Смекни!
smekni.com

Культура Египта в ретроспективе современных исследований (стр. 5 из 5)

Амарнские художественные нововведения не угасли с исчезновением Ахетатона – они оказались более стойкими, чем политические. В гробнице Тутанхамона, умершего в 18-летнем возрасте, в 1342 году до нашей эры, следы культа Атона вытеснены старым культом Амона-Ра и других богов, но господствует амарнский художественный стиль в своём самом утонченном варианте.

Открытие в 1922 году гробницы Тутанхамона было большим событием в археологии и в египтологии. Это открытие принадлежит археологу Говарду Картеру. После долгих поисков у подножия ранее открытой гробницы Рамсеса, обнаружили каменные ступени, ведущие к запечатанной двери в скале. За дверью оказалось помещение из нескольких камер, наполненное таким множеством драгоценных предметов, что для их разборки и исследования понадобилось пять лет.

Тут были большие статуи и маленькие статуэтки; золотые ларцы; ложа и кресла из черного дерева, инкрустированные золотом, слоновой костью и цветным фаянсом, покрытые великолепными росписями и рельефными; золотые модели колесниц, тоже расписанные; фигурные алебастровые сосуды и бесчисленные ювелирные украшения. В последней погребальной камере стоял огромный ящик, обитый листовым золотом, внутри него – ещё три таких же ящика, в последнем ящике находился каменный саркофаг, заключавший в себе три золоченых гроба, один в другом, имеющих форму человеческого тела. В последнем гробу, сделанном из чистого золота, лежала запеленатая мумия Тутанхамона с артистически исполненной портретной золотой маской на лице. Судя по ней, а также по скульптурному портрету из белого алебастра на крышке канопы (сосуда, в котором хранились внутренности погребённого), лицо юного фараона, нежно-округлое, с пухлым ртом и большими широко расставленными глазами, было мальчишески – пленительно.

Сама мумия была осыпана драгоценными изделиями: амулеты, ожерелья, подвески, браслеты и кольца, золотые наконечники на пальцах, два кинжала у пояса, один золотой, другой, что долее удивительно, железный, – изделия из железа ранее не встречались в Египте.

Это была полная, не тронутая человеческой рукой гробница фараона. Все найденные ранее гробницы не были в столь полном и пышном виде. Они подвергались разграблению и в древние времена и новые. Чтобы уберечь посмертные жилища владык, прибегали к хитростям: строили ложные гробницы – кенотафы, в которых не было ничего, кроме пустых саркофагов; часто жрецы переносили мумии из одного склепа в другой или сносили их в одно место. Распространяли легенды о проклятии фараонов, обрекавшим смерти каждого, кто нарушит их загробный покой.

Обилие золотых изделий поражает воображение. Золота в Египте было «больше, чем песка морского»: кроме золотых месторождений в самом Египте, его привозили из Нубии и других покорённых стран. Серебра было меньше, и ценилось оно дороже. Во времена Тутанхамона сохраняются тысячелетние традиции Египта – его священные символы, иконография, но больше нет ни следа строгой простоты форм, геометризма силуэтов, к которым тяготело искусство Древнего царства. Теперь формы изделий тянутся, как цветочные стебли, а материалы полупрозрачны, как лепестки. Среди сокровищ Тутанхамона много сосудов и светильников из алебастра, сквозистого, нежно-белого с золотистым оттенком, уподобленных лотосам, лилиям. Ложа и кресла сконструированы с таким расчётом, чтобы тело в них покоилось и нежилось: сиденья мягко вытянуты, приспособлены для подушек, подлокотники – для рук, лежащих без напряжения, расслабленно. Декор изыскан: много ажурных вставок, цветных инкрустаций, ножки кресел заканчиваются львиными лапами, ножки складного стульчика – утиными головками, держащими в клювах нижние перекладины, сидения имитирует свисающую звериную шкуру.

Саркофаг с мумией Тутанхамона оставлен в его гробнице в Долине Царей. Все найденные там сокровища хранятся в Каирском музее.

Вскоре после кончины Тутанхамона в Египте воцарилась новая, XIX династия. Она выдвинула прославленных царей-завоевателей, первое место среди них принадлежало Рамсесу II, покорителю хеттов, правившему в течение шестидесяти лет. При нём вновь развернулось грандиозное строительство, чему способствовал приток богатств из завоёванных стран. Была завершена архитектура храма Амона в Карнаке, начатого при Аменхотепе III,воздвигнут величественный Рамессеум – комплекс, включавший в себя и дворец, и заупокойный храм Рамсеса. И совсем удивительное, прежде всего по своей трудоёмкости, сооружение – храм, вырубленный в скале Абу Симбел. Залы, колонны, статуи – всё высекалось из скального массива, в том числе четыре 20-метровые статуи Рамсеса II на фасаде. В 1960-х годах этот невиданный пещерный храм был разобран и на отдельные блоки и перенесён на 30 метров выше, чтобы спасти его от затопления при строительстве Асуанской плотины.

Рамсес II культивировал древнейшие традиции египетского искусства, угасавшие в амарнскую эпоху, – торжественно-монументальный стиль, подавляющую грациозность сооружений, могущественное величие статуй фараона-бога. Но это была уже нарочитая архаизация, от которой веяло холодом; органичность монументальных образов Древнего царства оказывалась невозобновимой. А в произведениях менее официозных и масштабных, в рельефах и росписях, сохранялось влияние амарнского искусства – его экспрессия, динамика, свободное обращение с канонами. Показателен рельеф с плакальщиками – один из шедевров московского собрания. Он создан в эпоху XIX династии в Мемфисе. «Плакальщики» расположены по фризу, как и в былые времена, но нет прежнего параллелизма фигур, равномерности интервалов. Теперь это не процессия, а толпа; фигуры теснятся, смешиваются, их ритм усложнился – одни согнуты, другие падают наземь, третьи запрокинулись назад. Уже нет и распластанности: у каждой фигуры видно только одно плечо. Рельеф не возвышается над фоном, он врезан в поверхность, причём одни линии очень сильно углублены, подчёркнуты, другие проведены легко – так достигается беспокойная игра теней и усиливается ощущение пространственной сложности композиции.

Подобные вещи были последним словом египетского реализма, а храм в Абу Симбел с его колоссами – последней вспышкой египетского монументального гения. Дальше линия развития постепенно затухает. После Рамсеса II и при следующих династиях началась полоса тяжелых и длительных войн, завоеваний Египта эфиопами, ассирийцами, утраты Египтом военной и политической мощи, а затем и культурного первенства. В VII веке до нашей эры египетская монархия на время вновь объединилась вокруг саисских правителей, возродилось и её искусство в традиционных формах. Саисское искусство высоко по мастерству, но склонно к повторению старых образцов, в нём не былой жизненности, ощущается усталость, иссякание творческой энергии.

Всемирно-историческая роль Египта в то время была исчерпана и всё ярче разгоралась восходящее солнце Эллады.


Заключение

В заключение настоящего исследования хотелось бы отметить, что значение культуры Древнего Египта для культуры других народов очень велико, как вообще велико значение всего культурного наследия, оставленного египетским народом.

Хорошо известно, что он создал богатейшую литературу, впервые в истории давшую сказку, повесть, любовную лирику и оказавшую бесспорное воздействие на литературу греко-римскую, древнееврейскую и арабскую; что египетская наука с ее достижениями в области астрономии (календарь, знаки зодиака), математики (начатки геометрии, теорема Пифагора, измерение объема полушария), медицины (установление роли кровеносной системы и даже мозга в организме человека), географии, истории заслуженно пользовалась высоким авторитетом в античном мире и имела существенное значение как для развития античной философии, так и античной науки, а через посредство арабов и для средневековой науки; что египетская религия сыграла определенную роль в развитии христианской обрядности и иконографии.

Не удивительно, что и культура Египта явилось богатым вкладом в сокровищницу культур древнего мира. Приезжая в Египет, творцы молодого еще греческого искусства видели великолепные храмы тысячелетней давности с выработанными типами колонн, портиками, базиликальным построением зал, с давно сложившимся гармоничным сочетанием архитектуры, скульптуры, цветного рельефа; видели стенную живопись, замечательные скульптуры, разнообразные произведения художественного ремесла, отличавшиеся изумительным чувством формы и высоким мастерством обработки материала. Греческие архаические памятники VI века до н.э. отразили известное воздействие египетского искусства. Знакомство с художественными сокровищами Египта особенно развилось позднее, когда через основанную в IV веке до н.э. Александром Македонским новую столицу Египта, Александрию, ставшую в короткий срок одним из виднейших центров Средиземноморья, началось длительное плодотворное взаимодействие искусства Египта с искусством других народов Запада и Востока.

«Огромная роль Древнего Египта в истории мировой культуры до сих пор ещё не оценена должным образом, – пишет русский египтолог М.Э. Матье. – Ряд открытий в науке и технике всё ещё приписывается то грекам, то арабам, ибо мы узнаём о появлении этих открытий из античных или средневековых арабских источников, не подозревая подчас о том, что, в сущности, речь идёт о плодотворном использовании культурного наследия древности».

Библиографический список использованной литературы

1. Энциклопедический словарь. Брокгауз и Эфрон.

2. Вачьянц А.М. 7 чудес Древнего мира. – М.: Айрис-пресс, 2004.

3. Лисичкина О.Б. Мировая художественная литература: Ч. 1. Древний мир: Учеб. пособие для старших кл. общеобр. учреждений. / О.Б. Лисичкина. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ»; Спб.: Спец. лит., 2004.

4. Древние Египет и Греция. – М.: ТЕРРА, 1997.

5. Любимов Л.Д. Искусство Древнего мира. – М., 1971.

6. Рак И.В. Мифы Древнего Египта. − СПб., 1993.

7. Эстетический словарь. − М., 1989.