План
Ведение
1. Хараппская культура
1.1 Письменность и язык
1.2 Религия
2. Архитектура городов Хараппа и Мохенджо-Даро
3. Упадок хараппских городов
Заключение
Список литературы
Введение
Культура Древней Индии одна из оригинальных и величественных культур, существовавших на нашей планете. По уровню развития производительных сил, использованию металлических орудий труда, наличию развитого земледелия, скотоводства и ремесла, а также письменности, художественной и духовной культуры Древняя Индия не уступала первым из обществ и цивилизаций, существовавших в долинах Нила, Тигра и Евфрата. Эта культура оставила после себя множество литературы, архитектурных памятников, которые дают нам возможность представить развитие ее культуры.
Индийская культура - одна из первых культур Востока, которая не прекратила своего существования, а остается живой культурой с глубокой древности и до наших дней. В ней удивительным образом переплетаются древнейшие традиции и современные взгляды. Индия так же является страной, где удачно сочетаются различные виды и направления искусства. Те обычаи и направления искусства, которые есть в Индии, не существуют больше ни в какой другой стране мира. Религия оказала огромное влияние на становление культуры Индии. Так как в Индии исповедуется масса религий, это и индуизм, и ислам, и буддизм, и т.д., а религии откладывают свои традиции на развитие культуры, то в культуре Индии великолепно переплелись те религиозные традиции, которые существуют там. И это сделало Индию непохожей ни на одну другую культуру в мире.
Целью настоящей работы является исследование памятников культуры Древней Индии, представленной лишь археологическими находками. Изучение планировки города и его особенностей. Актуальность данной работы обусловлена необходимостью знания истории древней цивилизации, ее накопленных знаний и опыта.
1. Хараппская культура
Более четырех тысяч лет назад в бассейне Инда была создана высокоразвитая городская культура, не уступавшая таким очагам мировой цивилизации, как древний Египет и Месопотамия, а в ряде отношений превосходившая их. Раскопки в долине Инда убедительно показали древность, самобытность и автохтонность индийской культуры, сложившиеся задолго до появления в стране индоарийских племен.
Поселения хараппской культуры, обнаруженные вначале лишь в долине Инда, известны теперь на огромной территории – более чем 1100 км с севера на юг и 1600 км с запада на восток. По территории хараппская цивилизация значительно превосходила древнейшие цивилизации Египта и Двуречья. Среди многочисленных городов и поселений лучше всего исследованы два главных города – Хараппа и Мохенджо-Даро. Область распространения этой культуры не оставалась неизменной: хараппцы двигались на юг, и на восток, проникая во все новые и новые районы.
Установление хронологических рамок хараппской цивилизации представляет немалые трудности, и датировка ее в целом весьма условна. Сравнительно точно могут быть датированы лишь отдельные комплексы городов и периоды их жизни, особенно когда речь идет о периоде расцвета: возникновение и упадок поселений в различных районах происходили не одновременно. Если упадок Мохенджо-Даро и Хараппы относится, очевидно, примерно к одному и тому же времени (Хараппа просуществовала несколько дольше), то города и поселения Катхиаварского полуострова, а также ряда областей Пенджаба продолжали жить и после гибели центров в долине Инда.
Главным материалом для датировки в течение многих десятилетий служили «индийские» и изготовленные по типу индийских в древних городах Двуречья месопотамские печати-амулеты. Поскольку месопотамская хронология известна сравнительно хорошо, то залегание индийских вещей (печати, бусины и др.) в конкретном культурном слое городищ Двуречья помогало датировать и эти индийские экземпляры. Вначале ученые очень удревняли возраст хараппских городов, исходя лишь из общих соображений об аналогичности процесса развития цивилизации в Шумере и Индии. Когда на помощь ученым пришел карбонный метод исследования, появилась возможность с известной точностью определить возраст анализируемых слоев. «Период развитой Хараппы» обычно датируется 2200-2100 гг. до н.э.
Основным занятием населения долины Инда, причем не только поселений сельского типа, но и городов, было земледелие. О значении земледелия говорят находки огромного числа зернотерок. Продукты сельского хозяйства хранились в специальных амбарах. Раскопки свидетельствуют о культивировании пшеницы (двух сортов), ячменя проса, гороха, сезама, кунжута, хлопчатника, дыни, о развитии садоводства. Отмечая развитие земледелия, нельзя, однако, недооценивать и роль садоводства. Сельские поселения были окружены прекрасными пастбищами. Разводили коров, овец, коз, зебу, свиней, держали также кур. Некоторые исследователи считают, что хараппцам была известна и лошадь, но имеющиеся сведенья требуют подтверждения. Костные остатки слона, тигра, бизона, шакала, волка, носорога, верблюда, льва позволяют судить о фауне эпохи. Многие домашние и дикие животные изображены на печатях. Немалую роль продолжало играть рыболовство. Особенно если учесть, что большинство поселений располагалось по берегам рек.
Хараппская культура была культурой эпохи бронзы. Наряду с медью бронза широко употреблялась в хозяйстве и ремеслах. Из этих металлов производили орудия производства и оружие: найдено много ножей, топоров, зеркал, бритв, кинжалов, мечей, наконечников стрел и копий, булав. Хараппцы хорошо знали плавку, ковку и литье металлов. Из них создавались предметы искусства (найдены две фигурки танцовщиц и фигурки животных), а также игрушки. Железо не было известно: следы его не обнаружены даже в самых верхних слоях хараппской культуры. Употреблялись, кроме того золото, серебро, свинец. Из золота изготовляли различные украшения, а из серебра еще и сосуды.
Крупные города были центрами ремесленного производства, ряд отраслей которого получили в то время значительное развитие, например прядение и ткачество. Пряслицы найдены почти в каждом доме, а в Мохенджо-Даро обнаружен кусочек хлопчатобумажной ткани. Отпечатки тканей сохранились и на хараппской керамике. Мастерством отмечены работы горшечников, ювелиров, резчиков по кости и металлу и др. Сосуды изготовляли на гончарном круге и подвергали обжогу в специальных крупных печах. Их грунтовали обычно красной охрой, затем лощили и перед обжогом расписывали черной краской. Орнамент весьма разнообразен: кружки, треугольники, клетки, скрещивающиеся линии, штриховка, растительные, реже зооморфные мотивы – фигуры птиц и зверей. Расписывались обычно верхняя часть сосудов, нижняя же, которая, очевидно, помещалась в углубления в земле, оставалась неорнаментированной.
Большим спросом у жителей пользовались украшения – бусы, ожерелья, кольца, браслеты, выполненные из метала (золота, серебра), кости и камня, и изделия из фаянса – украшения и некрупные по размерам сосуды. Хараппские ремесленники использовали в качестве материала также раковины и полудрагоценные камни (агат, яшма), добывавшиеся по всей вероятности в Гуджарате.
Памятников изобразительного искусства сохранилось немного – прекрасно выполненный женский торс из песчаника, скульптурный поясной «портрет» из стеатита (его иногда условно называют скульптурой бородатого жреца), изящная фигурка танцовщицы, в облике которой ученые находят дравидийские или даже веддоидные черты. К памятникам искусства могут быть отнесены и изображения на печатях. До нас не дошли стенные росписи, но остались следы их. Многочисленные терракотовые фигурки имели, очевидно, и культовое назначение и служили в качестве игрушек.
Высокого развития в хараппскую эпоху достигла внутренняя и внешняя торговля, которая велась по суше, по рекам и морю. На широкий размах торговых операций указывают находки весов и множества гирь разной величины. О постоянной торговле с далекой Месопотамией свидетельствуют находки в древних городах Двуречья печатей и других предметов¸ близких к протоиндийским. Правда по технике изготовления и характеру изображений эти печати во многих случаях отличаются от собственно хараппских, однако они сохраняют определенные «хараппские» черты. Особого внимания заслуживает недавнее открытие в «касситском слое» Ниппура типичной протоиндийской печати, на которой изображен однорогий бык, стоящий перед кормушкой.
1.1 Письменность и язык
Характерной чертой этой цивилизации и показателем высокого развития ее культуры является существование письменности. Найдено более 2 тыс. надписей, содержащих 400 различных знаков. В основном надписи были найдены на печатях. Обычная хараппская печать представляла собой квадратную или продолговатую пластинку, изготовленную как правило, из мягкого камня, стеатита, который покрывали тонкой резьбой и обжигали. В Двуречье употреблялись цилиндрические печати, их прижимали к глиняным табличкам, где они оставляли оттиск с эмблемой и надписью. Одна или две такие печати найдены в Мохенджо-Даро, но с эмблемой хараппского типа. Первоначально печати служили, вероятно, метками для обозначения имени владельца вещи, но со временем, несомненно, стали амулетами, которые люди постоянно носили при себе. В основном на печатях изображены животные: бык, буйвол, коза, тигр, слон и т.д., а также, по-видимому, сцены религиозных преданий. Краткие надписи на них, обычно 10, самое большее 20 знаков, - единственные значительные образцы хараппской письменности, сохранившиеся до наших дней. Надписи, однако, наносились не только на особые печати, но и на керамику, медные пластинки, бронзовые ножи, изделия из слоновой кости и т.д. Все это говорит о широком развитии грамотности в эпоху Хараппы.
Надписи состоят преимущественно из рисунков, однако детальное изучение их позволило прийти к выводу, что наряду с идеограммами встречаются и фонетические знаки. Судя по характеру последних, письмо не было алфавитным; среди знаков привлекают внимание черточки – по мнению ученых, цифры. Строки расположены горизонтально. Раскопки в Калибангане дали материал для решения вопроса о направлении письма. Брадж Баси Лал считает, что жители долины Инда писали справа на лево, но когда текст заходил на следующую строку, слева направо. К этому же заключению пришли советские и финские ученые, исследующие протоиндийские тексты.