Маньеризм почти не затронул Венецию, в которой трудились такие выдающиеся мастера, как: Паоло Веронезе, который создал великолепные декоративные ансамбли стенных и плафонных росписей с множеством персонажей и занимательных деталей (росписи потолка церкви Сан-Себастьяно в Венеции); Джордже Барбарелли да Кастельфранко, прозванный Джорджоне, с искусством которого венецианская живопись приобрела общеитальянское значение, утвердив свои художественные особенности (картины «Юдифь», «Три философа», «Сельский концерт», «Спящая Венера»).
Тинторетто, настоящее имя которого Якопо Робусти, острее и глубже, чем большинство его современников, чувствовал трагизм своего времени. Мастер восстал против сложившихся традиций в изобразительном искусстве — соблюдения симметрии, строгого равновесия, статичности, расширил границы пространства, насытил его динамикой, драматичным действием, стал ярче выражать человеческие чувства.
Он создатель массовых сцен, проникнутых единством переживания, мастер монументальных полотен, автор монументальной композиции «Распятие», гигантского ансамбля, состоящего из нескольких десятков работ (выполнены для верхнего и нижнего залов школы Святого Роха) и картин «Введение во храм» и«Чудо Святого Марка» (приложение 16) .
Андреа Палладио — крупнейший ренессансный архитектор Северной Италии в эпоху позднего Возрождения.
Палладио заложил принципы зодчества, которые были развиты в архитектуре европейского классицизма XVII— XVIII веках и получили название палладианства. Постройки Палладио украсили Виченцу, Венецию и прилегающие к ним загородные местности. Самая знаменитая вилла «Ротонда» близ Виченцы — первое центрально-купольное здание светского назначения, а театр «Олимпико»— первое монументальное театральное здание в Италии [2,118].
Роль итальянского театра эпохи Возрождения исключительно велика. Даже когда культурная жизнь вступила в пору кризиса, комедия масок продолжала существовать, оказывая влияние на формирование многих национальных театральных школ.
В быту появляются украшения, которые уже полностью подчиняют утилитарный и конструктивный смысл себе.
Стекло, эмаль, инкрустации, драгоценные камни обильно употребляются в производстве предметов обихода и керамики. И, наконец, все это постепенно переходит в вычурное барокко, которое охватывает XVII век.
1.3 Северное (западноевропейское) Возрождение
Северный Ренессанс запаздывает по отношению к итальянскому на целое столетие и начинается тогда, когда Италия вступает в высшую стадию своего развития. В первой трети XV века почти одновременно с началом Возрождения в Италии наступает перелом в развитии искусства северных стран. Несомненно, в северном Возрождении были отличия от итальянского Возрождения:
- Поздний интерес к античности;
- Главное место уделяется вопросам религиозного совершенствования, обновления католической церкви и ее учения;
- Получивший распространение гуманизм привел к Реформации (широкое религиозное и социально- политическое движение, направленное на преобразование христианской церкви и самого вероисповедания) и протестантизму.
- Отсутствие условий для для монументальной живописи, поэтому видное место принадлежало книжной миниатюре;
- Значительное развитие портретной живописи;
- Выделение в самостоятельные жанры живописи, пейзажа, натюрморта;
- Появление нового вида изобразительного искусства- гравюры на дереве и на металле;
- Главенство в производстве алтарных образов [7,25].
Переворот в развитии западноевропейской живописи начинается в Нидерландах в первой четверти XV века: распространяется станковая картина. Представителями нидерландской школы живописи являются: братья ван Эйк, Иероним Босх, Питер Брейгель Старший и Питер Брейгель Младший (приложение 17).
Испанское Возрождение в изобразительном искусстве связано с именем Эль Греко, чье творчество было сложным, противоречивым, глубоко индивидуальным и весьма необычным для тогдашней Испании (приложение 18). Наиболее известны его картины: «Вид Толедо», «Апостолы Петр и Павел», «Дама в боа», «Инквизитор Ниньо де Гевара» [9,83].
Особенность германского Возрождения состоит в том, что все его развитие протекало в короткие сроки, отсюда обилие неожиданных сочетаний старых и новых направлений из разных исторических форм. Ведущими видами искусства были живопись и графика. Крупнейшими мастерами были: Альбрехт Дюрер, Маттиас Грюневальд, Лукас Кранх, Ганс Гольбейн (приложение 19). Их творчество сильно отличалось друг от друга и по характеру и по направленности [1,420].
В Англии, живопись этого времени носит переходный характер и не выдвигает значительных мастеров. Английский двор обходился услугами иностранных мастеров [6,234].
Во Франции большое влияние на изобразительное искусство оказывали дворянские воззрения и вкусы, поэтому во многих произведениях того времени имеются придворные черты. Французские короли охотно приглашали итальянских художников и скульпторов, которые, однако, принесли в живопись не идеи Возрождения, а маньеризма. Широкое распространение во Франции получил карандашный портрет, который выполняя роль фотографии: его дарили на память и оставляли у себя [9,379].
В Европе архитектура длительное время продолжала оставаться готической. Только в конце XV- начале XVI веков в Испании складывается так называемый ювелирный стиль, переходный от готики к ренессансу, в котором сочетались элементы ордеров и обильная орнаментация. Главный представитель классического направления в архитектуре Испании- Хуан де Эррера, построивший королевский дворец Эскориал (приложение 20).
Элементы ренессанса в архитектуре Нидерландов получают свое развитие лишь в XVI веке, когда в гражданской архитектуре появляются классические принципы, благодаря серьезному изучению теории архитектуры, в частности трудов Ветрувия (ратуша в Антверпене середины XVI века). Вместе с тем, Нидерландская архитектура оказала значительное влияние на зодчество других стран, в первую очередь Германии и Англии [10,246].
Ренессанс в архитектуру Германии пришел поздно, да и то ограничился декоративно- орнаментальными мотивами. Архитектура северных областей находилась под влиянием нидерландского зодчества, на юге ощущалось могучее влияние Италии. Период расцвета стиля относится ко второй половине XVI века (Гейдельбергский замок, автором которого считается нидерландский скульптор Антони) (приложение 21).
В Англии черты нового стиля проявились в конце XVI- начале XVII века в жилых и общественных зданиях (ратуши, рынки и др.). Замкнутая дворовая композиция заменяется на «Н» и «Е»- образные планы (замок Уоллатон Холл в графстве Ноттигемшир, замок Монтакют Хауз в графстве Сомерест) (приложение 22).
Архитектура Франции формировалась под воздействием итальянской архитектуры и при непосредственном участии итальянских мастеров (приложение 23). Наиболее крупным и значительным сооружением является замок Шамбор, который представляет собой совершенно новый тип загородного дворца: это уже не оборонительное сооружение, а замок, предназначенный для временного пребывания и увеселений (приложение 24). В середине XVI века в развитии французской архитектуры происходят значительные изменения: формируется новый облик городского жилого дома. В это время начинают свою деятельность наиболее крупные французские зодчие: Пьер Леско, Жан Гужон (совместно работали над строительством Лувра) и Филибер Делорм (создал гробницу Франциска I и загородный дворец в Анэ) [9,392].
В литературе можно проследить преемственность эпох: от античности через средневековье к Возрождению. В Нидерландах главой «северных гуманистов» стал Дезидеий Эразм Роттердамский. В своем знаменитом трактате «Похвала глупости» он смело высмеивает нравы и пороки современного ему общества.
Гениальным писателем Франции был и Франсуа Рабле, литературным подвигом которого является роман, состоящий из пяти частей «Гаргантюа и Пантагрюэль». Пьер де Ронсар, которого называли «принцем поэтов», в своих стихах выступал за единую Францию, воспевал ее красоты и величие. Жанр философского эссе использовал Мишель де Монтень для написания своих «Опытов», в которых он рассматривал человека как самую большую ценность, противопоставляя силу его познания догматизму средневековых воззрений.
Испанская литература Возрождения представлена творчеством великих Мигеля де Сервантеса (автор романов «Галатея», «Путешествие на Парнас»и выдающегося «Дона Кихота») и Лопе де Веги (автор свыше 2000 пьес, романов, стихов, и комедий о любви, среди которых-«Собака на сене»).
В литературе Англии эпохе Возрождения принадлежит особое место. Именно в этот период создает ряд бессмертных произведений известнейший писатель и драматург- Уильям Шекспир. На ряду с ним в это время творили и другие не менее выдающиеся писатели: Джеффри Чосер, Томас Мор, Бэкон, Сидней, Спенсер, Томас Кид, Роберт Грин, Кристофер Марло [4,82].
Театр эпохи Возрождения был величайшим достижением культуры, он питал умы, волновал сердца, воспитывал характеры. Искусство сливалось с жизнью, а жизнь с искусством. Существовавшие в то время театры, можно разделить на любительские и профессиональные. Любительские театры учавствовали в подготовке и праздничных шествий, помогали в проведении праздников цехов городских ремесленников, гастролировали в гостиничных дворах, не имея своего помещения. Профессиональные театры, как правило, имели свое здание театра, и делились на общедоступные дешевые театры и закрытые, элитные, дорогие.