Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Российский государственный гуманитарный университет
Институт экономики, управления и права
Факультет управления
Специальность 080507 «Реклама»
Курсовая работа
Технико-технологические особенности и функции готического витража в архитектурном ансамбле
Москва, 2010
Содержание
Введение
1. Готический витраж
2. Технико-технологические особенности
3. Функции витража в архитектурном ансамбле
4. Темы и сюжеты
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Введение
Выбор готики не случаен. Готически стилизованное пространство погружает в вечное. Мерцающее кобальтовое и пурпурное стекло, вставленное в свинцовые рамы, наполняет помещение таинственностью и сокральностью средневековья.
Готический стиль - это художественный стиль, явившийся завершающим этапом в развитии средних веков (с XII по XIV-XV вв.) искусства стран Европы. В готическом искусстве особенно резко выступают черты феодально-церковного влияния; католическая церковь оказывала сильное воздействие на искусство, и оно в целом сохраняло религиозный, условный характер. Готическое искусство оставалось преимущественно культовым по назначению и религиозным по тематике: оно было соотнесено с вечностью, с высшими иррациональными силами.
Основополагающее место в искусстве Готики занимал собор - высший образец синтеза архитектуры, скульптуры и живописи (преимущественно витражей). Несоизмеримое с человеком пространство собора, вертикализм его башен и сводов, подчинение скульптуры ритмам динамичности архитектуры оказывали сильное эмоциональное воздействие на прихожан. Конструктивные особенности готических сооружений не требовали массивных стен, и наружные промежутки между столбами-контрфорсами заполнялись громадными стрельчатыми окнами. Эти окна украшались витражами, которые к этому времени отличались уже высоким художественным уровнем. На их качество оказывало влияние развитие живописи вообще и живописи на стекле в частности.
Витраж — произведение декоративного искусства изобразительного или орнаментального характера из цветного стекла, рассчитанное на сквозное освещение и предназначенное для заполнения проёма, чаще всего оконного, в каком-либо архитектурном сооружении.
Являясь частным феноменом готического стиля, витраж прекрасно иллюстрирует общее понятие термина "готика". Как в капле воды, в нём отражаются эстетические концепции средневековой Европы. Он вполне может быть выразителем не только конкретного направления в искусстве и архитектуре, но и всего исторического отрезка времени, которое принято называть средними веками.
Для того чтобы определить технико-технологические особенности витража, его функции в архитектурном ансамбле, а также темы и сюжеты я рассмотрела несколько книг, основные - Рольф Томан «Готика. Архитектура. Скульптура. Живопись», 2000 г., Н.В. Баранов, А.В. Бунин, В.В. Большаков и др., «Всеобщая история архитектуры в 12 томах», 4 том, 1973 г. и Э. Мартиндейл, «Готика», 2001 г.
В книге Р. Томана изложена история развития готики от первого взлета архитектуры во Франции до форм, которые приобретал этот стиль в различных странах Европы. Ценным дополнением к обзору соответствующего исторического периода служат статьи, посвященные искусству витража и ювелирному делу. Многочисленные иллюстрации, вошедшие в данную книгу, охватывают широкий спектр разнообразных форм, которые приобретала готика на протяжении всей своей истории.
А в работе Э. Мартиндейла определены основные черты готического стиля в живописи и архитектуре, описаны шедевры, олицетворяющие красоту готического искусства: соборы в Шартре, Кельне, Вестминстере, Сент-Дени, Сент-Шапель и Нотер-Дам.
Двенадцатитомная «Всеобщая история архитектуры» — фундаментальное издание, охватывающее историю мирового зодчества от его зарождения до наших дней. В издание включены специально подобранные фотоснимки и чертежи, наиболее ярко характеризующие архитектуру той или иной страны в каждый период.
Витраж является одним из видов монументально-декоративной живописи. Со второй половины XII в. в Западной Европе, и, прежде всего в Северной Франции, появляется архитектура нового стиля, коренным образом отличающегося от романского и получившего название готического.
Этот стиль, в целом, характеризуется вытянутыми формами, любой готический собор создавался таким образом, чтобы все важные архитектурные детали были направлены верх, как бы «тянулись» к самому Господу Богу. Готические витражи играли огромную роль.
Для того чтобы создать в храме религиозное настроение использовались витражи – картины на стекле. Витражи располагались на фасадах, иногда купольных частях здания, а свет, который проходил сквозь готический витраж, как бы символизировал святость изображенных религиозных сюжетов.
Витраж в архитектуре используется для того, чтобы правильно поставить акценты, подчеркнуть основной замысел сооружения, его стиль, ведь по декоративности со стеклом ни один отделочный материал сравниться не может. Изготовление готического витража заключалось в скреплении свинцом деталей вырезанных из окрашенного стекла. Краску, для того чтобы она была более устойчивой, обжигали в печи, после чего она намертво спекалась со стеклом, в дальнейшем такой витраж мог простоять под открытым небом веками.
Многообразие витражей столь же велико, сколь богата фантазия художников, создающих эскизы. Основной тематикой готических витражей является религия. Темно-красный, алый, золотой, зеленый, синий, фиолетовый – основные цвета готических витражей. Пурпурное стекло и свинцовые рамы создают в помещении полумрак и таинственную атмосферу. Распространена также и другая тематика изображения на готических витражах — бытовые сцены: труд ремесленников и земледельцев, городская и сельская жизнь, а также рыцари, короли, мифологические чудовища – драконы, единороги и т.д. Многоцветное сияние готического витража производит сильное впечатление.
Монументальная живопись готического искусства в основном представлена витражом. Роль витражей повысило значительное увеличение оконных проемов. Цвет, по сравнению с романскими, в готических витражах отмечается большей глубиной и конденсированостью. Расширяется цветовая палитра, исчезают орнаментальные элементы, их сменяют человеческие фигуры, вначале статичные, стоящие, а потом и в самых различных позах. В XI в. целью витража было освещение, в XIII в. его функция меняется: он призван, украшая, поучать.
Витражи обычно приносились в дар храму монархами, знатными феодалами, духовными лицами высокого сана или же ремесленными корпорациями.
С расцветом готического искусства и архитектуры витражное мастерство достигло своей вершины. Во-первых, этому способствовал новый тип строительных конструкций храмов со смещенным центром тяжести, что позволило делать в стенах огромные окна. Во-вторых, в этот период обогатилась цветовая палитра стекла: например, стало возможным окрасить его с помощью серебра в желтый цвет. Высокие, направленные в небо, узкие готические соборы расцвечивались колоссальными по размерам стрельчатыми окнами с цветными витражами. В витражах преобладали религиозные, аллегорические и политические сюжеты. Наиболее яркими примерами готического витражного искусства можно считать собор Парижской Богоматери, соборы Реймса, Амьена, Бурже.
История стекла волнует и увлекает, поражает воображение так же, как и само стекло, ослепительно сверкающее в лучах света радужными красками. Эта история восходит к позднему палеолиту - древнекаменному веку. Тогда наш далёкий предок человек дважды разумный научился делать из неподатливого природного вулканического стекла обсидиана резцы и скребки. Незаменимым оказался обсидиан и для лезвий ножей, наконечников стрел и копий. Прошли тысячелетия, на смену каменному и медному пришёл век бронзовый. Появились искусственные, созданные самим человеком, материалы, и среди них в числе первых - стекло.
Создавать витражи начали еще в античности. Эффекты витража уникальны, и это связано с прозрачностью его основы - цветного стекла. Тогда для прорисовки контуров использовалась черная непрозрачная краска.
Мозаичная композиция цветных готических витражей отчасти объясняется тем, что кусочки стекла, из которых в последствии и собирается витраж были достаточно небольшого размера. Их величина зависела от сил легких выдувальщика стекла.
Как и любой другой художник, витражист начинал свою работу с эскиза. Изготавливался эскиз по пожеланиям заказчика, потом обязательно предоставлялся ему на осмотр и одобрение. Если композиция и цветовое решение устраивало заказчика, то художник-витражист переходил к главной части работы.
Эскиз сначала переносится эскиз на деревянные панели такого же размера, что и готовый витраж. Затем витражисты наносили на этот рисунок контур, по которому в дальнейшем свинцовыми полосами предстояло скрепить куски стекла. После чего художник уже начинал подбирать краски для стекла. Далее неокрашенное стекло разрезали на фрагменты, которые сравнивались с эскизом. Теперь наступал самый важный и интересный момент – окраска стекла. На стекло наносили сначала либо контуры, либо жидкую краску, это зависело от традиций сложившихся в той или иной мастерской. Завершающим этапом в нанесении краски было придание формы и глубины складкам одежд, лицам, рукам персонажей и предметам.
В качестве основы для краски до начала XIV века служила черная или коричневая гризайль. Позже была открыта серебряная краска, которая стала активно использоваться витражистами и Англии, и Франции, и Германии.