В цветовом сообществе живописной картины каждой «характерной паре» должно быть найдено место соответственно ее темпераменту.Нехарактерные пары цветов - желто-зеленая, желто-оранжевая, оранжево-красная, красно-фиолетовая, фиолетово-синяя, сине-зеленая. По Гете желто-зеленая пара вульгарно-пошлая, а сине-зеленая - грубая, противная и просто «дурацкая».
«Определив» цвета по-своему, Гете классифицировал типы колоритов, из которых выделил три основных: могучий, нежный и блестящий. В этих колоритах преобладают: в «могучем» - активные «мажорные» красные тона; в «нежном» - пассивные «минорные» зелено-синие, а в «блестящем» согласуются «мажорные» и «минорные» сочетания цветов круга. В живописи общую приглушенность насыщенности Гете объяснял слабостью и неуверенностью колорита (впоследствии приглушенную насыщенность Оствальд признал главным достоинством колорита). Гете считал фальшивым колоритом полное подавление всех цветов одним цветовым тоном, что всегда разоблачало псевдоколористов всех времен и народов.
Пестрое разноцветное изображение, не имеющее ни познавательного, ни выразительного значения (негармоничность и неколоритность), было названо Гете безнравственным. Такое суждение о манере исполнения до сих пор распространено в искусстве. «Учение о цветах» Гете характерно степенью нормирования цвета. В толковании сущности колорита было выражено глубокое понимание общественного эстетического значения цветовой гармонии.
Идею шестицветного цветоряда интерпретировали и развивали Рунге, Шопенгауэр, Адаме, Делакруа, Хельцель, Ван Гог, Кандинский, Клее, Иттен и другие. [Т.В. Козлова 1989: 15]
2.3 Символика цвета в немецком языке
Как уже было сказано цвета национальны. Цветовая символика у разных народов может не совпадать, так как каждый народ по-своему соотносит определенный цвет с той или иной ситуацией. На протяжении столетий символика цвета у немцев сохранялась почти без изменений.
Weiß - белый
Ассоциируется у немцев с невинностью, чистотой, нежностью; традиционный цвет свадьбы. Свадебные экипажи – белого цвета; раньше и свадебные букеты были белого цвета, в настоящее время это не обязательно. Катафалк у католиков – белого цвета.
WeißerSonntag – «белое» воскресенье; первое воскресенье после Пасхи, когда происходит конфирмация. Белый цвет девичьих платьев, свечей, цветов олицетворяет невинность и чистоту Христа и тех, кто принимает причастие.
(k)eine (blüten) weiße Weste haben – разг. иметь (не)запятнанную репутацию. Здесь белый цвет вызывает представление о честности и порядочности человека, например, политика.
Rot – красный
Символизирует страсть, торжество, огонь, революцию, свободу, любовь, преданность.
rote Rosen – красные розы, цветок любви.
Красный цвет ассоциируется с жизнью:
heute rot, morgen tot – говорится, если кто-либонеожиданно умирает.
sich etwas rot im Kalender anstreichen - постараться запомнитьважный для кого-либо день (буквально «подчеркнуть в календаре красным»).
Blau – голубой
Синий цвет олицетворяет тоску, верность, доверие, бесконечность.
die blaue Blume - (литературное) голубой цветок, символ идеала и мечты у немецких романтиков.
ins Blaue (hinein) – наобум, наавось.
dasBlaue vom Himmel (herunter) versprechen – разг.обещатьвсечтоугодно.
j-m blauen Dunst vormachen – разг. втирать очки кому-либо, пускать пыль в глаза, морочить. Здесь синий цвет символизирует неопределенность.
das Blaue vom Himmel (herunter) lügen – рассказывать небылицы; заливать. Здесь синий цвет олицетворяет обман, ложь, притворство.
Grün – зелёный
Холодный цвет; символизирует мир, спокойствие; плодородие, возрождение природы; символ жизни, процветания.
die grüne Hochzeit – день свадьбы (буквально "зелёная свадьба").
bei Mutter Grün schlafen – шутливое, переночевать под открытым небом (буквально "спать у матушки-природы").
Gelb – желтый
Символизирует измену, разлуку, ревность, раздражительность; немцы связывают желтый цвет с ненавистью, завистью, фальшью.
der gelbe Neid – черная зависть (у немцев – жёлтая).
sich gelb und grün ärgern – бытьвнесебя, беситься.
eingelbesWunder! – Невероятно! Не может быть!
Schwarz – черный цвет
Черный цвет символизирует торжественность
zueinerFeierimschwarzenAnzugerscheinen– приходить на торжественное мероприятие в чёрном костюме.
А также печаль, скорбь, траур:
eineTrauerkartemitschwarzemRand– открытка с соболезнованиями с чёрной полосой.
inschwarz gekleidet – одетый в черное, в трауре.
Черный цвет используется для характеристики крайне неудачного, несчастливого дня:
ein schwarzer Freitag – черная пятница.
Черный цвет ассоциируется с чем-то тайным, используемым против других людей:
die schwarze Liste – черный список, список лиц, чем-либо неугодных власти, администрации и т.п., тайно составляемый с тем, чтобы в удобный момент расправиться с ними.
Черный цвет вызывает представление о чем-либо нелегальном, незаконном: schwarz über die Grenze gehen – нелегально переходить границу.
Таким образом, рассмотрев символику цвета в немецкой культуре и языке можно сделать вывод, что цветовой символизм в Германии новой эпохи характеризуется эклектичностью, замещением традиционного содержания цветовых символов новыми ассоциациями и связями. Благодаря этому, цветовая символика из стройной и общедоступной, становится более индивидуализированной, испытывает на себе влияние различных культурных традиций. Великий немецкий писатель Иоганн Вольфганг фон Гете установил шесть основных цветов с образованием двух цветовых треугольников. Его иерархией гармонических взаимосвязей в шестицветном круге до сих пор пользуются во всем мире. А также в этой главе произведен анализ использования цветовых символов в немецком языке.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Очевидна глубокая и неслучайная связь цветовой символики с различными пластами человеческого сознания и общественно-культурной жизни людей. Основные этапы развития цветового символизма: космологический, религиозный и социально-психологический.
Несмотря на то, что, на протяжении человеческой истории содержание цветовых символов претерпело немалые изменения – менялась их трактовка и отношение к ним – ядро цветовой символики оставалось неизменным. Речь идет о той части содержания цветового символа, которая остается даже в том гипотетическом случае, когда цвет лишается всех своих внешних, предметных ассоциаций. Последние зависят от культурных традиций и опыта. Но и без них цвет не лишается своего «первоначального» смысла и не превращается в фикцию. Цвет – не «чистая доска», на которую человек может записать, все что ему вздумается. Цвет вызывает определенные и специфические изменения в психическом мире человека, интерпретация которых порождает то, что мы называем цветовыми ассоциациями и символами, впечатлениями от цвета. Например, красный цвет вызывает возбуждение, именно он, а не мы сами. Возбужденность – его объективное свойство.Можно сказать, что цветовая символика – лишь только верхняя часть айсберга всех тех взаимосвязей и отношений между цветом и человеческой психикой. Основанием его являются объективные законы цветового воздействия на человека.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Базыма Борис Алексеевич, кандидат психологических наук. - Цвет и психика. Монография. Харьков, 2001.
2. Гете И.В. К учению о цвете (хроматика). В: Психология цвета. Сб. Пер. с англ. - М.: “Рефл-бук”, К.: “Ваклер” 1996.
3. Гете И.В. Трактат о цвете. //Избранные сочинения по естествознанию. М., 1957.
4. Кандинский В. О духовном в искусстве. Психология цвета. Сб. Пер. с англ. - М.: “Рефл-бук”, К.: “Ваклер” 1996.
5. Керлот Х.Э. Словарь символов. М., 1994.
6. Козлова Т.В. Цвет в костюме. – М., 1989. – 40 с.
7. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991.
8. Миронова Л.Н. Семантика цвета в эволюции психики человека // Проблема цвета в психологии. – М., 1993. – 207 с. С.172 – 187.
9. Миронова Л.Н. Цвет в изобразительном искусстве. – Мн., 2002. – 151 с.
10. Миронова Л.Н. Цветоведение. Минск, 1984.
11. Николаев С.М. Камни – мифы, легенды, суеверия. Новосибирск, “Наука” Сибирская издательская фирма РАН, 1995.
12. Обухов Я.Л.: Красный цвет, Журнал практического психолога, 1996, № 5.
13. Обухов Я.Л. Образ-рисунок-символ, Журнал практического психолога, 1996, № 4.
14. Обухов Я.Л. Синий цвет, Журнал практического психолога, 1996, № 6.
15. Самарина Л.В. Традиционная этическая культура и цвет (Основные направления и проблемы зарубежных исследований) //Этнографическое обозрение. М., 1992. N 2.
16. Сб. науч. Трудов / Ред. сост. З.Е. Журавлева. - М. - Ижевск: Институт копьютерных исследований, 2004.
17. Сычев Л.П., Сычев В.Л. Китайский костюм. М., 1975.
18. Тэрнер В.У. Проблема цветовой классификации в примитивных культурах (на материале ритуала Ндембу). //Семиотика и искусствометрия. М., 1972.
19. Тэрнер В.У. Символ и ритуал. М., 1983.
20. Фойгт В., Зуккер У. И.В. Гете – естествоиспытатель. Пер. с нем. Киев, 1983.
21. Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. М., 1978.
22. Фрумкина Р.М. Цвет, смысл, сходство. М., 1984.
23. Фрэзер Д. Золотая ветвь. М., 1928.
24. Щуцкий Ю.К. Китайская классическая «Книга перемен». М., 1960.
25. ChevalierJ. / Ghreerbrant, A.: Dictionnaire des symboles, Paris 1974.