Смекни!
smekni.com

Художественный ансамбль Версаля (стр. 1 из 2)

Самарский государственный педагогический университет

Художественный ансамбль Версаля

Выполнила студентка

2 курса факультета

«Культурология»

Гречишникова М.В.

История поселения Иль-де-Франс Версаль

Сен-Симон в своих «Мемуарах» отзывался о Версале как о самом унылом и не благодатном месте – без воды, без леса, без земли (поскольку почва там или песчаная, или болотистая) и, естественно, без воздуха, которого там даже и быть не могло.

Старейшая деревня Иль-де-Франс Версаль упоминается в исторических документах уже с XI века. Это даже не деревня, а очень скромная деревушка, приютившаяся у склона холма. Таких вокруг столицы было разбросано много. Версаль пересекала дорога (он стоял как раз на пути), ведущая из Нормандии в Париж, до которого отсюда было 18 километров. Поэтому здесь всегда останавливались путники.

Деревня вошла в историю в конце XVI века, когда в здешнем замке в 1570 году остановился по пути на встречу с Екатериной Медичи Генрих IV – будущий король Франции. Потом, уже став королём, именно сюда он приезжал охотиться.

В 1606 году на своей первой охоте в Версале был его сын, будущий король Людовик XIII, которому нравилось уединяться здесь с несколькими близкими друзьями. Историки отмечают, что по натуре Людовик XIII был человеком робким, двор его враждовал, мать и жена постоянно пугали бесконечными интригами. И в этих местах король захотел поставить скромный охотничий домик, где можно было бы с большими удобствами, чем до сих пор, обставить долгие часы своих развлечений.

В 1624 году король купил болотистую землю, окружённую полями. На месте будущего знаменитого дворца тогда возвышалась только ветряная мельница. Вскоре началось строительство, но возводившийся замок был очень мал и скромен. А после смерти Людовика XIII замок долгое время пустовал: Людовику XIV, наследнику и будущему королю, было всего пять лет.

Начало грандиозного строительства

версаль королевский франция садовый зал

Просто так королевские и царские резиденции не строятся никогда. Для этого, как минимум, необходим каприз венценосной особы, подкрепленной определенной решимостью и (желательно) казной. Для создания Версаля, архитектурного воплощения абсолютного могущества королевской власти и Франции, у Людовика XIV был целый ряд причин.

В XVII веке Франция стремительно становится сверхдержавой, но ее столица, Париж, выглядит городом до странности провинциальным. Он совершенно не соответствует новому положению Франции в мировом табели о рангах. Не отягощенный сентиментальной привязанностью к Парижу создатель (заказчик) блистательного Версаля король-солнце Людовик XIV без особых колебаний принимает решение об устройстве новой королевской резиденции. Такое решение не могло не показаться монарху более заманчивым, чем возможность реконструкции Парижа (кстати, кое-что в этом направление все же сделано было). Он так и не простил улицам древней столицы измены в дни Фронды. На долгие годы его царствования двор покинет Париж и столицей Франции, а, следовательно, почти столицей мира, сделается Версаль.

Предназначение Версальского дворца

Версалю было предназначено стать не просто резиденцией короля, но символом его власти, власти абсолютной и лицом Франции. И правителями, устраивавшими свои дворцы на версальский манер, двигало не только и не столько желанием повторить его изысканную архитектуру, но стремление подчеркнуть собственное могущество, повторив, как можно более верно, мир первого двора Европы.

К моменту начала знаменитого строительства дворец, охотничья резиденция Людовика XIII, здесь уже существовал. Конечно, стоявшее посреди болот здание было не в пример более скромным. Среди архитекторов королевства был объявлен конкурс на лучший проект обновления маленького охотничьего замка. Вскоре архитектором Версаля был назначен Л. Лево, и вообще Людовик XIV (за свой счёт) нанял Л.Лево – «первого архитектора короля» и А. Ленотра – «первого королевского садовника». Стараниями архитекторов Лево и Ардуен-Мансара появился новый, величественный дворец. Олицетворение могущества галльской державы и нового стиля. Франция уверенно утверждала классицистические ценности в барочной Европе. Не менее дворца примечателен версальский парк, беспрецедентный по своим размерам. Среди его строго вычерченных главным королевским садовником, а по сути дела ландшафтным архитектором, Ленотром лужаек и рощ, распускаются водяными цветами многочисленные фонтаны. Сама возможность работы, которых чудо инженерной мысли XVII века.

И для строителей Версаля это был не первый подобный проект. Лево, Ленотр и Лебрен, до начала работы над королевской резиденцией, имели возможность "потренироваться" на строительстве загородного дворца Фуке. Могущественного министра, поплатившегося за стремление к королевской роскоши положением и свободой.

Постоянно жить в театральной декорации созданной подавлять своим величием и роскошью не могут даже помазанники Божьи. Поэтому парк Версаля изобилует малыми дворцами. Более простыми и скромными, а главное - уютными.

Зодчие Возрождения любили фантазировать, придумывать и рисовать идеальные города. Позднее увлечение утопической архитектурой расцвело и во Франции. Версаль стал таким идеальным городом. На всей огромной территории дворцово-паркового ансамбля нет ни одной случайной линии. Расположение каждого архитектурного и декоративного элемента продумано и подчинено строгой математической логике, месторасположение каждой травинки, впрочем, тоже.

Людовик XIV любил театр. И само устройство королевской жизни он превратил в помпезное представление. Но для него была необходима подобающая сцена. Ей и стал Версаль - мир короля-солнца…

Ансамбль Версаля (Château de Versailles,1661-1708 гг.) - вершина архитектурной деятельности времени Людовика XIV. Стремление соединить привлекательные стороны городской жизни и жизни на лоне природы привело к созданию грандиозного комплекса, включающего королевский дворец с корпусами для королевской семьи и правительства, огромный парк и примыкающий к дворцу город. Дворец - фокус, в котором сходятся ось парка - с одной стороны, а с другой - три луча магистралей города, из которых центральный служит дорогой, соединяющей Версаль с Лувром. Дворец, протяженность которого со стороны парка более полукилометра (580 м.), средней своей частью резко выдвинут вперед, а по высоте имеет четкое членение на цокольную часть, основной этаж и аттиковый. На фоне ордерных пилястр ионические портики играют роль ритмических акцентов, объединяющих фасады в целостную осевую композицию.

Ось дворца служит главным дисциплинирующим фактором преобразования ландшафта. Символизируя безграничную волю царствующего владельца страны, она подчиняет себе элементы геометризованной природы, чередующиеся в строгом порядке с архитектурными элементами паркового назначения: лестницами, бассейнами, фонтанами, разнообразными малыми архитектурными формами.

Присущий барокко и Древнему Риму принцип осевого пространства реализуется здесь в грандиозной осевой перспективе спускающихся террасами зеленых партеров и аллей, уводящих взгляд наблюдателя вглубь к находящемуся вдалеке крестообразному в плане каналу и далее в бесконечность. Подстриженные в форме пирамид кусты и деревья подчеркивали линейную глубину и искусственность созданного ландшафта, переходящего в естественный лишь за границей основной перспективы.

Сады классицизма

Идея «преобразованной природы» соответствовала новому образу жизни монарха и знати. Она привела и к новым градостроительным замыслам - уходу от хаотичного средневекового города, а в конечном итоге - к решительному преобразованию города на основе принципов регулярности и введения в него элементов ландшафта. Следствием было распространение принципов и приемов, выработанных в планировке Версаля на работы по реконструкции городов, прежде всего Парижа.

Французский садовый классицизм лучше всего рассматривать именно на примере Версаля. Следует отметить, что версальские сады не были единоличным творчеством одного садовода – Ленотра. Традиция приписывает всю планировку Версаля Ленотру, но известно, что в устройстве садов Версаля принимали участие и другие архитекторы – Л. Лево и Ж. Ардуэн-Мансар.

В классицизме Ленотра преобладало зрительное начало. Сад был как бы продолжением дворца, а дворец – непременным центром сада, его частью. Отсюда разбивка сада по такому принципу, чтобы дворец всегда был виден из разных концов сада. Пространство было открытым, не заслоненным. Самостоятельные участки сада построены вокруг резко подчёркнутой оси симметрии. Большие водные «партеры» как бы служили гигантскими зеркалами, увеличивавшими пространство. Е.В. Шервинский писал: «Версаль в исключительной полноте своего воздействия даёт образец наивысшего проявления приёмов перспективности, положенных в основу всего паркового устройства, а открывая дали в осевом (стержневом) направлении, создаёт впечатление безграничной глубины пространства «…» Ленотр в своём стремлении выразить идею недосягаемости королевской персоны придал Версалю выражение исключительной грандиозности. Всё творчества Ленотра шло в этом направлении, и перспективность явилась у него средством выражения принципа абсолютизма. Перспективность создавалась системой лучевых аллей…». Вся садово–парковая семантика Версаля служила тому же прославлению «короля солнца». Мифологии солнца были посвящены все садово-фонтанные скульптуры Версаля.

Ленотр планировал аллеи, расходящиеся как спицы колеса, вернее, как лучи солнца, а не под прямыми углами, как раньше. Это, с одной стороны, было символично, а с другой – открывало для глаз большие пространства. Здесь были велики цветочные посадки. Чтобы король не видел увядших цветов, их вносили и уносили в горшках. Ленотр имел до двух миллионов горшечных цветов, чтобы производить перемены «цветочных сцен», но эти цветы в горшках служили и для других королевских садов, между которыми они могли распределяться, перераспределяться и сосредотачиваться. Кольбер лично давал распоряжение адмиралу, командовавшему французскими судами в Средиземном море, разыскивать и доставлять редкие цветы. Особенно разыскивались сорта нарциссов-жонкиль и тубероз.