В живописи огромная роль принадлежала Томмазо ди Джованни ди Симоне Кассаи, прозванному Мазаччо. В своих фресковых композициях он одним из первых начал смело пользоваться цветами, распределять свет и тени, создавать впечатление пространства. Фигуры его объемны и подчиняются законам перспективы (приложение 8).
В середине XV столетия живопись Италии пережила бурный расцвет, ярким примером которого может служить целый ряд имен выдающихся живописцев: Андреа дель Кастаньо, Гиберти, Беноццо Гоццоли, Фра Беато Анджелико, Андреа Мантенья, Доменико Венециано, Паоло Уччелло, Филиппо Липпи, Пьеро делла Франческа [16].
Особое место в живописи раннего Возрождения принадлежит Сандро Боттичелли. Исключительно чуткий и искренний, художник стремился выражать в первую очередь свои собственные переживания. Одними из самых замечательных картин Ботичелли являются картины «Поклонение волхвов», «Весна» и «Рождение Венеры» (приложение 9).
Театральное искусство периода Раннего Ренессанса, как и другие виды искусства также ориентировалось на античность. Все началось с возвращения на сцену трагедий и комедий времен античности на латинском языке. Позже стали появляться комедии на современные темы, сначала как подражание древнеримским образцам, и постепенно более смело отходя от них.
В музыке, как и других областях искусства, возрождался дух жизнерадостного свободолюбия. В этот период пышно расцветает полифония, происходят изменения в церковных песнопениях, которые вводятся на родном языке и на народной музыкальной основе [7,60].
В быту господствует простота и лаконичность, формы вещей строги и рационалистичны. В мебели преобладает прямая линия. Одежда также проста, что можно видеть на примере так называемого бургундского костюма. Однако уже к концу XV века вещи начинают заметно украшаться, и к началу Высокого Возрождения, декор начинает занимать очень большое место [4,70].
В Высоком Ренессансе в технике живописи происходит коренной переворот: разрабатывается воздушная перспектива, колорит, материальность форм достигается не только объемностью и пластикой, но и светотенью.
Поразительна универсальная одарённость мастеров Высокого Возрождения— они часто работали в области архитектуры, скульптуры, живописи, совмещали увлечение литературой, поэзией и философией с изучением точных наук. Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело Буонарроти – величайшие мастера Высокого Возрождения, создавшие выдающиеся произведения живописи, скульптуры и архитектуры.
Кисти Леонардо да Винчи принадлежат многочисленные произведения, ставшие впоследствии шедеврами мировой культуры: картины «Крещение Христа», «Мадонна с цветком», «Мадонна с Младенцем», загадочная «Джоконда», алтарная композиция «Мадонна в гроте», монументальная роспись «Тайная вечеря», исполненная им для трапезной церкви Санта-Мария делла Грацие в Милане (приложение 10).
Принято считать, что в созвездии гениальных мастеров Высокого Возрождения, в котором Леонардо олицетворял интеллект, а Микеланджело — мощь, именно Рафаэль был главным носителем гармонии. Конечно, в той или иной степени каждый из них обладал всеми этими качествами.
Рафаэля называли Мастером Мадонн, и не удивительно: в своем живописном искусстве он зачастую обращался к образу мадонны («Мадонна Конестабиле», «Обручение Марии», «Мадонна в зелени», «Сикстинская Мадонна») (приложение 11).
Микеланджело безоговорочно верил в великие возможности, заложенные в человеке, верил в то, что постоянно напрягая свою волю, человек может выковать свой собственный образ, более цельный и яркий, чем сотворенный природой. Олицетворением безграничной могущества человека стала, выполненная им гигантская статуя Давида (приложение12). А самое грандиозное произведение монументальной живописи Микеланджело— роспись потолка Сикстинской капеллы в Ватикане [17].
В историю искусства Высокого Возрождения яркую страницу вписала Венеция, где этот период продолжался до середины XVI века. Особое великолепие город приобрёл после перестройки его центра Якопо Сансовино. Он воздвиг монументальную библиотеку Сан-Марко с ажурным фасадом, органично связав её с ансамблем площади. У подножия колокольни собора Сан-Марко мастер построил небольшое изящное здание — Лоджетту, а на Большом канале — нарядное палаццо Корнер делла Ка-Гранде [2,25].
Центром архитектуры Высокого Возрождения стал Рим, где на основании предшествующих открытий и успехов сложился единый классический стиль. Мастера творчески использовали античную ордерную систему, создавая сооружения, величественная монументальность которых была созвучна эпохе. Донато Браманте первым наметил пути развития архитектуры Италии XVI века. Браманте возвёл несколько великолепных зданий, среди которых выделяется перестроенная алтарная часть монастырской церкви Санта-Мария делла Грацие, большой двор лоджий- кортиле ди сан Дамазо, маленький круглый темпьетто (храмик) во дворе монастыря Сан-Пьетро ин Монторио на месте, где был распят на кресте апостол Пётр, фасад палаццо Канчеллария. Браманте стал первым создателем собора Святого Петра в Риме (приложение 13).
В начале XVI века в театральном искусстве возникла комедия дель арте- комедия масок, которая существовала в двух направлениях: народном, преследуемом церковью и властями, и придворном, аристократическом, который повлек за собой появление новых, придворных жанров: пасторали и балета.
Именно в период Высокого Возрождения музыкальная жизнь стала многообразна и пестра: здесь танцы и песни площадей, и мелодии театральных представлений, и ремесло инструментальных мастеров, и трактаты музыкальных теоретиков, и расцвет музыкальных национальных культур. Среди итальянских композиторов можно выделить Луку Маренцио, Габриели, Палестрину и Джезуральдо.
В интерьере и внутреннем убранстве декор начинает главенствовать над утилитаризмом. В мебели широко применяются различные маски, львиные лапы, всевозможные имитации архитектурных деталей. Конструкция почти исчезает под этими украшениями, текстура материала скрывается окраской и позолотой, поверхности обильно орнаментируются. В костюмах также проявляется стремление к роскоши (венецианский, французский- так называемый «шекспировский костюм»), обильные кружева, буфы, громадные воротники на каркасах, подставные бедра- его характерные черты [7,52].
Во второй половине XVI века (позднее Возрождение) в Италии нарастал упадок экономики и торговли, католицизм вступил в борьбу с гуманистической культурой, искусство переживало глубокий кризис. Италия, родина Возрождения, стала и первой страной, где началась католическая реакция. В середине XVI века в Италии была реорганизована и усилена инквизиция, преследующая деятелей гуманистического движения. Запрещенные книги сжигались, такая же участь могла постигнуть и их авторов, и всех инакомыслящих, активно отстаивающих свои взгляды и не желающих идти на компромисс с католической церковью. Многие передовые мыслители и ученые погибли на костре. Так, в Риме, на площади Цветов, был сожжен великий Джордано Бруно [6,74].
Из некогда процветавших городов- республик сохранила свою независимость одна лишь Венеция, которая во второй половине XVI столетия стала главным очагом позднеренессансного искусства. В этот период уклад жизни Венеции и характер её культуры отличались таким размахом и великолепием, что, казалось, ничто не свидетельствовало о закате слабеющего Венецианского государства.
В этих условиях искусство переживало тяжелый кризис, начали нарастать антиклассические тенденции, которые привели к появлению двух направлений:
1. продолжение традиций Высокого Возрождения, которое поддерживали немногие, но зато крупнейшие мастера: старшие- Микеланджело и Тициан, младшие- Веронезе, Тинторетто, Караваджо, братья Караччи, Бассано.
2. «маньеризм» ( от слова maniera — «манера»)- использование приемов живописи Возрождения, но без гуманистической идеи.
Искусство маньеризма отходит от ренессансных идеалов гармонического восприятия человека, который оказывается во власти сверхъестественных сил. Мир предстаёт неустойчивым, шатким, в состоянии распада. Образы полны тревоги, беспокойства, напряжённости, художник удаляется от натуры, стремится её превзойти, следуя в своём творчестве субъективной «внутренней идее», основой которой является не реальный мир, а творческое воображение; средством же исполнения служит «прекрасная манера» как сумма определённых приёмов. Среди них — произвольная вытянутость фигур, сложный змеевидный ритм, нереальность фантастического пространства и света, подчас холодные пронзительные краски.
Первый этап итальянского маньеризма представлял собой сравнительно узкое течение, наиболее ярко воплощённое в живописи. Самым крупным и одарённым мастером был Якопо Понтормо (приложение14). В его известной картине «Снятие с креста» композиция неустойчива, фигуры вычурно изломаны, светлые краски резки. К числу маньеристов принадлежал и Франческо Маццола, прозванный Пармиджанино, который любил поразить зрителя, например, написал свой автопортрет в выпуклом зеркале.
Второй этап маньеризма превращается в Италии в широкое течение, охватывающее живопись, скульптуру и архитектуру. Маньеризм становится придворно-аристократическим искусством, которое первоначально развивается в герцогствах Пармы, Мантуи, Феррары, Модены, а затем утверждается во Флоренции и Риме[8,57].
В произведениях живописи нарастают бездушная холодность и вычурность приёмов; постепенно картины становятся похожими на декоративные панно, предназначенные для украшения стен. Самый крупный мастер — художник двора Медичи Аньоло Бронзино, особенно известный своими парадными портретами. В них отозвалась эпоха кровавых злодеяний и нравственного падения, охватившего высшие круги итальянского общества.
Вместе с Микеланджело, горестно наблюдал противоречия между высокими идеалами Возрождения и действительностьюТициан Вечеллио. Он остался верен гуманистическим идеалам Возрождения до конца. Его творчество отличается исключительно широким и разносторонним охватом типов и жанров живописи. Он один из создателей монументальной алтарной картины, пейзажа как самостоятельного жанра, различных типов портрета, в том числе и торжественно-парадного. Тициан принадлежит к величайшим колористам мировой живописи, оказавшим сильное воздействие на её развитие в XVII столетии. Широко известны его картины «Любовь небесная и земная», «Введение во храм», «Лежащая Венера» или «Венера Урбинская», «Бичевание Христа», «Святой Себастьян», а также огромные алтарные картины «Вознесение Марии» («Ассунта») и «Оплакивание Христа» (приложение 15).