ЮРИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ НИКУЛИН
никулин творческий образ артист
Выбирая тему для данной работы, пришлось задуматься, ибо не каждый день выпадают подобные задания. Я решила написать про русского человека, внесшего свой неоценимый вклад в развитие кинематографа и культуры в целом.
Вряд ли можно найти хотя бы одного нашего соотечественника, который не встречался с творчеством этого человека. Когда смотришь фильмы с его участием, хочется проникнуть в этот мир, мир кино, и отправиться навстречу приключениям рядом с таким интересным человеком.
Юрий Владимирович Никулин (годы жизни: 18 декабря 1921, город Демидов Смоленской области – 21 августа 1997, Москва) – российский актер цирка и кино. Народный артист СССР (1973). Лауреат Государственной премии РСФСР (1970). Участник Великой Отечественной войны.
Несмотря на кажущуюся простоту своего комического образа, по праву считается одним из ведущих представителей русской культуры 20 в.
Отец Юрия Владимировича, Владимир Андреевич, демобилизовавшись из Красной Армии и окончив курсы Политпросвета, устроился в драматический театр в Демидове. Там же была актрисой и его мать.
В 1925 году его семья перебралась в Москву.
После седьмого класса доучивался уже в другой школе.
Член КПСС с 1943 года.
«18 ноября 1939 года, в соответствии со сталинским указом о всеобщей воинской обязанности, Никулина призвали в армию.
Служил Никулин в войсках зенитной артиллерии под Ленинградом. Вот как он вспоминает о тех днях: «Ко мне поначалу некоторые относились с иронией. Больше всего доставалось во время строевой подготовки. Когда я маршировал отдельно, все со смеху покатывались. На моей нескладной фигуре шинель висела нелепо, сапоги смешно болтались на тонких ногах. Когда первый раз пошли всей батареей в баню, я разделся и все стали хохотать. Я всегда знал, что некрасивый. Глиста в обмороке. Худой, длинный и сутулый. Но я нисколько не обижался. Про себя я злился, но в то же время смеялся вместе со всеми. Что меня и спасало от дальнейших насмешек…
О жизни родных я знал все до подробностей. Письма получал больше всех на батарее. Многие мне завидовали. Писали мне отец с матерью, тетки, друзья и даже соседи…»
В декабре 1939 года грянула война с Финляндией. Юрий Никулин, как и многие его сослуживцы, написали заявление: «Хочу идти в бой комсомольцем». Однако участвовать в боевых действиях зенитной батарее Никулина так и не привелось. Они находились под Сестрорецком, охраняя воздушные подступы к Ленинграду, а почти рядом с ними шли тяжелые бои по прорыву обороны финнов – линии Маннергейма. Именно в то время Юрий Никулин сильно обморозил себе ноги – когда тянул линию связи от батареи до наблюдательного пункта». Раззаков Ф.И.
В 1949 Юрий Никулин окончил студию разговорных жанров при Московском цирке и стал там же выступать в жанре клоунады (в дуэте с М. Шуйдиным). Приобретя известность в цирковых интермедиях, в которых смешные репризы и пантомима сочетались с мастерским выполнением трюковых номеров, Никулин был в 1958 приглашен в кино, где в небольших ролях («Девушка с гитарой», «Неподдающиеся», «Друг мой, Колька!», «Без страха и упрека») первоначально повторял, по сути, цирковые приемы эксцентрики. Казалось бы, и знаменитая киномаска Балбеса (короткометражки Л.И. Гайдая «Пес Барбос и необычайный кросс» и «Самогонщики», 1961, а также его же комедии «Операция «Ы» и другиеприключения Шурика», 1965; «Кавказская пленница», 1966), которая пользовалась невероятной зрительской популярностью, была создана по законам исключительно внешнего комизма. В этих комедиях Никулин выступал в известной тройке с Георгием Вициным и Евгением Моргуновым.
Однако сыгранные тогда же вновь у Гайдая роли в фильмах «Деловые люди» (1963) и «Бриллиантовая рука» (1968) подтвердили, что Ю. Никулин склонен обнаруживать за маской комического героя по-своему страдательную натуру, а несколько простоватая физиономия не исключает наличия у ее обладателя подлинных человеческих чувств, порой весьма драматических переживаний. К счастью, актер уже успел в убедительной житейской драме «Когда деревья были большими» (1962) с блеском продемонстрировать несоответствие обманчивого облика сложному внутреннему естеству того, кто считается отверженным в обществе.
Способность к лиризму и трогательность в исполнении Юрием Никулиным роли трудно перевоспитывающегося пьяницы Кузьмы Иорданова пригодилась Никулину в фильмах «Ко мне, Мухтар!» (1965), «Телеграмма» и «Двенадцать стульев» (1971), «Старики-разбойники» (1972), «Точка, точка, запятая…» (1973) и особенно «Чучело» (1984), в которых он создал образы простодушных, наивных, чудаковатых, но чрезвычайно добрых и отзывчивых героев. Природный трагикомизм таких персонажей, как монах Патрикей («Андрей Рублев», 1966, выпуск на экран – 1971) и солдат Некрасов («Они сражались за родину», 1975), из-за жестокости исторических событий, участниками которых они оказываются, поневоле приобретает подлинно драматический пафос.
Вершиной актерского мастерства Юрия Никулина в кино стала уникальная по достоверности, максимально сдержанная по манере и вместе с тем подспудно наполненная богатыми эмоциями роль журналиста Лопатина в ленте «Двадцать дней без войны» (1977) А.Ю. Германа. Став в 1982 главным режиссером и директором Цирка на Цветном бульваре, Никулин, к сожалению, практически перестал сниматься в кино, но часто появлялся на телевидении (особенно удавалась ему роль ведущего в передаче «Белый попугай»). Подкупающая искренность, неподдельная человеческая теплота, умение расцвечивать жизнь, тонкое чувство юмора снискали ему подлинно народную любовь.
После окончания войны пытался поступить во ВГИК и другие театральные институты, куда его не приняли, так как комиссии не обнаруживали в нём актёрских способностей. В конце концов, поступил в студию клоунады при Московском цирке на Цветном бульваре. После окончания студии стал работать помощником вместе с необычайно тогда популярным клоуном Карандашом. Работая у него, Юрий Никулин познакомился с Михаилом Шуйдиным. Начав работать самостоятельно, Юрий Никулин долгое время работал с ним как с партнёром по манежу составив клоунский дуэт Никулин и Шуйдин, хотя по характеру они, как люди, были совершенно разные. После смерти Михаила Шуйдина, с 1983 начал работать директором цирка. Всего Юрий Владимирович проработал в родном цирке 50 лет.
Главное в творческой индивидуальности Никулина – это сокрушительное чувство юмора при полном сохранении внешней невозмутимости. Костюм был построен на забавном контрасте коротких полосатых брюк и огромных ботинок с псевдоэлегантным верхом – черный пиджак, белая рубашка, галстук и шляпа-канотье. Виртуозно разработанная маска (за внешней грубостью и даже некоторой глуповатостью проступали мудрость и нежная, ранимая душа) позволяла Ю. Никулину работать в самом трудном жанре клоунады – лирико-романтических репризах. На манеже он всегда был органичен, наивен и трогателен, при этом умел смешить зрителей как никто. В клоунском образе Ю. Никулина удивительным образом сохранялась дистанция между маской и артистом, и это придавало персонажу большую глубину и многогранность. За свою долгую жизнь на арене Юрий Никулин создал множество неповторимых реприз, скетчей и пантомим, из которых самыми памятными и дорогими для артиста стали «Маленький Пьер», Пипо и миллионер в цирковых представлениях Карнавал на Кубе и Трубка мира, Бармалей в новогоднем детском представлении и др. Одна из самых знаменитых жанровых сценок – легендарное «бревно». Со своей будущей супругой Татьяной Никулин познакомился во время представления. Позже она не раз работала в качестве его «подсадной утки».
В 1949 году Юрий Никулин познакомился с девушкой Татьяной Покровской, которая вскоре стала его женой. Вот что она сама рассказывает об этой встрече: «Я училась в Тимирязевской академии на факультете декоративного садоводства и очень увлекалась конным спортом. В академии была прекрасная конюшня. А в конюшне – очень смешной жеребенок-карлик, с нормальной головой, нормальным корпусом, но на маленьких ножках. Звали его Лапоть. Об этом прослышал Карандаш и приехал эту лошадку посмотреть. Лошадка понравилась, и Карандаш попросил нас с подругой научить ее самым простым трюкам. Потом лошадку привезли в цирк, и Карандаш познакомил нас с Юрием Владимировичем Никулиным, который был у него в учениках. Юрий Владимирович пригласил нас посмотреть спектакль. Подруга моя пойти не смогла, я пошла одна, сидела на прожекторе. Играли очень смешную сценку: Карандаш вызывал из зала якобы одного зрителя и учил его ездить на лошади. Но именно когда я пришла на спектакль, Юрий Владимирович, который играл роль зрителя во время этого номера, попал под лошадь. Она его так избила, что его увезли на «Скорой» в Склифосовского. Я чувствовала себя виноватой и стала его навещать… А через полгода мы поженились…»
14 ноября 1956 года в семье Никулиных появилось прибавление – родился сын Максим.
Юрий Владимирович Никулин играл во многих любимых народом фильмах. Самыми известными являются кинокомедии с участием Никулина – «Бриллиантовая рука», «12 стульев», «Старики-разбойники».
Никулин создал незабываемый образ Балбеса из знаменитой тройки (Трус, Балбес, Бывалый) в кинокомедиях Леонида Иовича Гайдая «Самогонщики» (1961), «Пес Барбос и необычный кросс» (1961), «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» (1965), «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» (1967) и др.
«А на «Бриллиантовой руке» нашего героя… похоронили. Дело было так. Как помнит читатель, в конце фильма герой Никулина Семен Семенович Горбунков вываливается из багажника летящего по воздуху автомобиля. Для этой сцены сделали специальный манекен, очень похожий на актера. И вот однажды уборщица, убиравшаяся на студии, приподняла простыню и увидела этот манекен. Только она расценила это по-своему, и в тот же день в Адлере (там снимали картину) разнесся слух, что артист Никулин умер. Эти слухи достигли даже Москвы, и нашему герою пришлось срочно звонить в столицу, чтобы успокоить собственную мать». – Раззаков Ф.И.