Первый крупный успех пришел в начале 1820-х гг. Во время посещения Николаем I Варшавы была организована выставка, на которой экспонировалась картина Суходольского «Смерть Варненчика». Эта картина понравилась царю, и он пожелал ее приобрести. Суходольский подарил ее императору, за что был вознагражден золотой табакеркой.
В 1830 – 1831 гг. Суходольский принял активное участие в восстании, после подавления которого был вынужден эмигрировать за границу. Некоторое время жил в Риме, где посещал мастерскую баталиста Г. Верне. С этим живописцем Суходольского впоследствии связывала продолжительная дружба. В те годы пишет несколько картин с наполеоновской эпопеи, которые имели успех и принесли известность художнику, что помогло ему вернуться на родину. Он приглашен в Петербург, где получил заказ от царя на создание батальных композиций на тему Отечественной войны 1812г.
За свою жизнь художник создал большое количество батальных картин. Большую часть жизни он прожил в Варшаве, где написал «Взятие крепости Карс», «Победа под Ялдавой», «Фельдмаршал Яскевич принимает делегацию жителей Эрзерума», «Штурм крепости Абасад» и др.
Значительное места в творчестве художника занимает тема восстания 1830 -1831 гг., которой он посвятил свои лучшие произведения. Особенный интерес вызывает «Сцена из 1831 года». На картине сожженное село, на окраине которого лежит на пепелище раненый белорусский повстанец. Ему оказывает помощь девушка. Интересный композиционный прием, которым пользуется Суходольский: группа из двух фигур размещена в центре картины, фоном для нее служит одинокая труба сожженного дома.
Уникальным явлением в искусстве было творчество художника-пейзажиста Наполеона Орды. Пианист, композитор, художник, Орда родился в д. Вороцевичи Пинского повета. Учился в Виленском университете, состоял в тайном студенческом товариществе «Заряне». Участник восстания 1830 – 1831 гг., потом эмигрировал во Францию. В середине 40-х – директор Итальянской оперы в Париже. С 1856 живет в Вороцевичах. Много путешествовал по Беларуси, Украине, Польше, Литве, делал зарисовки местностей, связанных с жизнью известных людей и археологическими памятниками. Со 140 акварелей, сделанных Ордой на Гродненщине, 40 посвящены только родному городу – Гродно. Часто рисовал Минск, Могилев и его окрестности.
Акварели и рисунки Орды переводились в литографии и издавались отдельными альбомами, графическими сериями по 20 – 30 литографий. Было издано восемь серий – 280 рисунков. Однако большая часть творении орды осталась неизданной и находится в музеях в польше.
Реализм
Реализм (от позднелат. realis - вещественный, действенный), в широком смысле – объективно-предметное отражение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества. Существенная черта реализма - убежденность в познаваемости существенных сторон реального мира средствами искусства. В изобразительном искусстве, специфика художественных средств которого дает возможность создавать картину реально зримых форм предметной действительности, различные элементы и тенденции реализма можно выделить, начиная с эпохи первобытного искусства. В более узком, конкретно-историческом смысле понятие реализм прилагается к художественным явлениям, возникшим не ранее XVII в.
Реализм является исторически конкретной формой художественного сознания нового времени, начало которой ведут либо от Возрождения («ренессансный реализм»), либо от Просвещения («просветительский реализм»), либо с 30-х гг. XIX в. («собственно реализм»). Ведущие принципы реализма 19-20 вв.: объективное отображение существенных сторон жизни в сочетании с высотой и истинностью авторского идеала; воспроизведение типичных характеров, конфликтов, ситуаций при полноте их художественной индивидуализации (т. е. конкретизации как национальных, исторических, социальных примет, так и физических, интеллектуальных и духовных особенностей); предпочтение в способах изображения «форм самой жизни», но наряду с использованием, особенно в XX в., условных форм (мифа, символа, притчи, гротеска); преобладающий интерес к проблеме «личность и общество» (особенно — к неизбывному противостоянию социальных закономерностей и нравственного идеала, личностного и массового, мифологизированного сознания).
В искусстве – правдивое, объективное отражение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества. В более узком смысле термин "реализм" (впервые появившийся в эстетической мысли Франции в середине XIX в.) в области изобразительного искусства применяется к художественным явлениям, возникшим в XVII-XVIII вв. и достигшим полного раскрытия в критическом реализме XIX в. В этом смысле отличительной особенностью реализма является обращение искусства к непосредственно изображению повседневной жизни людей, лишённому какой-либо религиозной или мифологической сюжетной мотивировки. Его развитие во многом связано с повышением уровня общественного сознания, утверждением материализма в философии, развитием промышленности, техники, естественнонаучных и социальных дисциплин.
В Беларуси развитие реализма имело свои характерные черты. В начале 60-х годов Беларусь являлась аграрной страной с отсталым сельским хозяйством. Крестьянская реформа 1861 г. Не принесла освобождения трудовому народу. Царское правительство обмануло крестьян. В связи с этим вспыхнуло в 1863 г. мощное национально-освободительное восстание. Поражение восстания и репрессии болезненно отразились на развитии культуры Беларуси. Многие ее деятели, в том числе художники, либо погибли в сражениях, либо были высланы царским правительством в отдаленные места. Но в 80 – 90-х гг.наступает новое оживление. В литературе и искусстве все отчетливее проявляются черты критического реализма. В изобразительном искусстве появляются произведения, изобличающие пороки существующего строя. Белорусские живописцы воспитываются на идеях русских революционных демократов – В. Белинского, Н. Чернышевского, Н Добролюбова. Большое влияние на них оказывают идеологи русского передвижничества Перов и Крамской. На произведениях русских художников воспитываются такие видные белорусские живописцы, как Н. Силиванович, А. Горавский, К. Альхимович и др.
И все же изобразительное искусство Беларуси 60 – 90-х годов не дало такого могучего отряда художников-демократов, какими были русские передвижники. Это объясняется особенностями общественного развития Беларуси того времени, прежде всего репрессиями царского правительства в связи с восстанием Калиновского. Многие белорусские живописцы не ставили перед собой больших социальных задач, поскольку любое проявление демократизма в творчестве выходцев из западных губерний расценивалось русскими шовинистами как проявление «польского духа».
По инициативе передовых русских художников в 1866 г. в Вильно открылась рисовальная школа, которой руководил известный исторический живописец, академик И. П. Трутнев. Эта школа сыграла видную роль в развитии изобразительного искусства Беларуси и Литвы. За более чем 40-летний период своего существования он подготовила несколько поколений белорусских и литовских художников.
Открытие школы вызвано чисто практическими соображениями. В связи с интенсивным развитием фабричного производства требовались кадры, которые могли бы свободно владеть прикладным рисованием и особенно черчением. Однако деятельность Виленской школы вышла далеко за пределы первоначального предназначения.
Наиболее яркое доказательство достижений Виленской рисовальной школы – выставка 1891 г., устроенная в связи с 25-летием школы. По свидетельству современников все работы были выполнены безукоризненно.
Также большую роль в развитии художественной культуры Беларуси сыграли художники, работавшие в белорусских гимназиях.
Одним из самых известных художников XIXв. является Казимир Альхимович (1840 – 1916 гг.). Он, как и многие участники восстания Калиновского, выл выслан в Сибирь и вернулся родину только через пять лет. Основы художественного образования получил в Вленской гимназии, где он учился у К. Русецкого, потом, уже после возвращения из ссылки, - у варшавского художника В. Герсона. Но наиболее основательные знания в искусстве Альхимович получил в Мюнхенской академии и в мастерских Парижа. Работал в Париже, где выставляет свои работы в Салонах, получая положительные оценки, и в Варшаве, где поселился в связи с запретом проживать на родной Гродненщине.
Круг интересов живописца концентрируется на историческом и батальном жанрах. Кроме того, работает над пейзажами, портретами, иллюстрирует поэму Мицкевича «Пан Тадэуш». К самым значимым историческим работам относятся «Похороны Гедимина», «Языческие жрецы», «Отдых Кейстута», «Последний жрец Литвы с дочерью Плёнтой». Многие из них были широко известны в Западной Европе, часто экспонировались на выставках.
Исторические произведения Альхимовича были последними среди значительных достижений этого жанра в XIX в.
Личность Фердинанда Эдуардовича Рушчица занимает исключительное место в истории белорусского изобразительного искусства XIX – начала XX в. Ученик Шишкина и Куинджи по Петербургской академии искусств, он стал продолжателем лучших традиций реалистичной живописи, восприняв творческую манеру своих учителей и развивая ее уже на национальной почве.
С самого начала своей деятельности выступает как принципиальный новатор, ищет новые пластичные и образные решения. Вместе с тем на протяжении своего творческого пути он сохраняет верность своей собственной манере.
Родился художник в семье шляхтивча в имении Богданово Ошмянского уезда. После окончания Минской гимназии поступил на юридический факультет Петербургского университета, но уже в 1891 г. начал заниматься в Петербургской академии искусств, которую закончил в 1897 г. Потом вернулся на родину, в родительский дом, где и жил практически все время.