Смекни!
smekni.com

Технико-технологические особенности и функции готического витража в архитектурном ансамбле (стр. 2 из 4)

Серебряную краску изготавливали из сплава толченого серебра и сурьмы, добавляя воду и желтую охру. Краску наносили на внутреннюю поверхность стекла. После обжига она сплавлялась со стеклом, придавая ему желтый цвет. Подобная технология давала возможность на одном фрагменте стекла совмещать два цвета.

При завершении окраски всех фрагментов стекла, подобранных для витража, завершалась, стекла обжигали в печи. Это производилось для фиксации краски на стекле, что помогало росписи веками сохраняться под открытым небом.

Уже обожженные фрагменты стекла размещали на деревянную панель с эскизом и соединяли с профилем с помощью свинцовых полосок. При спаивании мягких свинцовых полосок, друг с другом, которые легко принимали любые формы контуров стекла, образовывалась сетчатая несущая конструкция, за счет которой удерживались все составляющие фрагменты витража. Укрепив тонкой арматурой, конструкцию вставляли в оконную раму.

Со временем, в XIV веке, удается изготавливать свинцовые переплеты тоньше и изящней, вследствие чего рисунки напоминают книжные миниатюры. Новое изобретение XV века – техника дублирования стекол, позволило придавать тончайшие нюансы цвета, за счет чего в витражах более явственно наблюдается нарастание реалистических элементов. Теряя свою монументальность, витражи начинают соперничать с книжной миниатюрой. Особую известность приобрели витражи французские: Шартра, Руана и Сент-Шапель и немецкие витражи соборов в Страсбурге и Штутгарте.

3. Функции витража в архитектурном ансамбле

Жизнь классического витража возможна лишь в архитектурном пространстве. Являясь порождением живописи и архитектуры, витраж жёстко подчиняется их законам. Для каждой эпохи типичны свои приёмы художественного освоения конструкции. Зодчество готического периода в высшей степени тектонично. Выразительность основана, прежде всего, на конструктивной структуре. Вместе с тем принцип работы конструкции в готическом соборе не выражен непосредственно: его можно постичь, лишь соединяя результаты наблюдений с отвлечёнными представлениями. Входящий в средневековый храм видит пучки очень тонких и длинных колонок, которые на хрупких капителях поддерживают ещё более тонкие рёбра сводов. Однако то, что здесь видит зритель, есть только мнимая конструкция.

Стрельчатые своды позволили не только значительно увеличить высоту и ширину нефов. Происходит распределение возникающего в своде давления по четырём точкам его опор и нейтрализация бокового распора гибкой конструкцией вынесенных наружу аркбутанов, надёжно опирающихся на контрфорсы вне стен храма. И человек, который находится внутри церкви, о них не подозревает. Это говорит о том, что система готических сводов разлагается как бы на две конструкции – на реальную, которая была выложена из камня и служила закреплением статики здания, и на мнимую, показанную лишь направлением и сочетанием линий. Витражи придают динамики формам, а так же лёгкость и непрерывное устремление ввысь – и в таком необузданном подъёме всех линий к небесам и воплотилась идея готического храма - мистическое слияние человека с Богом.

Как было отмечено выше, витраж сообщается и с внутренним, и с внешним пространством. Цветные стёкла готического собора видны лишь изнутри на просвет при освещении извне. Окна кажутся тёмными, если рассматривать их снаружи здания. Изображения почти неразличимы и изнутри в тёмное время суток, когда интерьер освещен огнями свечей и лампад. Лишь льющиеся сквозь стёкла солнечные лучи пробуждают к жизни картины на окнах, наполняя их мерцанием и свечением.

Необходимым условием организации архитектурного пространства является композиционное взаимодействие пространства и формирующих его элементов, в основе которого лежат различные закономерности формообразования. В жизни и художественной практике часто употребляются слова «масштаб» и «масштабность». Камерный масштаб отличается изяществом, тонкостью. Крупный масштаб подчёркивает значительность, монолитность, нерасчленённость форм, что было характерно, например, для витражей XI- середины XIII веков.

Готический стиль трактует детали тонко и мелко, жертвуя ими для монументальности общего впечатления. Благодаря колористической насыщенности, разнообразию зрительных впечатлений и, в то же время, известной слитности и однородности изображений, покрывающих всю плоскость окон, витраж увеличивает пространственный эффект интерьера. В готическом витраже большое значение имеет масштаб основной изобразительной темы - чаще всего фигур, который, как правило, соотносится с масштабом архитектуры. Абсолютные размеры изображений зависят от места расположения и удаления от зрителя. Исходными данными здесь оказывается не обычный рост человека, а условная мера, которая задаётся размерами архитектурных членений.

Для Готики вообще характерно контрастное отношение пространственных величин. Этот контраст в отношениях создаёт динамику "зрительного движения". Масштабный контраст - одно из закономерных композиционных условий взаимодействия искусств. Масштабный контраст вызывает эмоциональный интерес. Пластика интерьера готического собора приобретает особую выразительность в сопоставлении с мелкой ритмикой членений витражей.

Можно сделать вывод, что масштаб одновременно выступает как средство архитектурной композиции и как художественное качество формы, сомасштабность композиции витража и строя архитектуры является решающим фактором в достижении единства.

Связи с архитектурой носят более опосредованный и менее однозначный характер потому, что он представляет тектонически вполне самостоятельный её элемент, а самый этот элемент - окно- в свою очередь акцентирует пространствостроительные функции архитектуры.

Как известно, окно предполагает разрушение пространственной изоляции интерьера и экстерьера и установление между ними новых контактов. В зависимости от местоположения основного источника освещения оно способно менять как направленность своего действия по отношению к каждой из двух зон, так и сам характер этого действия. Витраж и необходим для выявления и координации этих пространственных взаимодействий.

В витраже каждый стилистический элемент, колорит, рисунок выполняет двоякую функцию. С одной стороны, он украшает плоскость, служит декоративным или экспрессивным целям, воплощает настроение, является элементом ритма. С другой стороны, те же элементы как бы отрицают плоскость, перестают быть реальностью и делаются фикцией, изображая близкое и далёкое, тьму и свет, входят в мир воображаемого пространства и времени.

4.Темы и сюжеты

В готическом витраже мы видим общие философские и эстетические принципы. Композиция изображения строится на мыслительной, символической связи. Сопоставляются элементы изображений витражей по их духовным и символическим соотношениям этих элементов и по принципам религиозной иерархии, а так же по требованиям орнаментального ритма. Верх и низ в таком изображении означают не пространственные категории, а только символически-орнаментальные строи.

Совершенно особое значение при такой композиции пространства приобретают рама изображения и его фон, от того, к которому привыкло наше зрение. Здесь рама не обозначает границ пространства, она является неким символическим знаком. Поэтому изображение может пересекать раму в разных направлениях, выходить из неё или же разлагаться на несколько самостоятельных обрамлений.

Основная тематика готических витражей – религиозная. Распространена также и другая тематика изображения на готических витражах — бытовые сцены: труд ремесленников и земледельцев, городская и сельская жизнь, а также рыцари, короли, мифологические чудовища – драконы, единороги и т.д. Нередко мастера изображают самих себя за работой. Многоцветное сияние готического витража производит сильное впечатление.

Основные цвета раннеготических витражей - горячий красный и «потусторонний синий». Сияние сапфирового цвета, поглощающего красный, составляет основную притягательную силу этих произведений. Главенство синего напоминает о декоре мозаик, как, например, в мавзолее Галлы Плацидии в Равенне. Этот цвет обозначает небесную сферу иного мира. Отблеск рубинов в таинственном сиянии символизирует пыл души, охваченной любовью. Витраж использует по большей мере цвета относящиеся к локальным, то есть чистые, несмешанные, непреломлённые. В нашем представлении такие цвета ассоциируются с определёнными предметами как их объективные, неизменные свойства (синее небо, зелёная листва, красное пламя).

Как правило, сюжетные изображения в готических витражах композиционно смещены ближе к нижней части окон. Также распределена и цветовая нагрузка. Светлые гризайльные стёкла концентрируются в верхней части окна, пропуская свет, освещающий своды храма.

Появление новых красок обогатило палитры художников, теперь можно было передавать тонкие цветовые нюансы, светотень, живопись стала исключительно выразительной. Живопись витражей становилась сложнее, краски обладали поразительной красотой. Огромные оконные пространства давали возможность применять расписные стекла больших размеров. Они не скреплялись свинцовой арматурой, а укреплялись непосредственно в оконных переплетах. В эту эпоху тесное сотрудничество архитектора и живописца по стеклу стало совершенно необходимым, причем ведущее начало принадлежало зодчему. Общий характер и композиция живописи по стеклу находится в полном согласий и сочетании с архитектурой сооружения. Мистика раннего средневековья придавала витражу выразительность огромной силы. Это период высшего расцвета витражей.

В соборе Бурже на витраже изображено начало притчи о блудном сыне, где в облике аристократа XIII века представлен герой библейской притчи, который восседает на серой лошади, держа на запястье сокола. Одет он в роскошный плащ с меховой подбивкой, струящийся мягкими складками. В больших квадрифолиях и маленьких медальонах изображены дальнейшие события притчи. Орнамент заполняет промежутки между этими сценами, а сам витраж обрамлен бордюром из пальметок. Такая интерпретация библейской притчи рассчитана на правящие классы. Для аристократа того времени падение блудного сына до жалкой участи свинопаса внушало ужас и омерзение.