Смекни!
smekni.com

Белорусская живопись эпохи классицизма, романтизма и реализма (XIX в.) (стр. 2 из 4)

Не менее важно в истории белорусской живописи является фигура Яна Дамеля (1780 – 1840). Родился в Митаве в семье военного. Учился живописи в Виленском университете, куда был записан в 1799. В 1809 г. Получил степень магистра изящных искусств, работал в Вильно. С 1816 основался в Минске. Работал почти во всех жанрах. Писал пейзажи: «Водяная мельница», «Деревья над водой».

Значительную часть творчества Дамеля составляли религиозные композиции: «Святая Дева с младенцем Иисусом», «Снятие с креста», «Христос и саморитянин», «Жертва Авраама» и др. Они отличались натуральностью, жизненной правдивостью, теплотой человеческих чувств. Большое место в творчестве Дамеля занимал исторический жанр. Им выполнено 57 исторических композиций. Его волновало прошлое белорусской земли, о чем свидетельствуют картины «Гибель князя Понятовского», «Гибель предводителя крестоносцев Ульриха в Грюнвальдской сече», «Смерть Глинского» и др. В отличие от многих деятелей культуры того времени он не идеализировал Наполеона, не видел в его образе спасителя, а реально трактовал эту историческую личность и события, связанные с ним, о чем можно судить по акварели «Отступление французов через Вильно» и эскизе к незаконченной картине «Переход наполеона через Березину».

Особенно интересно раскрывается Дамель в портрете. В первой половине XIX в.портрет пользовался спросом и был почти единственным жанром, который приносил художнику доход. Он писал минскую и окрестную шляхту, государственных чиновников, духовенство, военных, их жен и детей: минских губернаторов Гечевича, Сушкова, генерал-губернатора Строгонова, маршалка дворянства Минской губернии.

Крупным портретистом первой трети XIX в. является Иосиф Иванович Алешкевич (1777 – 1830 гг.), творчество которого связано как с Вильно, Санкт-Петербургом, так и с Беларусью. Родился в местечке Шилуво. Получение художественного образования начал в Виленском университете у Смуглевича и завершил в мастерских Ж. Энгра и Ж. Давида. Одним из ранних известных произведений художника является портрет Адама казимира Чарторийского (1810 г.). В работе Алешкевича он предстает в окружении и трактовке, которые не оставляют сомнений в государственной значимости показанной личности. Как это и требовалось в классицистических портретах, предметное окружение в нем сведено к минимуму. Показан только стол с книгой и чернильницей, кресло, на котором лежит шпага и бикорн. Также среди лучших произведений художника портреты Л. Сапеги, А. Мицкевича, Г. Ржевуского, М. Радивила и др.

Романтизм

Примерно в 20-е годы XIX в. в белорусской живописи на смену классицизму приходит романтизм – (Romanticism), идейное и художественное направление, возникшее в европейской и американской культуре конца XVIII века - первой половины XIX века, как реакция на эстетику классицизма. Первоначально сложился (1790-е гг.) в философии и поэзии в Германии, а позднее (1820-е гг.) распространился в Англии, Франции и других странах. Он предопределил последнее развитие искусства, даже те его направления, которые выступали против него. Новыми критериями в искусстве стали свобода самовыражения, повышенное внимание к индивидуальным, неповторимым чертам человека, естественность, искренность и раскованность, пришедшие на смену подражанию классическим образцам 18 века. Романтики отвергали рационализм и практицизм Просвещения как механистичный, безличностный и искусственный.

Новыми критериями в искусстве стали свобода самовыражения, повышенное внимание к индивидуальным, неповторимым чертам человека, естественность, искренность и раскованность, пришедшие на смену подражанию классическим образцам XVIII века. Романтики отвергали рационализм и практицизм Просвещения как механистичный, безличностный и искусственный. Вместо этого они во главу угла ставили эмоциональность выражения, вдохновение. Чувствуя себя свободными от приходящей в упадок системы аристократического правления, они стремились высказать свои новые взгляды, открытые ими истины. Изменилось их место в обществе. Они нашли свою аудиторию среди растущего среднего класса, готового эмоционально поддержать и даже преклоняться перед художником - гением и пророком. Сдержанность и смирение были отвергнуты. Им на смену пришли сильные эмоции, часто доходящие до крайностей.

К основным особенностям романтического стиля надо отнести игровую стихию, которая растворяла эстетические рамки классицизма; обостренное внимание ко всему своеобычному и нестандартному (причем особенному не просто отводилось место во всеобщем, как это делал барочный стиль или предромантизм, но переворачивалась сама иерархия общего и единичного); интерес к мифу и даже понимание мифа как идеала романтического творчества; символическое истолкование мира; стремление к предельному расширению арсенала жанров; опору на фольклор, предпочтение образа понятию, стремления — обладанию, динамики — статике; эксперименты по синтетическому объединению искусств; эстетическую интерпретацию религии, идеализацию прошлого и архаических культур, нередко выливающуюся в социальный протест; эстетизацию быта, морали, политики.

В изобразительном искусстве романтизм наиболее ярко проявился в живописи и графике, менее отчетливо — в скульптуре и архитектуре (напр., ложная готика).

Романтизм художников Беларуси нельзя отделять от российского и общеевропейского. Его особенностью был интерес к местной истории, создание на полотне сильной, свободной личности. Этот интерес был связан с историей ВКЛ, и разработка этой проблематики содействовал пробуждению интереса к истории Беларуси в целом.

Валентий Ванькович (1799-1842 гг.) вошел в истории белорусской живописи как представитель романтизма. Начальное образование получил у учителей на дому, затем учеба в гимназии при Полоцком иезуитском коллегиуме, в котором преподавали и художественные дисциплины. Это позволило молодому художнику поступить в Виленский университет в класс Рустэма. Мастерская Ваньковича в Минске была центром, вокруг которого группировались лучшие художественные силы города. Ее часто посещали художники Дамель, Кулеша. Среди знакомых и друзей Ваньковича было много деятелей литературы и искусства Беларуси, Литвы, Польши, в том числе и Адам Мицкевич. Художник создал ряд их портретов в стиле романтизма. Полотно «Мицкевич на скале Аюдаг» является типичным примером романтического стиля. В нем в полной степени раскрылся талант молодого живописца, его преверженность к романтизму. Сваевоего героя Ванькович показывает в состоянии раздумий, глубокой сосредоточенности. Раскрытию образа содействует соответствующее композиционное построение – Мицкевич изображен в профиль, он оперся рукой на скалу и в задумчивости всматривается вдаль. Пасмурное небо, чуть видный простор моря в еще большей степени усиливают романтическое настроение портрета.

В Минске художник создает свои наиболее значимые произведения: исторические и религиозного содержания композиции и, конечно, портреты – Андрея Тавяньского и его жены Каролины, Хаминской, Липинского, Горновского, Горецкого и др.

Особое место в белорусской живописи первой половины – середины XIXв. занимает творчество Ивана Фомича Хруцкого (1810 – 1885 гг.). Родился в местечке Ула Лепельского повета в семье униатского священника. Первоначальное образование получил в гимназии при Полоцком иезуитском коллегиуме. Потом едет в столицу, где берет частные уроки у известного живописца Дж. Даву, учится как вольный слушатель в Петербургской академии искусств, занимется в мастерской А. Варнека.

Уже в этот петербургский период формируется твореческая манера художника, складывается жанровый диапозон работ, в котором доминирует портрет и натюрморт. Ранние композиции, такие, как «Девочка с фруктами», «Виноград и фрукты», «Фрукты» и др. свидетельствуют о творческих способностях мастера, постепенных пробах в решениях сложных живописных задач. Хруцкий много работает и становится довольно популярным художником.

Петербургский период творчества художника стал одним из плодотворных. Его работы пользуются большой популярностью. Особенно востребованными были натюрморты, в которых он удачно повторяет одни и те же композиционные приемы, даже мало меняет предметы. Но живописец далек от тиражирования. Каждая его работа – искренний разговор со зрителем формой, колоритом, приглашение вместе полюбоваться и оценить красоту окружающего мира.

По предложению виленского архиепископа Семашки художник создает десятки полотен, в основном это портреты церковных деятелей, иконы для иконостасов нескольких храмов. Среди них выделяется несколько работ, в частности портретов. Обычно живописец обращался к несложным композициям: поясные изображения с ограниченным антуражем. Именно так показаны Малиновский, Ромер, Янковский. В этих произведениях основное внимание отводится психологическим характеристикам моделей. Одной из последних работ И. Хруцкого стал «Автопортрет» (1884 г.).

Еще одним важным представителем искусства Беларуси XIX в. был Януари Суходольский. Родился в Гродно в семье обедневшего дворянина. Во время отступления французских войск через Варшаву Суходольскому лично довелось увидеть Наполеона. Эти обстоятельства позволили будущему живописцу создать в своих батальных композициях правдивый образ французского императора. В семнадцать лет Суходольский был устроен на военную службу. Способности к рисованию пробудились у него еще в раннем детстве, но развивать он их начал уже будучи офицером. Во время службы в варшавском гарнизоне он находит время, чтобы брать уроки живописи у Л. Бродовского.