5. Лебедев С.Д. Методологические аспекты взаимодействия религиозной и светской культурных систем // Синергетика, философия, культура. – М.: РАГС, 2001.
6. Мень А. Вера и культура. Христианская культура на Руси. Христианство и творчество // Радостная весть. М., 1991.
7. Розанов В.В. Религия и культура. М.: Философская мысль, 2000.
[1]Лебедев С.Д. Культура и религия в теории социокультурной динамики П.А. Сорокина // Дух и время: философско-культурологический альманах. Вып. 3.– Белгород: Крестьянское дело, 2000. С. 43.
[2] Лебедев С.Д. Методологические аспекты взаимодействия религиозной и светской культурных систем // Синергетика, философия, культура. – М.: РАГС, 2001. С. 27.
[3]Балагушкин Е.Г. Религия как социокультурный феномен // Введение в культурологию. М., 1993.С. 89.
[4]Балагушкин Е.Г. Религия как социокультурный феномен // Введение в культурологию. М., 1993. С. 93.
[5] Задорожнюк И.Е. Культура и религия: прогнозы бурж. социологов // Культурный прогресс: филос. проблемы. М., 1984. с. 112.
[6] Там же. С. 113.
[7] Там же. С.113.
[8]Балагушкин Е.Г. Культурогия XX век. Энциклопедия. Т.2. - СПб.: Университетская книга; ООО «Алетейя», 1998. С. 54.
[9] Лебедев С.Д. Методологические аспекты взаимодействия религиозной и светской культурных систем // Синергетика, философия, культура. – М.: РАГС, 2001. с. 37.
[10] Там же. С. 38.