Смекни!
smekni.com

Монашеские ордена, история их возникновения и роль в структуре средневековья. "Иезуитский орден" (стр. 1 из 4)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ИНСТИТУТ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

«ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ ЯНКИ КУПАЛЫ»

Кафедра экономики и менеджмента

РЕФЕРАТ

по курсу "КУЛЬТУРОЛОГИЯ"

тема: Монашеские ордена, история их возникновения и роль в структуре средневековья, «Иезуитский орден»

Студентки 2 курса, 3 потока, группы Б

Факультет непрерывного

образования, заочного отделения

№ з/к 05-227

Прохор Надежды Борисовны

адрес: ул.Социалистическая 36-30

231900, г.Волковыск

Гродно 2006

План

Введение

1. Причины создания ордена Иисуса.

2. Основатель ордена иезуитов - Игнатий Лойола:

· жизнь Лойолы до обретения веры;

· рыцарь св. Девы Марии;

· проповедник Лойола.

3. Устав ордена.

4. “Мораль” иезуитов.

5. Орден Иисуса во главе контрреформации.

Заключение

Используемая литература


Введение

Начало эпохи связано с падением Римской империи в конце V в. Наиболее характерные черты средневековая культура обретает к X в. Средневековье складывается вместе с возникновением христианства. С победой христианства связана полная переориентация всех духовных устремлений культурного мира, утверждение новых мировоззренческих парадигм.

Средневековая культура, в отличие от античной, начиналась не с возникновения городов, а на их развалинах. Города расцвели, в ситуации расцвета монастыря и замка.

История Средневековья это борьба:

· городов с феодальными синьорами;

· за самоуправление или независимость;

· за судебный иммунитет и освобождение от податей;

· за признание горожанина свободным человеком.

Основные компоненты средневековой культуры: культура религиозно-церковная, культура светская (феодальная) и культура народная.

A. Религиозно-церковная культура наиболее развитая в ней нашло отражение христианское миросозерцание средневекового общества. Мир представлялся иерархически выстроенным по вертикали и полным противоположностей: земного и небесного, священного и мирского, духовного и телесного, добра и зла и т. д. Бог - первоначало, «несущее свет», «духовное Солнце». Низ, земля, плоть - царство низменного, греховного, материального. В этом одна из причин устремленности вверх куполов православных церквей и шпилей готических соборов.

Религиозная культура средневековья особо проявилась в памятниках архитектуры - церкви и соборы романского и готического стилей.

Б. Культура светская, феодальная, рыцарская определяла уклад средневекового общества, его политику, своеобразный нравственный кодекс поведения. Идеи товарищества, верности данному слову, вежливости и предупредительности по отношению к другому человеку, особенно к женщине, остаются значимыми и в современной культуре.

В. Культура народная. Народная культура - антипод религиозно-церковной, официальной. Идее духовного спасения и бессмертия народная культура противопоставляет идею бессмертия телесного.

Этапы развития средневековой культуры:

1. Культура варварских государств (V - IX вв.).

2. Культура времени господства романского стиля (X - XII вв.)

3. Культура готики (XIII - XVI вв.).

Особенность культуры варварских государств – слияние культуры новых племен, их представлений с «дряхлой культурой» римской античности. Это проявляется в расцвете ювелирных искусств, изобилии драгоценных камней, любви к яркости и броскости.

Особенность романского стиля - господство церкви; создание монастырей - очагов культуры; строительство крепостей. Появление романского стиля это рождение как системы самой средневековой культуры, а также и рождение самой Европы как некоего целого.

Особенность готики - развитие городов; появление новой социальной силы – горожан; утверждение придворной, светской, рыцарской культуры, лирики, культа «прекрасной дамы».

Суть трех этапов - «из камней феодализма и обломков римского права складывается огромная, универсальная цивилизация Средних веков» (Г. Честертон).

Название «романский» происходит от слова «Рома» (от лат.Roma - Рим) и указывает на его связь с античной, древнеримской культурой. Романский стиль развивается прежде всего во Франции (XI в.).

XIII - XIV в.в. - время расцвета готического стиля, расцвета средневекового искусства, науки, развития университетов, культуры, литературы.

Черты духовной культуры Средневековья:

1) доминирование христианской религии (новая мировоззренческая опора сознания);

2) традиционализм, ретроспективность (анонимность произведений, ограничение свободы творчества рамками нормированного мировоззрения);

3) символизм (текст, Библия, - повод для размышлений);

4) дидактизм (деятели средневековой культуры - проповедники, преподаватели богословия);

5) универсальность, энциклопедичность знания;

6) рефлексивность, (роль исповеди в духовной жизни человека, очищения, искренности для его душевного спасения, «Исповедь» Августина);

7) историзм (идея неповторимости событий, их единичность, уникальность факта явления Христа как начала истории).

Особенности культуры Средневековья:

1. догматизм, авторитарность системы ценностей, идейная нетерпимость (патристика - учение отцов церкви, основное религиозное направление переходной эпохи).

2. противоречивость - эта противоречивость выступала движущей силой развития культуры, в ходе которого человек постепенно начинает обращаться к самому себе, а не только к Богу.

3. двойственностьонапроявлялась и на уровне отдельного человека (носителями противоположных тенденций зачастую выступали одни и те же люди).

4. разделение мира на: мир Бога и мир человека.

5. рыцарская культура.

6. появление новых форм и жанров литературы: роман, сатира и т.д.

7. появление национальных особенностей, связанных с формированием национальных государств.

1. Причины создания ордена Иисуса

В первой половине XVI века католицизму в ряде западноевропейских государств был нанесен тяжелый удар. Централизованная и подчиненная римскому папе католическая церковь, притязавшая на верховную власть над всем миром, оказалась бессильной перед процессами, которые в истории получили название “реформационные”.

Однако самыми страшными - и для церкви, и для всех светских властителей феодального мира - была народная реформация: движение низов - части городского плебейства и крестьян. Эти массы, выступая против духовных и светских угнетателей, стирали с лица земли оплоты крепостничества - монастыри и замки светских феодалов.

События, разыгравшиеся в Западной Европе в первой четверти XVI века, ясно показали, насколько успела ослабеть к тому времени католическая церковь. Ее позиции были подорваны или вовсе уничтожены не только в Германии, но и в Англии, Швейцарии, Шотландии. Реформация имела своих сторонников в Скандинавии, Польше, Венгрии, Франции, Италии.

В центре феодальной реакции находились папы. Главным условием их победы они считали всемерное укрепление своей власти. Однако церковь понесла большие экономические и политические потери. Католицизму не удалось восстановить свое влияние в большинстве тех стран Европы, где в годы подъема реформации господствующее положение приобрели новые, протестантские церкви. Антикатолические и антифеодальные массовые движения все еще вспыхивали.

Эпоха реформации показала массам верующих не только то, что феодальная собственность без всякой божьей кары может быть отнята у церкви, но что и “священное писание” не безупречно – об изложенных там правилах жизни, оказалось, можно и должно спорить.

Чтобы решить такие обширные политические и идеологические задачи, требовались новые силы, специально подобранные и обученные. В этом отношении папство не могло уверенно опереться на прежние монашеские ордена. Они, во-первых, были плохо приспособлены к столь “высокой” политике, а во-вторых, своим невежеством, алчностью и прочими неблаговидными качествами давно успели осрамить себя в народе.

В XVI веке для решения этих задач стали создаваться новые ордены. Среди них особое место занял иезуитский орден, названный “Обществом Иисуса”. Он отличался от всех орденов католической церкви. Иезуиты с самого начала поставили себе целью укрепление власти папы путем проникновения в среду богатых и правящих кругов разных государств. Тесно связаться с влиятельными политическими деятелями, с земледельческой и финансовой аристократией, воздействовать через них на политическую и общественную жизнь в духе папских требований и в целях усиления позиций самой оголтелой реакции – таковы цели, которые поставили иезуиты.

2. Основатель ордена иезуитов - Игнатий Лойола

Основателем ордена иезуитов был испанский дворянин Игнатий Лойола. Его биографами являются иезуиты, Лойола родился в 1491 году. Он был из родовитых, но небогатых дворян. Явившись тринадцатым ребенком в семье, он стал обузою для родителей, и те отдали его отставному королевскому казначею Хуану Веласко, который, по-видимому, был крестным отцом маленького Игнатия. Благодаря сохранившимся связям при дворе, Веласко имел возможность поместить мальчика в свиту Фердинанда III. Праздная жизнь среди богатых придворных, множество красавиц, окружавших величественную Изабеллу Кастильскую, чтение рыцарских романов сформировали молодого Игнатия по общей мерке. Это был молодой человек, находчивый болтун, поклонник женщин, вина и особенно военной славы, для который впечатлительный и самолюбивый юноша был готов пожертвовать всем. Утомясь бездействием при дворе, он поступил в военную службу. В царствование Фердинанда III военные действия почти не прекращались, а потому Игнатий был доволен, попав в свою среду. Подробных сведений о его службе не имеется. Известно только, что безумной храбростью Игнатий обратил на себя внимание покровителя - герцога и пользовался славою блестящего офицера. В январе 1516 года скончался Фердинанд III и на престол вступил его внук Карлос I, впоследствии объявленный императором Карлом V. В 1520 году Карл V решился начать войну против Франции.