В1490 году владельцем поселения Мир стал князь Юрий Ильич, который построил на окраине поселения большой замок, представляющий в плане перекошенный прямоугольник, напоминающий квадрат, с крепостными стенами, пятью башнями, со рвами и земляными валами, с дворцом внутри. В середине XVI века внутри замка были построены одноэтажные корпуса с подвалами, в первой половине XVII века их надстроили до трех этажей.
В архитектуре комплекса преобладают черты готики, в дворцовой части встречаются элементы ренессанса. Художественную выразительность замку придает контраст красного и белого. Красный кирпич стен замка живописно сочетается с белыми нишами башен. Такой прием обработки фасадов был широко распространен в белорусском зодчестве (храм- крепость в Сынковичах XV- XVI веков, храм- крепость в Мурованке XVI века).
Большой достопримечательностью архитектуры являются постройки Несвижа. Несвиж был центром культуры того времени. Во второй половине
XVI века Несвиж был резиденцией магнатов Радзивилов, и в 1584- 1616 годах при участии итальянских мастеров с учетом последних достижений фортификационного искусства был построен город. Поодаль был построен и замок владельца со рвом и валом. В 1583 году на месте деревянного укрепления был заложен каменный замок. Сооружение его на первом этапе вел итальянский архитектор Ян Мария Бернардони- автор ряда построек в городе.Следовательно, застройка велась с учетом достижений итальянской архитектуры эпохи Возрождения.
Образцом белорусской готики являются церкви оборонительного типа в Сынковичах, Мало-Можейкове, Супрасли, Заславле. Во второй половине XVI века были построены культовые здания в традициях ренессанса (протестантский собор в Сморгони и костел в Несвиже). В светской архитектуре появляются крепости-замки в Новогрудке, Лиде, Гродно, Мире и других городах.
В тесной связи с архитектурой в эпоху Возрождения развивалась живопись и скульптура. Скульптурные произведения украшали церкви, костелы, дворцы феодалов. С XV века появляются произведения светской живописи в жанре портрета. Портрет в эту пору является довольно обыденным явлением. Правда, в XV веке до середины XVI века живописные портреты делались с королей и великих князей. Во второй половине XVI века круг портретируемых расширился. Парадные однофигурные и парные портреты писались иностранными и магнатскими цеховыми художниками в Вильне, Слуцке, Несвиже и других городах. В литературе эти портреты называются «сарматскими». На них изображался человек по определенной схеме- в парадной одежде, в окружении предметов, которые рассказывали о его занятиях, увлечениях и социальном положении в обществе (портрет Юрия Радзивила второй половины XVI века, портрет Ежи Радзивила, портрет Михаила Борисовича конца XVI- начала XVII века).
Но, наиболее активно развивалась иконопись. Она создавалась под влиянием древнерусского и византийского искусства. Характерными являются иконы «Матерь божья Замилование», «Матерь божья Иерусалимская», «Матерь божья Смоленская».
Распространенным был и такой вид живописи, как книжная миниатюра - рисунок на страницах рукописей небольшого размера и тонкой техникой исполнения.
Громкую славу имели белорусские мастера резьбы по дереву (иконостасы), по металлу (церковная утварь, ювелирные изделия), а также изготовители изразцов. Многие мастера белорусского происхождения работали в Оружейной и Царской палатах, показывая чудеса ювелирного мастерства.
Известны в Европе были и белорусские изразцы, которые использовались для облицовки печей, каминов, а также для внешней облицовки зданий. Так все палаты в Кракове выложены изразцами из Ивенца. Ценили изразцы и из Витебска, из Минска. Изображения на изразцах отвечали последним требованиям времени. Чаще всего изображали людей в модной одежде и в головных уборах. Это были погрудные изображения мужчин и женщин иногда портретного характера, иногда с античными сюжетами. Изображали стилизованные букеты, собранные в вазы, геральдичные композиции, например изображение «Погони», гербы магнатов.
Черты Ренессанса и маньеризма со временем проникли в культуру Беларуси, что отразилось и на иконописи, и на портретном жанре [17].
XIV - XVI века- это яркий и самобытный период в развитии белорусской культуры, синтез ренессансных и гуманистических веяний, религиозных традиций, расширения культурных связей между белорусским и другими народами. А достижения XV- XVI веков стали основой для расцвета декоративно- прикладного искусства в XVII- XVIII веках.
Многочисленные прославленные деятели и мыслители, художники и мастера того времени лишь подтверждают, что черты Возрождения были не чужды белорусской земле, а имели яркое своеобразное развитие.
Заключение
История человеческой культуры знает немало взлетов, ярких расцветов, художественно обильных, интеллектуально богатых и плодотворных эпох. И все же европейское- в первую очередь итальянское Возрождение стало великой эпохой с заглавной буквы. Обращение к античному наследию выступает важнейшей особенностью эпохи Возрождения. Постижение человеком мира, наполненного божественной красотой, становится одной из мировоззренческих задач эпохи.
Возрождение формировалось как отказ от средневековой культуры: отрицание догматизма и схоластики, критическое отношение к церкви и церковным служителям. Многие деятели Возрождения отзывались сурово и свысока о средневековой культуре, ее «неумелой, варварской, грубой манерой».
Вместе с тем, средневековая культура с ее многолетней историей не могла исчезнуть бесследно, она продолжала оказывать влияние на новую культуру, даже когда это и не осознавалось. Предпосылки возникновения эпохи Возрождения тесно связаны со Средневековьем. В искусстве Возрождения влияние средневековой культуры обнаруживалось и в темах, и в сюжетах. Много произведений написано на библейскую и религиозную тематику, немалая часть которых предназначалась для церквей и имела культовое значение.
Анализ основных этапов культуры эпохи Возрождения позволил определить, что во времена зарождения и развития новой формации, в эстетических идеалах человека без труда обнаруживается и трагическое и возвышенное. В начале эпохи возникает идеал прекрасного, гармоничного человека, идеал, который, несмотря на его мимолетность, успели зафиксировать в своих творениях замечательные поэты и художники того времени. Прекрасный человек Высокого Возрождения- это целостный, гармоничный человек в единстве своего духа и чувственности.
Однако, как и все, этот идеал оказывается недолговечным и начинает клониться к упадку. Бывший цельный человек, который умел сочетать собственные интересы с гражданскими, жертвовать личным ради общественного, в Позднем Возрождении перерождается в индивидуалиста, заявляющего устами Лоренцо Валлы: «Моя жизнь- это благо более драгоценное, чем жизнь всей Вселенной».
Эпоха Возрождения по-разному проявлялась в странах Западной Европы, что во многом зависело от экономического, политического и социального положения каждого государства. В искусстве северного Ренессанса, в отличие от итальянского, больше средневекового мировоззрения, религиозного чувства, символики, оно более условно по форме, более архаично, менее знакомо с античностью. Северное Возрождение- это своеобразный сплав итальянского влияния с самобытными готическими традициями и особенностями национальных культур.
В XIV - XVI веках духовная жизнь Великого княжества Литовского также испытывала на себе сильное влияние идей Возрождения. В этот период в Беларуси, как и в Западной Европе, был расцвет ренессансной культуры. Суть его состояла в бурном росте и взаимном обогащении культуры европейских стран, широком изучении и использовании достижений периода античности, возникновении сначала кирилличного, а затем и латинско-польского книгопечатания, проникновении гуманистических идей в культуру, определенной секуляризацией духовной жизни, распространении реформационных идей и движений.
Значимость Возрождения, несомненно, очень велика. Она заключается в том, что культура этой эпохи, содержит в себе лучший социальный опыт множества поколений людей и позволяет накапливать знания о мире, тем самым создавая благоприятные возможности для его познания и освоения.
Литература
1. Гнедич, П.П. История искусств / П.П. Гнедич. – Калининград: Янтарный сказ, 1995.- 120с. : ил.
2. Жабцев, В.М. Эпоха Возрождения / В.М. Жабцев. – Минск: Харвест, 2008.- 28 с.: ил. – (Стили и жанры).
3. История мировой культуры – Ростов н/Д : изд-во «Феникс», 2000. – 512с.
4. Качановский, В.В. История культуры Западной Европы: Учеб. Пособие. – Минск: ИЛ «Экоперспектива», 1998.- 190с.
5. Культурология : Учеб. Пособие для вузов/ Под ред. Проф. А.Н. Марковой. – 3-е изд. – Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - 319 с.
6. Мастера искусства об искусстве- Москва: Искусство, 1996. – 420 с.
7. Филимонова С. В. История мировой художественной культуры. Часть II. / С.В. Филимонова. – Мозырь: РИФ «Белый ветер», 1997. – 304 с.: ил.
8. Чемберлин Э. Эпоха Возрождения. Быт, религия, культура / Пер. с англ. Е.Ф Левиной. – Москва: ЗАО Центрполиграф, 2006. – 239 с.
9. Эпоха Возрождения: Европа, Азия, Африка. – Минск: Харвест, 2001. – 672 с.
10. Юхвидин П.А. Мировая художественная культура. От истоков до XVII века. В лекциях, беседах, рассказах / П.А. Юхвидин. – Москва: Новая школа, 1996, - 288 с.
11. Антология мировой философии. В 4-х тт., т. 2, М., 1970.
12. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение. М., 1995.
13. Либман М.Я. Очерки немецкого искусства позднего Средневековья и эпохи Возрождения. М., 1991.
14. Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас. М., 1991.
15. Культурология. История мировой культуры. Под ред. проф.
16. А.Н.Марковой. М., Издат. Объединение “ЮНИТИ”, 1995 г.