Выше уже упоминалось о такой черте, как любопытство к житейским подробностям, к разнообразным сценкам и типам повседневного быта. Начинают охотно изображать детей, слуг, стариков, иноземцев, неимущий люд. Хотя подобные статуи и статуэтки больше скользят по внешним признакам, чем проникают вглубь, все-таки это тоже новое слово, сказанное эллинистическим искусством. К тому же не все произведения этого рода являются «типажными», есть и такие, которые согреты чувством,— можно назвать терракотовую статуэтку «Старый учитель», исполненную аттическим мастером.
Впервые предметом пластики становится ребенок со всеми анатомическими особенностями детского возраста и со всем очарованием, ему свойственным. В классическую эпоху маленьких детей если и изображали, то скорее как миниатюрных взрослых. Даже у Праксителя в группе «Гермес с Дионисом» Дионис мало похож на младенца по своей анатомии и пропорциям. Кажется, только теперь заметили, что ребенок — совсем особое существо, резвое и лукавое, со своими особенными повадками; заметили и так пленились им, что самого бога любви Эрота стали представлять ребенком, положив начало традиции, утвердившейся на века. Пухлые кудрявые малыши эллинистических ваятелей заняты всевозможными проделками: катаются на дельфине, возятся с птицами, даже душат змей (это малютка Геракл). Особенной популярностью пользовалась статуя мальчика, дерущегося с гусем. Такие статуи ставились в парках, были украшением фонтанов, помещались в святилищах Асклепия, бога врачевания, а иногда использовались для надгробий.
Мы видим, как разнообразны художественные течения эллинизма: в одних продолжаются (и подчас возводятся на новую ступень) былые классические традиции, в других берут начало искания, которые будут подхвачены только в следующие эпохи. Нужно упомянуть еще одно прославленное произведение мастеров родосской школы, относящееся уже к 1 веку до н. э.,— скульптурную группу «JIaoкоон». Ее сюжет почерпнут из сказаний о Троянской войне и очень впечатляюще изложен в «Энеиде» римского поэта Вергилия. Думали даже, что скульптура иллюстрирует текст Вергилия, но, по-видимому, она ему предшествует: «Энеида» была написана позже. Троянский жрец Лаокоон подвергся страшному наказанию богов, покровительствовавших грекам, за то, что убеждал своих сограждан не доверять грекам и не вносить в город оставленного ими деревянного коня («Бойтесь данайцев, дары приносящих!»). За это боги наслали на него громадных змей, задушивших сыновей Лаокоона и его самого. Скульптура изображает отчаянные и явно напрасные, усилия героя высвободиться из тисков чудовищ, которые плотными кольцами обвили тела трех жертв, сдавливая их и кусая. Бесполезность борьбы, неотвратимость гибели очевидны.
Эта самая поздняя по времени создания из дошедших до нас подлинных греческих скульптур была найдена раньше всех других. Ее откопали в Риме в начале 16 века, и вскоре она получила мировую известность 4 . Великий немецкий просветитель Лессинг в середине 18 века посвятил «Лаокоону» специальное исследование, трактующее проблему границ и различий между поэзией и пластическими искусствами. Лессинг обратил внимание на то, что античный ваятель, даже передавая сильнейшую боль, все же подчинил свою статую требованиям красоты и показал Лаокоона не кричащим, а только стонущим, в отличие от Вергилия, у которого несчастный жрец издает пронзительные крики. Наблюдение Лессинга верно: античное чувство меры, как и вообще традиции греческой пластики, сохраняются в группе «Лаокоон». Но и самый выбор сюжета, и трактовка его глубоко пессимистичны. Греческое искусство часто изображало гибель героев, но то была гибель в борьбе. Здесь перед нами не сражение, а жестокая казнь неповинных: ведь Лаокоон не совершил никакого преступления, напротив, выполнял свой долг, предостерегая троянцев; тем более ни в чем не виноваты его дети.
К традиционному представлению греков о власти рока теперь примешивается мысль о беспомощности человека — игралища слепых сил.
Чем глубже эта мысль проникает в сознание, тем иллюзорнее становится классический идеал, формировавшийся в лоне греческих городов-республик,— идеал «распрямленного», свободного, почти богоравного человека. На исходе эллинистической эпохи от него остается лишь внешняя оболочка, нет больше веры в разумность миропорядка. В то время когда
создавался «Лаокоон», римские легионы уже захватили Восточное Средиземноморье, Юлий Цезарь завоевал и Галлию, а в Малой Азии успешно расправился с Фарнаком, сделавшим последнюю попытку отнять ее у римлян. Сопротивление чуждой силе было так же бесполезно, как борьба с
гигантскими змеями, душившими Лаокоона.
Заключение
Мы рассмотрели скульптуру Древней Греции на протяжении всего периода ее развития. Мы увидели весь процесс ее становления, расцвета и упадка – весь переход от строгих, статичных и идеализированных форм архаики через уравновешенную гармонию классической скульптуры к драматичному психологизму эллинистических статуй. Скульптура Древней Греции по праву считалась образцом, идеалом, каноном на протяжении многих веков и сейчас она не перестает быть признанным шедевром мировой классики. Ни до, ни после не было достигнуто ничего подобного. Всю современную скульптуру можно считать в той или иной степени продолжением традиций Древней Греции. Скульптура Древней Греции в своем развитии прошла сложный путь, подготовив почву для развития пластики последующих эпох в различных странах. В более позднее время традиции древнегреческой скульптуры были обогащены новыми наработками и достижениями, античные же каноны послужили необходимой основой, базой для развития пластического искусства всех последующих эпох.
Примечания
1 Современники посвящали Афродите Книдской хвалебные стихи:
Видя Киприду на Книде, Киприда* стыдливо сказала:
«Горе мне, где же нагой видел Пракситель меня?»
2 Более всего к школе Праксителя можно отнести то, что Роден говорит о своеобразной живописности античных скульптур: «Посмотрите на эти блики на груди, на эти густые тени в складках тела... посмотрите на эти белокурые дымки, на эту прозрачную светотень на самых нежных частях этого божественного тела, на эти световые переливы, которые понемногу стушевываются, распыляясь в воздухе. Что вы на это скажете? Разве это не волшебная симфония blancheetnoire»?**
3 В одной из эпиграмм говорилось:
Камень паросский — вакханка, Но камню дал душу ваятель.
И, как хмельная, вскочив, ринулась в пляску она.
Эту фиаду создав, в исступленье, с убитой козою,
Боготворящим резцом чудо ты сделал, Скопас.
4 На сюжет «Лаокоона» писали поэмы. Знаменитый испанский художник Эль Греко, грек по происхождению, свое образно интерпретировал его в картине под тем же названием, причем голова Лаокоона близко повторяет голову античной статуи, хотя ракурсы тел другие. «Лаокоон» остается чудесной анатомической вещью, настолько классической, что г. Фо в своем атласе поместил даже препарированного «Лаокоона». Впрочем, реализм оригинала так велик, что чувство этим не оскорбляется, как оскорбилось бы оно, если такой эксперимент проделать ну хотя с Венерой Милосской***.
Список использованной литературы
1. 500 мастеров зарубежной классики. Энциклопедия/под ред. В.Д. Синюкова и М.И. Андреева – М.-СПб, 1996
2. Античная культура. Словарь-справочник/под общ. ред. В.Н. Ярхо – М., 2002
3. Виппер Б.Р. Искусство Древней Греции. – М., 1972
4. Гнедич П.П. Всемирная история искусств – М., 2000
5. Грибунина Н.Г. История мировой художественной культуры, в 4-х частях. Части 1, 2. – Тверь, 1993
6. Дмитриева, Акимова. Античное искусство. Очерки. – М., 1988
7. Колобова К.М. Древний город Афины и его памятники – Л., 1961
8. Колпинский Ю.Д. Скульптура древней Эллады. – М., 1963
9. Мирецкая Н.В., Мирецкая Е.В. Уроки античной культуры. - Обнинск, 1998
10. Полевой Л.М. Искусство Греции. Древний мир. – М., 1970
11. Ривкин Б.И. Античное искусство. – М., 1972
* Гнедич П.П. Всемирная история искусств. – М., 2000. С. 90
* Дмитриева, Акимова. Античное искусство. Очерки. – М., 1988. С. 35
* Дмитриева, Акимова. Античное искусство. Очерки. – М., 1988. С. 52
* Гнедич П.П. Всемирная история искусств. – М., 2000. С. 97
* Дмитриева, Акимова. Античное искусство. Очерки. – М., 1988. С. 76
* Дмитриева, Акимова. Античное искусство. Очерки. – М., 1988. С. 107
* Богиня появляется из воздушной морской пены вблизи Кипра. Отсюда Афродита — Киприда, «кипророжденная»
** Белого и черного
*** Гнедич П.П. Всемирная история искусств. – М., 2000. С. 107