Смекни!
smekni.com

Режиссура в культурно-досуговой деятельности (стр. 5 из 12)

Важное значение массового праздника как педагогической системы состоит в том, что объединяя различные формы культурно-просветительской работы, он становится средством познания действительности, способствует выработке и проявлению социально оправданной идейно-нравственной позиции по отношению к наиболее существенным вопросам жизни общества, формирует общественное настроение, воздействует на сознание участников[13]

Массовые праздники можно отнести к двойственным явлениям, сохраняющим исходный синкретизм художественного и утилитарного начал. Вместе с тем нельзя очевидно, недоучитывать, что праздник – явление комплексное и некоторые его составные части, например, массовое театрализованное представление, являют собой самостоятельные художественные ценности.

Если видеть массовое театрализованное представление как механическое объединение различных искусств, не приводящее к химической реакции слияния, или обычное зрелище, обычный концерт, лишь укрепленный в масштабах, под открытым небом, на площади, стадионе, в зеленом театре, тогда раз и при этом должен оставить глубокое эмоциональное впечатление.[14]

Массовое действо всегда тяготеет к театрализации. В нем благотворно действующие на общество идеи действительно заключены в художественную форму, т. е. прежде всего, действуют не рассуждением, а живым показом жизни в образах. Образное решение темы есть суть театрализации. Обогащая массовый праздник обрядностью, театрализация помогает возникновению у каждого его участника ассоциаций, близких к его собственным жизненным впечатлениям, его опыту, мировоззрению и тем самым активизирует, вызывает потребность к действию. Режиссер массового праздника – это всегда психолог и педагог, решающий в первую очередь проблему активизации его участников, организации не спектакля, а именно массового действа, в котором художественная образность выступает в качестве эффективного побудительного стимула.[15]

Драматургия и режиссура массового праздника, как правило, основаны на конкретных фактах, на их осмыслении. Это не означает, что они лишены художественного вымысла, что в сценарии праздника, театрализованного концерта, массового представления не может быть обобщенных образов героев прошлого, настоящего, будущего. Напротив. Именно сочетание двух линий – документальной публицистики и художественной образности – придает сценарию масштабность, выразительность и глубину, их нельзя противопоставлять друг другу или взаимоисключать. Документальность не является особенностью только лишь массовых форм. Сценарий, основанный на документах, письмах, лекциях, сегодня чрезвычайно распространен в театре, кино, на телевидении и радио. Однако документальность наиболее присуща именно массовому празднику, происходящему на площадях и в парках культуры и отдыха, на улицах и в клубах. [16]

В основе большинства сценариев обычно лежат не драматургические построения, а те или иные режиссерско-постановочные приемы. Так называемый сценарный ход, призванный определять единство действия, стать стержнем предстоящего мероприятия, чаще всего строится либо на том или ином приеме конферанса. Скудность, а порой отсутствие сценария, нередко пытаются компенсировать всякого рода внешними эффектами, включением в представление или в праздник тех или броских костюмов. Театрализация жизненного материала, предполагающая прежде всего драматургическую его организацию, подменяется халтурой запеть, заиграть содержание. Поэтому сценаристу необходимо научиться не сливать воедино, а последовательно осуществлять две одинаково важные стадии работы: подбор материала и написание сценария. Эта задача особенно важна!

Драматургия массовых форм организации досуга основана обычно на реальных, конкретных фактах, которые в своем многообразии бесконечны и обладают богатейшими возможностями. Яркость, конкретность, эмоциональная насыщенность создают основу для психологического и педагогического воздействия на зрительскую аудиторию.[17]

Соотношение между воспитательными целями и средствами их достижений образуют основу сценария культурно-досуговой программы. Смыслом оптимального художественно-педагогического воздействия является совпадение результата с намеченной целью. Использование в сценарии документальных фактов служит педагогической цели, а так же усилению авторской идеи с целью наибольшего влияния на аудиторию.

Здесь возникает вопрос о соотношении художественного и документального материала в образном решении массового праздника. Использование в сценарии двух линий – художественной и документальной – придает ему масштабность, выразительность и глубину.

Использовать конкретные факты – это значит хорошо изучить жизнь конкретной человеческой общности, черпать из нее темы и сюжеты. Фактический материал нужен сценаристу и режиссеру массового праздника не как самоцель, а для того, чтобы доходчиво раскрыть людям важнейшие общественные вопросы. Именно отражение общих процессов в реальных делах интересных людей есть основное содержание документальной драматургии. [18]

Только образное решение превращает документ в произведение искусства. Знание живых прототипов тех образов, что воплощены в театрализованном представлении ,или показ реальных героев усиливает в зрителях активное начало сотворчества.

В образном решении массового праздника линия художественных образов может не совпадать с документальной, быть как будто вторым планом, ассоциацией. Но и бывает по-другому, когда художественный и документальный материал синтезируется в рамках одного эпизода. Художественный материал может предварять или продолжать выступление реального лица.[19]

Документальность массового праздника во всех его проявлениях не беспристрастное изложение собранных фактов. Она предполагает их строгий отбор, обязательное стремление к непосредственному воздействию на жизнь аудитории, каждого человека в отдельности, активное утверждение норм морали и нравственности.

Рассмотрим основные этапы работы над сценарием театрализованного массового действия. Она начинается обычно с определения темы и идеи будущего представления или спектакля. Тема – это круг жизненных явлений, отобранных и освещенных сценаристом и режиссером. Идея – это основной вывод, основная мысль, авторская оценка изображаемых событий.[20]

Нельзя, особенно в массовом празднике, имеющим в своей основе конкретную праздничную ситуацию, вызывающую личностные ассоциации у каждого, рассказывать о событии вообще. Пришедших на праздник людей не удовлетворит такой отвлеченный рассказ, становившийся нередко только « громкими» словами. В сценариях массового действа не хватает конкретного сюжета, т.е. основного, развивающегося по ходу действия события или цепи событий, расположенных в пространственно-временной связи.[21]

При всех специфических особенностях массового праздника самым важным и решающим фактором в нем, как и в любом другом виде искусства, является гражданская позиция режиссера, его личное отношение к избранной теме, способность отразить в спектакле не только факты, но и свое личное к ним отношение, свою убежденность.

Итак, поиски яркого, интересного сюжета – неотъемлемая часть работы над сценарием, важное драматургическое требование. Массовые праздники – это огромная сила, и относиться к ним надо с уважением и чувством ответственности.

Лишь с этой позиции необходимо говорить о многообразии способов решения темы, о тех выразительных средствах, которые используются при постановке театрализованного представления и из которых нужно отобрать самое важное, интересное, живое, чтобы придать ему черты подлинной художественности.[22]

Сюжет должен быть воплощен от события к событию. Наиболее распространенными способами такого построения сюжета для театрализованного действа является хронологический и ретроспективный.

Сюжетное действие только тогда называется действием, когда оно встречает противодействие в виде драматического конфликта. Конфликт-основа любого драматического произведения, определяющая сюжетное построение, композицию. Иначе он не сможет воплотить нужное действие, сделать яркими образы своих героев. Конфликт в драматургии массового праздника – это не всегда столкновение антогонистических сил, он может выражаться в преодолении трудностей, препятствий при осуществлении тех или иных положительных целей, в столкновении человека с окружающей средой.

Таким образом, удачно найденный и разработанный конфликт помогает выстроить сюжет. Движимое конфликтом сюжетное построение действия должно иметь так же сюжетный ход, красной нитью проходящий через все действие и цементирующий воедино отобранный сценарный материал.

Своеобразие сюжетного хода в сценарии массового праздника состоит в том, что он обязательно должен быть образным, зрительным, отвечающим одновременно замыслу сценариста и режиссера. Поиски такого хода являются специфичными для сценариста и режиссера массового действа.

Заданный драматургический ход, двигающий развитие сюжета, является основным связывающим моментом при монтаже эпизодов сценария, он как бы нанизывает все действие. При этом патетика может чередоваться с комическими моментами, трагическое со светлым и радостным. Это находит выражение в специальном подборе художественного материала. В сценарии друг за другом могут идти песни, танец, отрывок из спектакля, кинофрагмент. Они чередуются с публицистическими выступлениями, массовым действием участников.