ВВЕДЕНИЕ
С древнейших времен отмечается теснейшая связь цвета с психикой, способность его воздействовать на эмоции и физиологические функции человека. Об этом говорят и бесчисленные археологические, а также этнографические раскопки, и данные о ритуальной и военной раскраске первобытных племен, и мифология, фольклор всего мира.
Цвет воздействует на людей по-разному в зависимости от условий, в которых данный цвет воспринимается. Эмоциональное воздействие цвета имеет две главные причины: а) непосредственно физиологическую (возбуждающее или успокаивающее воздействие) б) ассоциации, которые с ним связываются. Но нельзя говорить о ясно выраженном общем эмоциональном характере каждого цвета, поскольку обе причины обуславливаются индивидуальными особенностями каждого человека. Вопрос эмоционального воздействия цвета является очень сложным.
В природе человека заложено стремление к гармонии, к красивым и гармоничным сочетаниям. Эстетика цвета органична всему творческому процессу и вытекает из осмысления людьми окружающей действительности (в частности, природы, которая является неиссякаемым источником цветовых сочетаний).
Цвета и цветовые сочетания по-разному воздействуют на человека. Цвет вызывает у человека разные чувства: возбуждение, покой, равнодушие ощущение холода или тепла. Возможно, что именно из-за эмоционального воздействия человек наделил цвет определенным символическим значением.
С давних времен у того или иного начала складываться определенная гамма цветов, наделенная своим значением. Распространение того или иного цвета зависело от отгружающей среды, темперамента народа, обычаев и традиций, эстетических норм и религиозных воззрений.
Проблемой цвета занимались такие выдающиеся мировые ученые как В. Тэрнер, Х.Э. Керлот, В.Л. Рабинович, Р.М. Фрумкина.
Предметом данного исследования является цвет как символ культуры разных народов.
Объектом является цветовой символизм в немецкой культуре.
Цвет и его гармония с окружающим миром играет важную роль в культуре всех народов, и для того чтобы понять язык того или иного народа необходимо изучить влияние цвета на их культуру и как он символизируется в языке. Этим и определена актуальность выбранной темы.
Целью данной работы является определение тех значений, которые люди на разных этапах развития культуры закладывали в тот или иной цвет. Эта информация даёт представление о том, как менялись представления, и что оставалось константным.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- определить символику цвета у первобытных народов, в странах востока, исламской культуры, в христианской западной Европе, в общественной жизни западной Европы;
- совершить исторический экскурс цветового символизма в немецкой культуре.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. В первой главе, которая называется «Цветовой символизм в истории и культуре человека», говорится о цвете и магии у первобытных народов, символике цвета в странах востока, цветовой символике ислама, символике цвета в христианской западной Европе и о символике цвета в общественной жизни западной Европы. Во второй главе, которая называется «Символика цвета в немецкой культуре», говорится о цветогармонических рядах новой эпохи, цветогармонической системе Гете, а также о цветовом символизме в философских учениях.
Проблема изучения цветовой символики является важной частью изучения связи цвета с психикой. Содержание символа, его происхождение напрямую связаны с событиями жизни людей.
Количество цветовых символов достаточно ограничено так называемыми «основными цветами»: белым, черным, красным, синим, зеленым, желтыми. Данный список может варьироваться в зависимости от конкретной местности и культуры этой местности. До сих пор даже не определены критерии отнесения того или иного цвета к «основным». Данная проблема подробно рассматривается в книге Р.М. Фрумкиной «Цвет, смысл, сходство». [Р.М. Фрумкина 1984]
Б.А. Базыма выделяет три принципа выделения цветовой символики: цвет сам по себе, цветовое сочетание (содержит два и более цвета, которые составляют символическое целое) и соединение цвета и формы. Соединение цвета и формы, представляющие особый тип цветового символа представляет собой символику цветовых форм от абстрактных геометрических фигур для конкретных физических предметов.
Существует также особый тип цветового символа, являющегося языковым, речевым – так называемые «цветовые метафоры». Такие метафоры используется в бытовой и литературной речи (например, «синий чулок»).
Символика цвета имеет длинную историю, начавшуюся в те времена, когда в обиход человека вошли природные краски. С тех пор цветовой символизм прошел большой путь.
Цветовой символизм возникает и существует в тесной взаимосвязи с магией и религией. Цвет рассматривался как атрибут магических и сакральных сил. Даже деление на «черную» и «белую» свидетельствует о важнейшей роли цвета в магических ритуалах. Как показывают археологические и этнографические исследования, мистические представления человека и цветовая символика тесно взаимосвязаны. [Б.А. Базыма 2001: 65-67]
1.1 Цвет и магия у первобытных народов
В наскальной живописи первобытных времен наиболее часто встречающимися являются три цвета – белый, черный и красный. Из этого можно сделать вывод, что именно эти цвета играли особую роль в жизни древних племен. Исследователи чаще всего указывают на то, что эти цвета легче всего добыть.
Английский этнограф В. Тэрнер, собравший огромный материал «цветовой классификации» у первобытных племен, особое внимание уделял южноафриканскому племени Ндэмбу. Наблюдения за их ритуалами и обрядами позволили исследователю подробно описать символические значения «основных» цветов. [В.У. Тэрнер 1983: 125-147]
Наблюдения за обрядами и ритуалами Ндембу, а также беседы с членами племени, позволили В. Тэрнеру подробно описать символические значения трех «основных» цветов в жизни первобытного человека. Ндембу связывают эти цвета с тремя реками (сущностями) одного Бога, который ими представлен. Конкретные символические значения каждого цвета (реки) следующие.
БЕЛЫЙ:
Благо, источник сил и здоровья, чистота, безбедность, сила, отсутствие неудач, слез, смерти, главенство или власть, встреча с духами предков, жизнь, здоровье, зачатие или рождение ребенка, охотничья доблесть, щедрость, поминание духов предков, дружелюбие, поедание пищи, размножение, явность для глаза (ясность, открытость, доступность), возмужание или созревание, омовение, отсутствие насмешек.
В целом, белый цвет означает для Ндембу благо, добро, счастье, развитие. Это обобщенное значение белого универсально для всех первобытных народов, как древности, так и современности. Белый для них - символ бытия, мира, жизни.
Белая краска использовалась в тех магических ритуалах первобытных людей, в которых они обращались к силам добра и жизни или защищались от воздействия злых духов и божеств. Белый цвет привлекал добрых богов, и отпугивал злых. Наиболее важными из этих ритуалов были ритуалы, посвященные рождению, инициации, браку и смерти. Белый цвет использовался и как защитное средство от сглаза и порчи. Злые силы не могли нанести вред человеку, животному или жилищу, если они были помечены белой краской, либо имели амулеты белого цвета. Важную роль играл белый и в ритуале жертвоприношения. Добрым богам и духам стремились приносить в жертву животных белого цвета, либо окрашенных в белое.
Для первобытных людей белый - не только наглядно-чувственный символ, но и понятие, выражающее основные морально-этические принципы поведения. Каковы истоки символики белого у первобытных людей? В. Тэрнер полагает, что корни символики белого (впрочем, как и других основных цветов) следует искать в психобиологическом опыте человека. Несомненна связь белого цвета с двумя важнейшими жидкостями (тканями) человеческого организма - семенной и молочной, которые считались древними людьми священными. Вспомним, что Ндембу трактуют белый в качестве одной из рек верховного божества. Семенная и молочная жидкости лежат в основе жизни человека, являясь теми началами, от которых первобытный человек вел отсчет своего существования и поэтому их цвет получил значения блага, жизни, здоровья и т.п. Кроме этого, белый - свет, день, когда человек наиболее активен и деятелен, когда он воспринимает окружающее ясно и отчетливо. Оптически, белый - эталон чистоты, противоположность хаоса и грязи и поэтому служит образцом чистоты мыслей и поведения. Таковы основные психобиологические источники символики белого цвета, позволяющие понять его магическое значение в жизни первобытного человека. [В.У. Тэрнер 1983: 150-168]
Вторым важнейшим цветом в жизни первобытных людей был черный цвет. Если белый означал свет, то черный – мрак, если белый – жизнь, то черный – смерть, белый – чистота и порядок, черный – грязь и хаос. Тем самым, черный - антипод белого. Оптически, контраст белого и черного наиболее сильный; также контрастны и символические значения этих двух цветов. Белый и черный относятся к дуальным символам и, как отмечает Х.Э. Керлот (1994), подобно всем дуальным формулам имеют непосредственную связь с великим мифом о Близнецах. Члены дуальной пары (люди, животные, растения и т.д.) имеют противоположную окраску, что отражает противопоставление двух миров. [Х.Э. Керлот 1994: 65-70]
Для примера, приведем наиболее важные символические значения черного цвета для Ндембу:
1.Зло, дурные вещи;
2.Отсутствие удачи, чистоты;
3.Страдание;
4.Болезни;
5.Ведовство и колдовство;
6.Смерть (в том числе и ритуальную);
7.Половое влечение;
8.Ночь, тьма.
Черный – антитезис белого, противоположная сторона жизни. Все самое негативное в жизни первобытных людей выражал черный. Злые силы, враждебные человеку, в представлениях древних имели черный цвет. В отличие от «белой» «черная магия» апеллирует к силам зла, и приводит человека к гибели и проклятию.