Смекни!
smekni.com

Режиссура в культурно-досуговой деятельности (стр. 8 из 12)

Работая над постановкой программ, нельзя полагаться на самоценность отобранного материала. Любой «факт жизни» или «факт искусства», некритически перенесенный в сценарий без организующей и направляющей работы мысли, обесценивается, оборачивается ложью. Характер сочетания материала может быть разнообразным, и не стоит принижать значимость такого свойства монтажа, как «сцепление». Напротив, на этом свойстве монтажа чаще всего происходит внутриэпизодное построение, где единицы сценической информации связываются сюжетно. Поскольку массовые формы культурно-досуговой деятельности объединяют весьма разнообразные виды документального и художественного материала, постольку он должен использовать все многообразие свойств монтажа.

Монтаж «фактов жизни» и «фактов искусства» — сложный процесс. С одной стороны, монтаж выступает как метод организации материала, с другой— как способ анализа «фактов жизни» и как средство воплощения сюжета.

Практика доказала, что специалисты чаще всего пользуются уже готовым материалом — «фактами жизни» и «фактами искусства». Их задача состоит в том, чтобы из готовой продукции создать идейно-драматическую основу будущего представления.[35] Подобно кинодокументалисту, который зачастую пользуется уже готовым материалом, режиссер отбирает для воздействия «факты жизни» и, монтирует их с «фактами искусства» в соответствии с целью художественно-педагогического воздействия. Успешная реализация цели (на уровне организации сценария) зависит в основном от искусства монтажа.

Сценарий, воплощенный на сцене, может строиться на основе слова, изображения, монтажа, действия, жеста, а также их комбинаций. «Факты жизни» и «факты искусства» являются лишь средствами кодирования содержания, осуществляемого методом монтажа Иными словами, не сами средства составляют содержание, а то, что возникает между ними в результате монтажа,— «неизображенное содержание».[36]

Монтаж, воссоздающий целостность поставленного культурно-досугового проекта из разрозненных материалов, по своей сути есть синтез. Но ему предшествует предварительный анализ, расчленение явления на составные части, уяснение связей между ними.[37]

Одной из функций монтажа является организация зрительского восприятия. Последовательность и логику авторской мысли зритель «читает» через монтажную организацию материала. Режиссерам необходимо помнить, что монтажным можно считать только такое соединение, которое дает скачок информации.

Существует много способов, с помощью которых можно создать у зрителя впечатление о значительно большем или меньшем времени. Все зависит от творческой фантазии режиссера, от знаний различных свойств монтажа, его функций.

Подводя итоги вышеизложенному, можно сделать общие выводы: без учета монтажной специфики, ее знакового характера невозможно успешное воздействие театрализованного представления на аудиторию. Необходимо осознать, что эффективность его всецело. Поэтому нецелесообразно полагаться на то, что сами средства воздействия («факты жизни» и «факты искусства»), даже отобранные на высоком качественном уровне, обеспечат воспитательный эффект. Монтаж выступает как:

1) анализ фактов жизни и фактов искусства;

2) синтез фактов жизни и фактов искусства;

3) конфликт фактов жизни и фактов искусства;

4) средство воплощения сюжета;

5) средство выражения авторской позиции;

6) драматургический метод организации материала;

7) средство художественной выразительности;

8) форма организации зрительского восприятия;

9) ритмическая организация эпизодов;

10) способ изменения жанра;

11) форма изменения сценического времени.

Поскольку нами рассматривалась работа над культурно-досуговми программами как художественно-педагогический процесс, то главным требованием являлись определение и обоснование составляющих его элементов. Мы определили, что в КДП во взаимодействии находятся:

цель — художественно-педагогическое воздействие;

средства воздействия — «факты жизни» и «факты искусства»;

форма осуществления воспитательных задач театрализованного

представления — ситуация художественной самодеятельности;

метод организации средств воздействия — монтаж.[38]

Исходя из этого, можно заключить, что режиссерская работа над массовыми формами культурно-досуговой деятельности представляет собой планирование ситуации, которая осуществляется монтажной организацией «фактов жизни» и «фактов искусства» с целью художественно-педагогического воздействия на аудиторию.


Глава 3. Сценарно-режиссерская разработка театрализованного представления «Беда от нежного сердца»

по мотивам одноименного водевиля В.А. Соллогуба

Тема: «Беда от нежного сердца»

Идея: Чтоб сердца нежного беда

Бедой не вышла в самом деле.

Место проведения: актовый зал ПУ № 13

Аудитория: смешанная.

На сцене выгородка будуара, фортепиано, диванчик, стул возле зеркала и т.д.Занавес закрыт. Звучит инструментальная классическая музыка, на сцену выходит главный герой.

Саша: Добрый день, дамы и господа! Сегодня мы покажем вам водевиль. Ах, водевиль! Водевиль – музыка, песни, интриги и танцы. Пусть простоват и наивен он был, пусть он таким и остался! Итак, занавес (открывается занавес, на сцене музыканты из вокально-инструментального ансамбля настраивают инструменты, Саша поворачивается к ним лицом, достает дирижерскую палочку) Господа, с первой цифры!

Звучит инструментальная композиция, во время которой Саша продолжает дирижировать. Затем без объявления звучит песня «Подруга», во время которой по проходу из зала на сцену в разные кулисы проходят все персонажи водевиля, каждый в своем характере. По окончании песни на сцене появляется Дарья Семеновна.

Дарья Семеновна: Так, в чем дело! Я вам за что деньги плачу! Вы где должны быть? В гостиной, а не в моем будуаре, скоро уже вечер на носу, а они здесь играют, а ну марш на место! Вот и розового платья нет! Платье заказано для нынешного вечера, а получишь завтра утром… Здесь все так… Прямо поубивала бы кого-нибудь. Настя! Настя! Настя! (входит Настя)

Настя: Я здесь, тетушка.

Дарья Семеновна: Посылала ли ты к портнихи за платьем?

Настя: Посылала.

Дарья Семеновна: Ну что?

Настя: Говорят, что и без того много должны.

Дарья Семеновна: ты грубить мне, матушка, вздумала! Вот благодарность: сироту круглую в дом взяла, пою, кормлю, одеваю, а она мне колкости говорить, нет, чтобы о тетушке подумать…( входит Маша). Что ты стоишь, вон у Машеньки еще прическа не готова, подавай шпильки!

Маша: Вот здесь на лбу колечки сделать, вот так… Маменька, а платье не принесут, я вовсе из комнаты не выйду, скажусь больной, вот.

Дарья Семеновна: Что ты? Я же для тебя вечер устраиваю, прикажешь мне танцевать вместо тебя. У нас же будут лучшие жени…кавалеры.

Маша: Точно так и пойдут! Что они здесь забыли, есть балы и получше вашего, говорила я вам.

Дарья Семеновна: Замуж тебе пора, я же с этими вечерами разорюсь. Сегодня будет князь Курдюков. Постарайся ему понравиться.

Настя: Но он же старик!

Дарья Семеновна: А вас никто не спрашивает (Настя уходит). Ну и что, что старик, зато деньги у него молодые (входит Настя с письмом в руках)

Настя: Письмо…

Дарья Семеновна: Так…Прекрасно…Это тебе, Машенька…Князь Курдюков быть не может.

Маша: ну что я говорила!

Дарья Семеновна: а что, Машенька, посылать ли за розовым платьем?

Маша: Уж разумеется посылать! Что я из-за князя без платья останусь?

Дарья Семеновна: так я пойду за деньгами.

Маша: Давно пора!

Дарья Семеновна: Ох, ну и невесту вырастила на свою голову (уходит)

Маша: Настя об чем ты думаешь?

Настя: Ни о чем.

Маша: Что ты оденешь?

Настя: Да я так буду, меня все равно никто не заметит.

Маша: Ну как хочешь. (голос за кулисами: Дарья Семеновна дома?). ах. Мужчина в доме, а я не одета (убегает, входит Василий Петрович)

Василий Петрович: Я испугал здесь кого-то? А вот и дочь…А хозяйка дома?

Настя: Да, сейчас позову.

Василий Петрович: Нет, мне вас надо. Позвольте хорошенько взглянуть. Бесподобно, лучше вас и мечтать нельзя…

Настя: Но я вас не знаю.

Василий Петрович: Со мной скоро познакомитесь. Который вам год?

Настя: восемнадцать.

Василий Петрович: а женихи у вас есть?

Настя: Нет…

Василий Петрович: Что ж они, дураки, глядят, а вы помышляете о замужестве?

Настя: Извините, мне некогда…

Василий Петрович: Вы не сердитесь, я Золотников – откупщик, слыхали, может быть, человек разбогатевший, от того речь моя грубы, однако я имею в вас участие, нарочно приехал из Казани, чтобы сделать Вам предложение.

Настя: Вы?

Василий Петрович: Да нет, мне пятьдесят, и жена у меня в Тамбове сидит, очень мне хотелось бы женить сына на вас, если, конечно, вы полюбитесь друг другу. Вы ведь никого не любите?

Настя: Нет.

Василий Петрович: И не любите. Мой сын малый добрый. Сердце нежное, дайте слово, что вы не будите против.

Настя: Слово не шутка, давши слово, надо его держать, а я сына вашего не знаю.

Василий Петрович: Он здесь дожидается, в гостиной. Уж коли полюбите его, он вам сердце свое подарит, большое, доброе, самое, самое нежное. Вот увидите.

Настя: я всегда мечтала, чтобы (в беседе уходят за кулисы)

Исполняется спортивный танец «Босоногая любовь».( Под аккомпонемент гр. «Ногу свело» «Ремембе)

(входит Дарья Семеновна и Василий Петрович)

Василий Петрович: О, вот и хозяйка. Узнаете ли вы меня, Дарья Семеновна.

Дарья Семеновна:Нет-с.

Василий Петрович: А играете ли вы на фортепианах?

Дарья Семеновна: да куда мне.

Василий Петрович: (на сцену выходит вокальный народный ансамбль) а помните в 19 году в Казани…

Звучит песня «Кадриль» в исполнении вокального народного ансамбля, Дарья Семеновна и Василий Петрович танцуют кадриль. По окончании песни ансамбль уходит за кулисы.