Большое значение для появления коллекций и коллекционеров сыграли первые поездки Петра I за пределы России (1697-1698 и 1715-1717 года). Они способствовали тому, что в России стали появляться старинные европейские и восточные произведения искусства, «древности». Все это и привело впоследствии к значительному интересу богатых слоев российского общества к данным предметам, а, следовательно, к зарождению коллекционирования в России.
Несмотря на занятость решением дипломатических вопросов в Европе, Петр старался уделять внимание поиску и приобретению предметов старины. Так Петр проявлял большой интерес к собирательской деятельности бургомистра Амстердама Николаса Витсена и казначея Адмиралтейства Якоба де Вильде. Для государя были увлекательными собрания античных монет и предметы искусства, хранящиеся в коллекциях Николаса Витсена.
Особенной полнотой отличались собрания греческих, римских монет, произведений древней пластики, которые составляли собрание Якоба де Вильде.
Параллельно в это время происходит знакомство Петра с интереснейшими предметами искусства, собранными архитектором Симоном Схейнфутом и профессором Фридрихом Рюйшем, а созерцание «кабинета древностей» Николаса Шевалье было радостным и желанным для государя. Во время уже первой поездки, Петр I обратил внимание на аукционы, которые в последствии стали для него и его приближенных подспорьем для собрания коллекций.
Амстердамский антикварный рынок был одним из лучших и богатейших в Европе. Во время первого визита в Амстердам Петр интересовался всем, в том числе и восточными редкостями, с удовольствием знакомился с коллекциями Китайского фарфора, ост-индского оружия, японских диковинок выставленных в доме Ост-индской компании.
Русский царь старался не оставлять без внимания ни одного примечательного и необычного собрания редкостей, в которых в то время соединялись в одно и древности - «антиквиты», раритеты из мира природы, живопись и заморский фарфор, привозимый из далекого Китая. Известно, что в отличие от первой поездки, когда происходило знакомство с предметами искусства, во время второго визита, наряду с книгами, инструментами и редкостями из мира природы, царь старался скупать древности, предметы изобразительного и прикладного искусства, в том числе и фарфор.
Посещая города Европы, к началу XVIII столетия, Петр мог убедиться, что коллекционирование, собирательство и связанные с ними знания становятся важной частью культурного престижа. В Европе к тому времени уже существовала целая система «купли-продажи» различных современных и старинных предметов искусства[25].
Необходимо отметить и то, что ко второму визиту, нанесенному в Европу, государь уже заразился страстью коллекционирования. Естественно, что во время второй поездки внимание Петра сосредоточилось на пополнении своей частной коллекции антиквариата и картин. Приобретение раритетов происходило не только в «кладовых» известных деятелей, но и на аукционах. Так на одном аукционе, сопровождаемый голландцем Кселлем, Петр, по его совету, приобрел ряд картин.
Страстно любивший море и флот, Петр I отдавал предпочтение голландским художникам-маринистам. Наряду с картинами и Минеральным кабинетом Готвальда, приобретенным им в Дикциге в 1716-1717 годах, Петр покупал предметы прикладного искусства. Им были приобретены входившие в моду в Европе фарфоровые вазы и настенные тарелки для последующего украшения Монплезира и дворца в Петергофе. Курительные трубки, так называемые «Пипки», светильники, шкатулки и коробочки для всякой безделицы. В петровское время, по сути дела, собирательство можно уподобить созданию некой культурной платформы, на которой произросло русское коллекционирование, со своими традициями[26] .
Широкие финансовые возможности, образование, привитый европейский вкус - вот те составляющие, которые в последствии дали уровень европейских коллекций и коллекционеров.
В европейской практике «коллекционный статус предметов определяет вовсе не их число и никоим образом не место их обитания, а исключительно заинтересованность их владельцев»[27]. В России же, где двух первых третей XVIII столетия такой традиции не существует, исследователь неизбежно вступает в область предположений.
Учреждение в Петербурге в 1757 году Императорской Академии художеств явилось одним из решающих факторов, предопределивших дальнейшую судьбу коллекционирования в России. Это событие стало первой ступенью в процессе постепенного утверждения в России европейской системы не только в художественном образовании, но и во взглядах на значение искусства.
В тоже время исследователи отмечают, что основное коллекционирование проходило в области художеств. Так, Н.Сиповская отмечает, что «в контексте коллекционирования фарфоровые вещи упоминаются крайне редко»[28]. В основном фарфор покупали, как исторические мемориалии. Так, например, в современных музейных собраниях находится более двух десятков уникальных произведений фарфора из юсуповской коллекции.
Во второй половине XVIII века складываются благоприятные условия для коллекционирования: достаточный уровень развития отечественной культуры и художественного рынка, теоретическая база в виде обширной и разнообразной литературы по различным областям знаний, возможность путешествовать по странам Западной Европы и знакомится с зарубежными коллекциями, иметь контакты с художниками, приобретать предметы на аукционах и у торговцев художественными произведениями и древностями. Образцом для коллекционеров были коллекции Екатерины II.
Коллекционеры способствовали созданию русскими мастерами произведений искусства и притоку в Россию художественных ценностей. В эпоху Просвещения создаются комплексные коллекции, включавшие произведения изобразительного искусства, античные произведения, мюнцкабинеты, естественнонаучные коллекции.
Коллекционерами были, в первую очередь, вельможи – государственные и культурные деятели, руководствовавшиеся в своем коллекционерстве идеями Просвещения. В России сформировались выдающиеся коллекции, известные не только в России, но и за рубежом. Частные коллекции становятся одной из достопримечательностей России, характеризующих уровень культуры, их посещают иностранные дипломаты и путешественники. К концу века на процесс частного коллекционирования стали оказывать некоторое влияние музейные коллекции. Так, эрмитажное собрание способствовало воспитанию художественного вкуса коллекционеров. Наряду с известными зарубежными музеями оно могло служить образцом для составления картинных галерей во дворцах и имениях знати. И.Георги указывает на частные собрания или кабинеты, владельцы которых – гр. И.Г.Чернышев, И.И.Шувалов, кн.Е.Р.Дашкова. гр. А.К. Разумовский, кн. Н.Б.Юсупов, гр. А.С.Строганов – охотно их демонстрировали.
Однако наиболее ярко феномен собирательства стал проявляться в XIX столетии. Прежде всего это связано с ростом активности такой социально-экономической группы, как буржуазия и, особенно, купечество. В указанное время были составлены всемирно известные коллекции Третьякова, Щукиных, Солдатенкова, Рябушинских, Морозовых, Бахрушина и многих других. Особенностью данного периода был элитарный характер коллекционирования: коллекционеры представляли собой закрытые социальные группы с высоким сословным и (или) экономическим положением, куда могли войти только равные им. Кроме того, собрания составляли лишь вещи, которые имели высокую рыночную стоимость. Однако в XX - начале XXI вв. в коллекционировании происходят значительные изменения, которые были обусловлены рядом причин. Во-первых, коллекционирование в XX – XXI в. можно условно разделить на несколько периодов: 1-й период: до 1917 г., 2-й период: 1917 г. – конец 50-х гг., 3-й период: конец 50-х гг. – начало 90-х гг., 4-й период: начало 90-х гг. – настоящее время. Данное деление обусловлено трансформациями, которые происходили в социально-экономической, правовой и политической жизни страны и существенным образом повлияли на развитие коллекционирования. Во-вторых, с начала XX в. актуализируется тема появления и динамичного развития доступных видов коллекционирования – собирания марок, банкнот, любительской нумизматики, почтовых открыток, орденов и медалей и др. Важное место среди представленных коллекций стали занимать тематические собрания, предполагающие подбор различных материалов по определенным темам. В-третьих, формируется и начинает постоянно действовать инфраструктура рынка коллекционирования, включающая аукционы, салоны, антикварные лавки и специализированные издания. Подход к собранию и изучению предметов коллекционирования становится более систематичным, предметно и научно обоснованным, направляется на собрание отечественных древностей и предметов искусства, археологических и этнографических памятников. Однако Октябрьская революция и последующая за ней гражданская война существенным образом повлияли на дальнейшее развитие коллекционирования. Большой урон был нанесен частным коллекциям в 1920-х гг., когда они были частично разграблены, национализированы, а также продавались, разделялись, вывозились за границу и исчезали. С другой стороны, с первых дней существования новой власти одним из направлений ее деятельности стала работа по охране и сохранению художественных, исторических и культурных ценностей. Был создан Государственный совет по заведованию музеями и дворцами, в которых находились различные коллекции. Проводилась национализация частных коллекций, художественных собраний, театров, галерей. В результате имущество, принадлежавшее бывшим «эксплуататорским классам», перемещалось во владение государства[29] . Перемещались к новому владельцу и старые атрибуты высокого социального положения. В «руках» государства эти вещи символизировали водворение «нового строя», который сделал общенародным достоянием то, что раньше принадлежало избранным. Концентрация в частных руках старых ценных вещей и торговля ими не приветствовались. Последняя рассматривалась как спекуляция и наказывалась. Государство стремилось прекратить ее путем репрессивных мер, принимаемых по отношению к коллекционерам: изъятия частных коллекций, облав на антикварных дельцов и др.[30]. Сменившие ранее элитарные классы дворян и купцов социальные слои и группы считали коллекционирование «буржуазным занятием» и не пропагандировали его. Значительный урон коллекционированию причинила Великая Отечественная война. В результате военных действий многие коллекции были уничтожены, утеряны, разграблены оккупантами. Часть экспонатов была вывезена за границу и не возвращена до сих пор. Самым ярким примером этого процесса стала судьба Янтарной комнаты [31]. В послевоенное время частное коллекционирование не поощрялось, напротив - коллекционеры постоянно находились под пристальным вниманием милиции и КГБ, которые изучали доходы этих лиц. Общества коллекционеров начали создаваться только в 1970-х гг., когда было создано Всесоюзное общество филателистов с различными секциями: коллекционеров-книголюбов, нумизматов, филофонистов и др. С этого времени для выставок частных коллекций предоставляли такие крупные залы, как Музей этнографии, Манеж в Ленинграде или музеи Пушкина и Андрея Рублева в Москве [32]. Личные коллекции по завещанию владельцев нередко передавались государству. Основным условием завещания, как правило, являлось желание ознакомить с собранием широкую публику. Музей В.А. Тропинина и художников его времени в Москве родился из частного собрания Ф.Е. Вишневского. Из крупных зарубежных коллекций русской культуры необходимо отметить архив барона Э. Фальц-Фейна и художественную коллекцию князей Лобановых-Ростовских, экспонировавшуюся в Москве и Ленинграде в 1988 году [33]. В послевоенный период все больше людей начинают увлекаться собиранием антиквариата. По мнению Л.Л. Шпаковской, это было связано с модой, пришедшей с VI Всемирным фестивалем молодежи и студентов в 1957 г., основанной на принципах прогресса, стремления к новому быту и борьбы с мещанством. Оказалось, что старые вещи – посуда, мебель и прочие предметы больше не просто не модны, но даже в некоторых случаях предосудительны как нечто чуждое советскому строю и быту [34]. В конце 50-х гг. начинается небывалое до тех пор по масштабам возведение современных панельных домов. Старые вещи выходят из сферы повседневного быта. Одновременно создается мощное предложение на антикварном рынке. Значительный спрос на дорогие, ценные вещи обеспечили иностранные коллекционеры, которые делали покупки по ценам, превышающим цены внутри страны. В целом, данный период можно охарактеризовать как новый виток в развитии коллекционной деятельности. Распад СССР и суверенизация России начинают процесс приватизации государственной собственности. Коллекционеры и антикварные торговцы получают возможность открывать собственные магазины, действовать свободно и открыто [35]. Появляются первые институциональные образования ранее почти полностью нелегального рынка. Возникает бум антикварной торговли, что связано с появлением новых покупателей и коллекционеров внутри страны, ориентированных на дорогие и крупные покупки – нового слоя состоятельных людей, для которых составление коллекций означает прежде всего внешнюю атрибутику, подчеркивание собственного высокого социального положения, а не удовлетворение духовных потребностей. Макросоциологический анализ явления позволяет сделать вывод о том, что на современном этапе можно отметить как многообразие и широту предметов коллекционирования, так и вариативность источников пополнения коллекций: конкуренцию традиционным антикварным лавкам и собраниям коллекционеров составляют интернет-аукционы, продажи по каталогам, заказы по телефону, а также фирмы, специализирующиеся на продаже услуг по составлению коллекций и консультированию. Прежде всего это связано с развитием средств массовой информации и коммуникации, а также их доступностью. Все это, с одной стороны, облегчает поиск необходимых коллекционных предметов. С другой, наблюдается резкий спад интереса к процессу коллекционирования среди всех слоев населения, объясняемый той же самой доступностью информации о нужных предметах (ранее мотивацией к собиранию во многом выступала именно труднодоступность многих вещей, что порождало стремление к обладанию данным предметом), а также потребительским отношением к вещам, когда моральный износ намного опережает материальный.