КУЛЬТУРА И БЫТ НАСЕЛЕНИЯ Китая в XVI-XIX вв.
полнила Татарко Галина
Содержание
Введение
Культура и быт населения Китая в XVI – XIX веках
I. Наука
II. Философия. Развитие общественной мысли
III. Литература
IV. Искусство
Заключение
Список литературы
Введение
Характеризуя культуру страны, в частности, культуру Китая, нельзя не коснуться и политического, экономического и социального положения на данный момент.
Сильная централизованная государственная власть в Китае имела древние и прочные традиции. Ее важнейшей опорой было право верховной собственности на землю. Государство, осуществляющее жесткий контроль над обществом (как и во всех восточных деспотиях), издавна взяло на себя функцию управления экономикой. «Земледелие, торговля и управление – три основные функции государства» - так реформатор-легист Шан Ян (390 – 338 гг. до н.э.) сформулировал концепцию, которой правительство руководствовалось в своей деятельности на протяжении практически всей истории Китая.
В XIV – XVII вв. государственное производство охватывало изготовление фарфора, судостроение, добычу угля, литейный промысел и др. Центральная власть регулировала рыночные цены, а иногда даже ссудный процент, борясь с ростовщичеством. Государственная торговля не всегда выдерживала конкуркнцию с частной, но правительство компенсировало это тем, что облагало купцов большими налогами, закупало у них товары по твердым ценам, установленным казной. Кроме того, оно разрешало заниматься торговлей чиновникам, освобождая их от налогов и превращая таким образом в силу, противостоящую частной торговле.
И только в XVI – XVIIвв. в Китае произошел некоторый сдвиг: расширилось крупное землевладение, стали создаваться мануфактуры с использованием наемного труда (в том числе и рассеянные). Хотя государство по-прежнему имело монополию на добычу и обработку полезных ископаемых, в отдаленных горных районах тайно возникали частные предприятия по добыче угля и серебра. Цинское правительство закрывало глаза на рост частного землевладения. Возможно, потому, что интенсификация сельского хозяйства давала возможность даже в этих
условиях получать большую сумму налогов.
Буржуазные отношения отстаивали свое право на существование, но, как правило, проигрывали в неравной борьбе с государственной властью, а потому остались неоформленными.
В XVII – XVIIIвв. Китай представлял собой могущественную державу с хорошо налаженной экономикой, сильной армией и достаточно большими внутренними потенциями, что и позволило ему сохранить независимость в отношениях с Европой. Слабость традиционного конфуцианского Китая проявилась позднее, в XIX в., когда Запад стал все более активизировать свою колониальную политику.
китай культура литература искусство
Культура и быт населения Китая в XVI – XIXвеках
Для минского периода истории Китая характерно развитие культуры, обогащенной новыми достижениями.
Дальнейшее развитие получила литература; главным образом издавались обширные исторические труды, появились новые энциклопедии, по своей полноте превосходившие любые издания этого рода в других странах.
Обогатилось и китайское искусство, в осбенности архитектура. Значительный шаг в своем развитии сделали лакирование и производство тончайшего фарфора.
Общественная мысль и наука развивались, несмотря на то, что они были ограничены и скованы рамками средневековой конфуцианской схоластики.
В Европе произведения китайской культуры получили широкую известность в XVII и особенно в XVIII вв.
Миссионеры католических орденов и члены русской православной миссии изучали китайскую культуру, собирая сведения о сельском хозяйстве, ремесле, искусстве, быте населения, переводили труды китайских ученых, писали обо всем узнанном ими в Европу. Они сами писали труды о Китае и печатали их едва ли не на всех европейских языках. Книги о Китае вызывали неизменный интерес. Недаром в работах Вольтера и в трудах французских просветителей встречается так много рассуждений об этом великом народе.
В России М. В. Ломоносов немало внимания уделял достижениям китайской культуры и выражал желание видеть историю Китая, написанную на русском языке.
Уже в XVIII в. передовые лица в Европе высоко оценивали вклад китайского народа в сокровищницу мировой культуры.
Конец XVIII и первые десятилетия XIX в. по традиции считаются временем упадка китайской культуры, связанной с феодализмом.
В литературе и искусстве по-прежнему господствовали старые жанры:
регламентированные стихи, традиционный пейзаж и т.д. Даже повествовательная проза, которая была в Китае издревле «простонародным» видом литературы, постепенно потеряла черты критической, социальной напрвленности, столь ярко представленные в романах XVIII в. «Сон в красном тереме» и «Неофициальная история конфуцианства», и приобрели авантюрный, развлекательный характер.
Событием в культурной жизни конца XVIII – начала XIX в. явилась публикация двух сборников китайских народных песен. Однако, в этот же период в культуре Китая наметились скрытые или, на первый взгляд, не слишком значительные процессы, связанные с революционным движением и развитием буржуазных отношений.
Переломным моментом стала середина XIX в. – эпоха тайпинского восстания, прогрессивные идеи которого оказали огромное воздействие на общественное сознание китайского народа.
I. Наука
В XVI – XVIIвв. интерес в Китае к технике, естественным и математическим наукам заметно повысился. В эпоху минского периода появляется усовершенствованное водоподъемное колесо для орошения полей, более широко, чем раньше, применяются кузнечные мехи при плавке металла. Развивается кораблестроение. Ярким показателем этого явились экспедиции еще XV в., в одну из которых было одновременно отправлено 62 крупных морских корабля, на борту которых находилось около 28 тыс. человек и значительный груз. Все эти корабли, отличавшиеся большой грузоподъемностью, были построены в Китае.
В XVIв. появился многотомный труд по фармакологии – «Трактат о деревьях и растениях» (автор Ли Ши-чжэнь). Это сочинение содержало описание не только лечебных трав, но и минералов, а также животного мира. Большой популярностью пользовался труд по медицине ученого Чжан Чжун-цзина.
В XVII в. была издана большая хозяйственная энциклопедия, составленная прославленным Сюй Гуан-ци. Она освещала развитие земледелия и сельскохозяйственной техники не только в Китае, но частично и в Европе. В 30-х гг. был написан труд, представлявший собой своеобразную энциклопедию, освещавшую развитие ремесел в Китае в различные времена.
Особенное развитие получила филологическая история. Китайское языкознание основное внимание уделяло изучению живых северных диалектов китайского языка. Крупнейшим ученым-энциклопедистом XVII в., в частности филологом, был Гу Янь-у, которому принадлежит «Пятикнижие по фонетике» - классическое произведение по исторической и современной фонетике, а также другие труды по истории, экономике, философии, филологии и т.д. Гу Янь-у был не только ученым, но и историческим деятелем, патриотом, принимавшим активное участие в борьбе с маньчжурами.
Продолжала развиваться официальная историография: издавались династические истории, составлялись продолжения летописи «Всеобщее зерцало, помогающее управлению», начатой еще в XI в.
В Минской империи развивались и другие жанры исторической литературы, например произведения, описывавшие факты не в хронологическом, а в событийном порядке (так называемое «Описание событий от начала до конца»), составление которых было начато еще в XI – XII вв. Издавались и географические труды, в которых приводились данные по административному делению в различные периоды, географические и экономические сведения по отдельным провинциям, уездам и городам, а также краткая история их образования. Важным географическим сочинением является труд Ку Янь-у под названием «Книга о недостатках и пользе областей и уделов в Поднебесной». Это сочинение дает не только географичекую характеристику страны, но также освещает социально-экономическое положение Китая. К историческим трудам относились и
различные своды и сборники.
В XVII – XVIIIвв. филология, главным образом, занималась критикой древних письменных памятников, установлением их подлинности. Однако, задачи были не только научными: критикуя древние памятники, ученые стремились подорвать основы сунской философии, опиравшейся на эти памятники. Так, например, Ян Шо-цзюй (1636 – 1704), один из создателей этого напрвления в филологии, утверждал, что «Шу-цзин», древняя «Книга истории», одна из амых важных книг конфуцианского канона, высоко ценимая сунскими правителями, возникла в IV – III вв. до н.э., т. е. представляет позднейшую подделку под якобы древний текст. Ху Вэй (1633 – 1714) в свою очередь объявил, что «И-цзин» - философия природы у сунцев, целиком исходит из даоских источников. В дальнейщем главными представителями филологической науки в Китае были Хуэй Чун (1697 – 1758) и Дай Чжэнь (1723 – 1777). Первый отвергал подлинность всех древних памятников, кроме тех, которые возникли во время Ханьской империи. На этой почве выросла целая школа, поставившая своей целью изучение источников времен Хань.
Борьба оппозиционных течений развернулась и на почве изучения истории. Маньчжурские правители, подражая китайским династиям, образовали особый комитет для составления истории предшествовавшей династии Мин. Политической целью такой империи был показ исторической неизбежности падения прежней династии и замены ее новой.
Паралельно появились «частные» истории Минской династии, опровергавшие маньчжурскую трактовку истории, на что власти ответили решительными мерами: обрушились репрессии, казни, ссылки на оппозиционных филологов и историков. Так продолжалось в XVII – XVIIIвв. Неугодные правительству книги изымались. Они были внесены в разряд «запрещенных книг».