В сюжетных зонах витража доминируют белый, различные оттенки фиолетового, зеленого и желтого цветов, в то время как в орнаментальных – красный и синий цвета. Персонажей размещали в зависимости от того, где разворачивалась сцена – на улице под открытым небом или в интерьере. Их изображали либо у нижней границы обрамления, на закругленной полоске земли, либо на своеобразных помостах. Персонажи буржского витража обладают изящными фигурами, но с крупными головами с мощными черепными костями.
На витраже «Святой Евстафий», расположенном на северном нефе собора в Шартре, изображен мир средневековой знати.Основным цветом палитры декоративных областей витража, как и в Бурже, являются красный и синий. А цвета, используемые в сюжетных композициях, уже другие - зеленый, фиолетовый, белый и желтый. На первой сцене изображен святой Евстафий, выезжающий на охоту. Здесь же изображен олень, пытающийся спастись от охотников. Витражисту удается подчеркнуть мощное телосложение всадников, оперируя линиями контуров и сочетаниями тонов драпировки одежд.
Рассмотрим фрагменты витража, который первоначально украшал позднероманский собор во Фрайбурге-им-Брайсгау. Это уже более поздний вариант раннеготического стиля. На витраже изображено генеалогическое дерево Христа – древо Иессеево. Внизу изображен спящий Иессей. Возле него произрастает дерево с огромной кроной, сформированной из фигур королей, и увенчивается оно фигурой Девы Марии. Над всем этим на престоле восседает Иисус в окружении семи голубей, олицетворяющих Святой Дух. По обеим сторонам витража расположены фигуры пророков, предвестников Мессии.
Основным элементом центрального витража является большая фигура Благословенной Девы Марии, окруженной изображениями квадратных и круглых медальонов с картинами из жизни Иисуса Христа. Доминирующие цвета в этом витраже – огненно-красный и синий.
Третий витраж, находящийся слева, посвящен Страстям Христовым, распятию и воскрешению Иисуса Христа. На витражах с изображением древа Иессея и Страстей Христовых доминирует почти сверхъестественный синий цвет, усиливающий мистический эффект, производимый самой картиной.
Окно-роза, украшающее южный рукав трансепта собора в Лозанне (Швейцария), отражает структуру мироздания в представлениях XIII века. Вселенную олицетворяют стихии - Воздух, Огонь, Земля, Вода, небесные тела - Солнце, Земля, Луна и знаки Зодиака. Течение времени символизируют образы времен года и трудов, связанных с месяцами. А женщина, одетая в элегантное одеяние, обозначает зодиакальный знак Девы.
К зрелой готике относится витражный цикл в Сент-Шапель. Сцены всего этого цикла изобилуют аллюзиями на французскую монархию, устанавливают ассоциативные связи между французскими королями, с одной стороны, и с другой - ветхозаветными царями и Христом. На витражах, иллюстрирующих житие и деяния царицы Есфири, фигуры гармоничны по пропорциями и очень элегантны. Эти витражи выполняли аналогичную функцию применительно к французским королевам.
Здание Сент-Шапеля пронизано многочисленными ажурными окнами, его оконные проемы целиком заполняют промежутки между несущими конструкциями. Именно поэтому Сент-Шапель стала одним из самых совершенных образцов «лучистого»[1] стиля зрелой готики.
Фигуры витражей верхнего ряда окон центрального нефа в Страсбурге занимают почти всю область окна, из-за этого отсутствует орнаментальный фон, есть лишь место для обрамления. В витраже северной стены перед нами предстает принципиально новый тип композиции: ноли для фигур здесь обрамлены арками с балдахинами. Фигура святого Арбогаста, стоящего на пьедестале, изображена очень живо и правдоподобно. От каменной рамы окна фигуру отделяет обрамляющий его двойной бордюр с лиственным орнаментом. Одежды его производят большое впечатление, вот как их описывает Р. Томан: «Богато украшенные одежды святого многослойны: из-под тяжелых чашеобразных складок ризы видны вертикальные складки туники и изящно струящаяся драпировка альбы»[2]. Тело его повернуто в профиль, но, несмотря на это, можно заметить, что лицо индивидуализировано. Линии, борода, глаза и губы резко контрастируют с телесными тонами лица и шеи.
Витражи «Святая Гертруда» и «Библейский витраж», украшавшие церковь доминиканского женского монастыря в Кельне, олицетворяют окончательное торжество французской зрелой готики. Рассмотрим витраж «Святая Гертруда»: на нем изображена Богоматерь, стоящая под дарохранительницей, ее балдахин так же красив, что и балдахин, венчающий страсбургский витраж с изображением святого Арбогаста. Архитектурное обрамление витража заполнено синим фоном с ромбовидным орнаментом, оно окружено бордюром с орнаментом, где преобладает красный цвет.
Образ Богоматери грациозен, ее жесты и поза восходят к французским моделям. Рядом с Мадонной изображен коленопреклоненный монах-доминиканец Игбрандус. Возможно, что именно он и был донатором этого витража.
Витраж с изображением великолепной фигуры пророка Исайи украшает собор в Эксетере, одежда которого задрапирована крупными, свободно лежащими складками, а лицо волнами обрамляют борода и волосы. Исайя, стоящий в изящной позе, в левой руке держит свиток, на который указывает другой рукой. Здесь, как и на витраже «Святая Гертруда», для того, чтобы оттенить архитектурное обрамление поля, окруженное бордюром с натуралистическим лиственным обрамлением, фон был заполнен ромбовидным орнаментом синего оттенка.
Фигура Девы Марии в сцене Благовещения капеллы Богоматери, укрытая пышным балдахином, кажется, будто выступает вперед на фоне стекла как рельеф. Это ощущение передает мастерство витражиста, подчеркивающего объемность складок, округлых форм тела. Очень теплое свечение придают этому изображению оттенки желтого и синего тонов в сочетании с насыщенным красным. И это сочетание цветов резко отделяет композицию от серебристых пластин бесцветного стекла, которые обрамляют сцену Благовещения сверху и снизу.
Витраж в Эвре сохранился до наших дней. Это выдающийся образец витражного искусства готической эпохи. Верхний ярус этого хора был украшен витражами по инициативе епископа Жоффруа ле Фаз. В этом соборе три окна восточной стены целиком заполнены цветным стеклом. В центре изображена Мадонна с Младенцем (собор посвящен Деве Марии) и Иоанн Креститель (он был святым покровителем предыдущего епископа, Жана дю Прата). В правом окне изображено Благовещение, а в левом - монументальное Коронование Марии. В нижних частях этих композиций изображены коленопреклоненные донаторы и их гербы. Витраж королевского окна в хоре собора Эвре был разделен на четыре части. В центре этого витража помещена фигура монарха в коленопреклоненной позе в небольшой часовне. Он вместе со святым Дионисием обращен к Богородице. Эта композиция выполнена с виртуозным мастерством. Она превосходит все известные произведения французского витражного искусства той эпохи. Элегантность и роскошь витражей в Эвре восхищает, вот как об этом говорит Р. Томан: «Изящество, отличающее витражи эвреского деамбулатория, достигает здесь такой степени великолепия, что назвать эти шедевры простой имитацией руанского стиля уже невозможно: перед нами оригинальное достижение витражного искусства»[3].
В церкви аббатства в Кенигсфельдене (Швейцария) витражи иллюстрируют эпизоды из Евангелия, в частности - «Поклонение волхвов». На коленях Марии сидит младенец, который протягивает руки к гостям, принесшим богатые дары. Здесь заметны первые признаки тенденции к передаче пространства в живописном изображении: объемность трона Богородицы и частично перекрывающие друг друга фигуры центральной секции. Все сцены этого цикла, занимающего три секции окна, заключены в архитектурное обрамление.
Сохранился витраж и на светскую тему. Он украшает люнебургскую ратушу от начала XV века. На нем изображены Девять великих, к числу которых относились Карл Великий и король Артур. Они в эпоху позднего Средневековья считались идеальными правителями, поэтому их изображения часто встречались в ратушах.
Витраж с изображением «Мистическое бракосочетание Святой Екатерины» был создан в 1481 году, он являлся центром витражного цикла капеллы Фольккамеров в хоре нюрнбергской церкви Санкт-Лоренц. Фигуры этого витража поражают своей элегантностью и красотой. Витражный цикл Фольккамеров называют достойным финалом истории позднеготического витража.
Нельзя все же рассматривать витражи как искусство исключительно церковное, религиозное. Помимо витражей с религиозным содержанием в готических соборах встречаются витражи и с реалистическими сюжетами - каменщики, сапожники и другие мастера и ремесленники за работой. Такие витражи обычно приносились в дар соборам ремесленными цехами. Витражами украшались также дворцы и замки, общественные здания и жилые дома. Тематика их была преимущественно светская, сюжеты - исторические, любовные, героические, мифологические, аллегорические, геральдические, портретные, пейзажные, реже на библейские темы.
готический витраж философский технологический
Заключение
Оценка жизни художником, выраженная в его произведении, приобретает особую убедительность для зрителей, т.к. нарисованное воспринимается очень сильно. Создавая художественные образы, живописец использует цвет, рисунок, выразительность мазков, все это позволяет сделать «язык картины» гибким. Живопись воплощает и красоту природы, и чувства и жизнь людей, и пытается толковать сущность жизни и внутреннего мира человека.