Смекни!
smekni.com

Культура Египта в ретроспективе современных исследований (стр. 1 из 5)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Российский государственный гуманитарный университет

Факультет юриспруденции

Курсовая работа

на тему: Культура Египта в ретроспективе современных исследований

Студентки I курса очного отделения

Преподаватель:

Москва 2007

Оглавление

Введение

Глава I. Генезис истории Египта

Глава II. Истоки древнеегипетской культуры

Глава III. Культура Древнего царства

Глава IV. Культура Среднего царства

Глава V. Культура Нового царства

Заключение

Библиографический список использованной литературы

Введение

Историю возникновения и развития культуры Древнего Египта можно проследить на огромном протяжении времени – свыше четырех тысяч лет. Уже благодаря одному этому обстоятельству изучение египетского искусства представляет большой интерес, так как можно выяснить пути сложения и развития искусства в одном из первых в истории человечества классовых обществ и установить отражение в нем тех изменений, которые происходили в жизни египетского рабовладельческого общества.

Древнейшие цивилизации, о которых достаточно известно науке, возникали, начиная с IV тысячелетия до нашей эры на территориях Передней Азии и Северо-Восточной Африки: Шумер, Вавилон, Египет, Ассирия, Урарту.

Как острова посреди обширных пространств, занятых кочующими племенами, возникали в долинах больших рек эти первые государства – рабовладельческие деспотии. Их экономика была проста, основана на обширном землевладении. Сельская община – прямой потомок родовой общины, застойный, малоспособный к развитию организм. И так же, из века в век, воздвигались усилиями человеческого муравейника колоссальные храмы, дворцы и гробницы царей. Рабство сделало возможным грандиозное строительство, которое находилось в странном контрасте с примитивностью производственной основы.

Искусство тяготело к грандиозным масштабам, к монументальным геометрическим формам. Не странно ли: почему тогда на заре истории, когда орудия были сравнительно примитивны, а кругозор человека ограничен, – почему именно тогда он создал культ гигантского и величественного?

В этом, видимо, была известная историческая закономерность: ведь переход от первобытного строя к основанной на рабстве цивилизации был действительно гигантским переворотом. Впервые человек стал создавать «вторую природу»: он возводит ирригационные сооружения, обрабатывает металлы, путешествует по морям, составляет карту звёздного неба, закладывает основы медицины и математики. Он начинает сознавать себя венцом природы, а не игрушкой её и не пасынком. Никогда в последствии, ни в феодальную, ни в капиталистическую эпоху, не был с таким пафосом самоутверждения выражен в искусстве идеал исполина, победителя, как в древности. Но переход к цивилизации не только раскрепостил человеческие силы, – он принёс и порабощение человека человеком. Непрерывные завоевательные походы доставляли ему рабов, черную рабочую силу.

Властелин окружался ореолом божественности. Невозможно было признать его просто человеком: если он такой же, как всё, то откуда же его господство? Оно приписывалось загадочной силе, родственной силам природных стихий. Только стихии могут справиться со стихиями. И художественное мышление создаёт образы сверхчеловеческие, уподобленные небесным светилам, горам, зверям. Оно рисует владык, стоящих высоко над миром, способных мановением руки покорять врагов.

Среди древневосточных государств было одно, которое просуществовало, сравнительно мало изменяясь, больше трёх тысяч лет и создало особенно высокую и утонченную культуру. В его искусстве сконцентрировалось все характерные черты стиля деспотий с их «гигантоманией», но оно преодолело грубую тяжеловесность и выработало художественные формы несравненного благородства и чистоты. Религия и культура этого государства питали собой и культуру Ассирии, Финикии, Иудею и, наконец, Греции. Это государство Древнего Египта в долине Нила.

Предметом настоящего исследования будет Древний Египет.

Объектом – культура Древнего Египта.

В данной работе помимо научных работ виднейших египтологов были использованы данные археологических раскопок.

Глава I. Генезис истории Египта

Совершенно очевидно, что невозможно рассматривать культуру государства без краткого экскурса в историю, тем более если речь идет о такой необычной и загадочной культуре – культуре Древнего Египта.

Древнее Царство – эпоха правления I-VI династий – 2900-2270 года до нашей эры.

9000-летие до нашей эры. В то время более обильное, чем сегодня, выпадение осадков в долине Нила способствовало образованию плодородных почв и распространению саванн по обе стороны реки. Кочующие племена охотников концентрировались в пойме реки, т.к. более отдаленные земли выжигались солнцем, превращаясь в пустыни. К 5 тыс. до н.э. здесь возникли два четко разграниченных политических объединения: Нижний Египет – в дельте Нила и Верхний Египет – вдоль Нила, от Мемфиса до первого порога. Около 3000 г. до н.э. или, возможно, несколько ранее Верхний Египет покорил своего северного соседа, объединив два народа и положив тем самым начало Первой династии.

Первый переходный период – VII-X династии – 2270-2100 гг. до н.э.

Сильно вырастает культ солнца, затмевая власть фараона. На первый план выдвигается местная аристократия, обретая независимость. Междоусобицы и беспорядки ослабляют мощь Египта. Происходит катастрофический распад страны Кемет: в Фивах власть захватывают местные князья, основывая новую династию, в Мемфисе сохраняют призрачную власть прежние правители.

Среднее Царство – XI-XIII династии – 2100-1700 гг. до н.э.

Объединив Египет, фиванский фараон XI династии Небхепетра Ментухотпе как бы провозгласил начало Среднего царства. Цари этой эпохи пользуются поддержкой чиновничьего сословия, сводя на нет власть местных правителей. Они также заботятся о нуждах населения, осваивая, путем искусственного орошения, тысячи акров пахотной земли. Снова развиваются торговые связи и расцветает искусство. Среди богов на первое место выдвигается Озирис, властитель подземного царства: его культ распространяется по всему Египту, одинаково привлекая к себе богатых и бедных.

Второй переходный период – XIV-XVII династии – 1700-1555 гг. до н.э.

По неизвестным нам причинам Среднее царство распадается и Египет снова погружается в пучину безвластия. Кочевые племена гиксосов – царей пастухов – вторгаются в Египет и захватывают власть на столетие. XVII династия Фив объявляет им войну и, используя новейшее и несокрушимое военное снаряжение того времени, заимствованное у народов Среднего Востока, – лошадей, запряженных в колесницы – освобождает Дельту от иноземного владычества и тем самым провозглашает новую эру в истории Египта – Новое царство.

Новое Царство – XVIII-XX династии – 1555-1090 гг. до н.э.

Полные решимости никогда больше не допускать, чтобы Египет снова подпал под пяту иноземцев, фараоны времени Нового царства стремятся создать несокрушимую империю. Поскольку в страну с востока непрерывным потоком идут награбленные трофеи и пленники, Египет снова превращается в процветающее и открытое общество, отказавшись при этом от многих своих старых обычаев. В искусстве и архитектуре наступает период возрождения. Большинство произведений искусства посвящено Амону, фиванскому божеству, высший авторитет которого оспаривается во время правления фараона – еретика Эхнатона.

Третий переходный период – XXI-XXIV династии – 1090-712 гг. до н.э.

После периода царствования фараона Рамзеса II Великого – эпохи наивысшего политического расцвета Египта – снова наступает период неудач и упадка. Захватчики, вторгшиеся в страну с севера и востока, оккупируют палестинские владения Египта, в то время как внутри страны зреет кризис власти, выразившийся в падении престижа престола и коррумпированности чиновничьего аппарата. В конце концов Египет оказывается расколотым надвое: военная хунта, преодолев сопротивление жрецов, захватывает в свои руки власть в Верхнем Египте, в то время как в Дельте правит династия фараонов – купцов. Затем Египет переходит к ливийской династии, которая правит всем Египтом до тех пор, пока не отдает власть в руки военных из Нубии, армии которых наводняют страну. Фараоны XXIV династии носили на коронах двойной Урей – символ объединенного владычества над Египтом и Нубией.

Поздний период – XXV-XXX династии – 712-332 гг. до н.э.

В I веке до н.э. в Египет проникают ассирийцы. Они грабят и разрушают его города. К власти приходит новая египетская династия – XXVI. Наступает короткий период спокойствия, расцветают ремесла и торговля. Однако в 525 г. до н.э. в Египет вторгаются персы. Одержав победу над фараоном, они превращают страну в провинцию и основывают XXVII династию. С XXVIII по XXX династии Египтом правят последние независимые фараоны. Затем персы снова наносят Египту сокрушительный удар, навсегда покончив с его независимым существованием. Но даже могучая Персия пала под ударами армий Александра Македонского, который покорил ее в 332 г. до н.э. и тем самым перевернул последнюю страницу истории великой египетской цивилизации.

Глава II. Истоки древнеегипетской культуры

В IV тыс. до н.э. население долины Нила переходит от первобытности к цивилизации. Формируются все основные признаки последней: письменность, монументальные сооружения, города, классово-дифференцированное общество и государство.

Культура Древнего Египта настолько отличается от предшествующих культур Африки, что существует гипотеза ее внеземного происхождения. Однако несомненна связь ее с сахаро-суданскими культурами. Концентрация племен, чьи специфические этнические особенности создали египетскую культуру, связана с переходом к оседлому земледелию, привязанному к плодородным, легко орошаемым землям долины Нила. Развитие древнеегипетской культуры, как и других культур Ближнего Востока, обусловлено благоприятными условиями обитания в долинах крупных рек, на плодородных землях. Как и всюду, в долине Нила человек сначала жил в ямах и пещерах и устраивал навесы и шатры из натянутых на шестах шкур и плетенок. Постепенно появились хижины, слепленные из комков глины или сплетенные из тростника и обмазанные глиной, в которых верхушки тростников связывались наверху, образуя крышу. Жилища вождей племен и племенные святилища вначале делались таким же образом, как и хижины, и выделялись лишь размерами. На кровле святилища или в его ограде укрепляли фетиш – изображение почитавшегося здесь духа. Позднее для постройки жилищ начали изготовлять кирпич-сырец. Перед жилищем устраивали двор, обнесенный оградой, а позже – стеной.