И все же, несмотря на успехи науки, экономический рост, некоторое улучшение положения рабочих и постепенную демократизацию общества, в духовной жизни появились тревожные признаки кризиса. Его олицетворяли люди, погруженные в повседневные заботы и борьбу за выживание, переставшие чувствовать себя творцами истории и ощущавшие духовную опустошенность. Поэтому наряду с верой в торжество науки и разума, надеждой на воплощение идеалов в действительность к концу века в европейской культуре усилились иррационалистические тенденции, связанные с отрицательными оценками современности. Эти тенденции нашли свое преломление, в частности, в философии С. Кьеркегора, А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, художественном творчестве романтиков и символистов.
1.2 Художественная культура XIX в.
Художественная культура XIX в. сыграла огромную роль в утверждении гуманистических идеалов европейского общества. Искусство (и в первую очередь литература) взяло на себя великую миссию нравственного и духовного совершенствования людей. Творчество наиболее ярких писателей, художников, музыкантов, будоража умы и сердца современников, подводило общественное сознание к идее уважения прав и свобод индивида, его человеческого достоинства, призванной стать естественным регулятивом социального поведения.
Критический взгляд на современности сочетался в искусстве XIX в. с верой в грядущее торжество справедливости и свободы. Преодолевая односторонность рационализма XVIII в., писатели и художники сумели представить человека как целостную личность, часто делая при этом акцент на роли индивидуального начала и эмоциональной стороны его духовной жизни. Искусство интересовали общественная, частная жизнь, природа, внутренний мир человека, его впечатления и оценка действительности. Во всем многообразии раскрылись индивидуальные особенности творческой манеры художников.
Исследуя искусство XIX в., можно выделить несколько преобладавших в разное время художественных стилей и направлений: романтизм, реализм, символизм, импрессионизм (и постимпрессионизм).
Романтизм. Это идейно-художественное движение, расцвет которого пришелся на первую половину XIX в., отразило неудовлетворенность радикально настроенных слоев общества буржуазной действительностью. Романтики чувствовали, что капиталистический способ производства формирует «частичного» человека, у которого утрачивается интегральное мировосприятие и целостность личности. Они восставали также против утилитаризма, сквозь призму которого смотрел на мир обыватель-буржуа, против однообразия обыденной жизни, уводившей, по их мнению, человека от его подлинного бытия. Обывателю романтики противопоставили образ художника-творца, яркой и до конца не постигаемой индивидуальности. Герои их произведений – незаурядные личности, бунтари, презирающие условности и догмы общества. В их сердцах кипят сильные страсти, они действуют, как правило, в необычной обстановке. Романтики отстаивали идею универсальности, многоплановости человека, воспевали достоинство личности, абсолютизируя при этом ее субъективность и уникальность.
Главная ценность для романтиков – свобода, но достичь ее, с их точки зрения, можно только во внутреннем мире личности. Поэтические строки Шиллера выражают сущность романтического видения мира:
Нет на карте той страны счастливой, Где цветет златой свободы цвет. Зим не знают, зеленеют нивы, Вечно свеж и молод человек. Заключись в святом уединеньи, В мире сердца, чуждом суеты. Красота цветет лишь в песнопенье, А свобода – в области мечты.
Романтизм не был однородным художественным стилем. В нем можно выделить революционно-демократическое течение (поэты Д. Байрон, П. Шелли, прозаик В. Гюго, художник Э. Делакруа), для которого характерна героика протеста, а часто и прямой призыв к борьбе за свободу. Однако у ряда романтиков (прежде всего, немецких) преобладало неверие в возможность переустройства общества и связанное с этим стремление создать особое эстетически возвышенное измерение сущего, ускользнуть от реальности в далекое прошлое или будущее, в мир идеализированной природы, мифов или собственных фантастических образов (писатель Э. Гофман, поэт И. Гёльдерлин, художники К. Фридрих, Ф. Рунге).
Эмоционально-индивидуалистическое, субъективистское видение мира, характерное для романтизма, являлось антиподом рационалистическому мировоззрению. Поэтому неудивительно, что художественное творчество романтиков развертывалось в борьбе с эстетическими принципами представителей неоклассицизма.
Романтизм как художественное направление складывался в конце XVIII – первой половине XIX в., прежде всего, в литературе (У. Блейк, И. Шиллер, Ф. Гёльдерлин, Э. Гофман, Г. фон Клейст, Л. Тик, Д. Байрон, В. Гюго, Э. По).
Доминирующей темой произведений романтиков стал конфликт между героем и окружающим миром, между идеалом и реальностью. Отвергая принципы классицизма, они создавали новые литературные жанры (романтическая драма, поэма, стиравшая границы эпоса и лирики, исторический роман, сказки лирико-философского и фантастического характера). Романтики, проявляя неподдельный интерес к фольклору, подняли его образцы на уровень высокой культуры, создав первые сборники обработанных народных песен и сказок (братья Я. и В. Гримм). Для их произведений характерны национальный колорит, интерес к историческим и философским темам, причудливость композиции, метафоричность языка, использование иронии и гротеска, идеализация образов.
Романтизм особенно ярко проявился в области музыкального искусства. Благодаря особому свойству глубоко раскрывать мир возвышенных человеческих чувств и переживаний, музыка была поставлена романтической эстетикой едва ли не на первое место среди других искусств. Произведения многих композиторов-романтиков проникнуты драматизмом, пафосом борьбы за освобождение человека (поздние произведения Л. ван Бетховена, сочинения Ф. Шопена, Р. Шумана). Интерес к народной музыке привел к расцвету народно-бытовой оперы, развитию баллады, песни, танца (Ф. Шуберт, Ф. Лист). В музыке романтиков проявились также элементы фантастичности, гротеска (произведения Р. Вагнера на мифологические сюжеты, симфонии Г. Берлиоза), тоска о недосягаемо прекрасном мире, восхищение красотой природы (Э. Григ). Особое внимание романтиков к внутреннему миру человека отразилось в поиске новых средств эмоциональной выразительности. В их произведениях удивительным образом сочетались широкий размах, героический пафос и камерность, интимность.
Идеалы романтизма нашли свое воплощение и в живописи. У истоков живописного романтизма находился бонапартист Лнтуан Жан Гро («Наполеон в госпитале чумных в Яффе»), Черты героического романтизма и реализма соединялись в творчестве Франсиско Гойи («Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года»). Наиболее ярко особенности возвышенного стиля, во многом противостоявшего канонам неоклассицизма, выразили Эжен Делакруа, Теодор Жерико, Уильям Тёрнер. Свобода ассоциировалась у французских и английских романтиков с бурным движением и борьбой, а не с величавым покоем, как в классицизме.
Динамизм живописных образов достигался отличными от классицизма приемами: обращением к особым сюжетам (битвы, бури, кораблекрушения, скачущие лошади), свободной, асимметричной композицией, нечетким, «размытым» рисунком (Т. Жерико «Бег свободных лошадей», «Плот «Медузы»). Презрение романтиков ко всему будничному делало понятной их любовь к экзотическим сюжетам (Восток, средние века), причудливым пейзажам (К. Фридрих «Меловые скалы на острове Рюген»). На их полотнах человек переносился из обыденного мира в идеализированную или героизированную реальность. Это ощущение усиливалось с помощью уходящей в глубину и как бы незаконченной композиции (Э. Делакруа «Свобода, ведущая народ»), а также посредством соответствующего фона картины, который, например, у немецких художников вызывает ощущение космического спокойствия, бесконечно-вечной дали (пейзажи К. Фридриха). Живопись романтиков отличалась от стиля работ классицистов преобладанием цвета над линией, насыщенным колоритом, который органично дополнялся контрастом света и тени, широким использованием полутонов и рефлексов. В их полотнах так же, как и в картинах художников барокко, цвет становится основным средством моделирования изображаемых фигур и других элементов композиции.
Реализм. Появившись в прозе и поэзии 1830–40-х гг., это художественное направление заняло господствующее положение в культуре середины XIX в. Особенности реализма в первую очередь проявились в литературе. Реалисты продолжили начатую романтиками критику утилитаризма и бездуховности буржуазной цивилизации, поэтому их назвали критическими реалистами. В отличие от романтизма данное направление в корне преображало рационалистические установки новоевропейской культуры. Его представители считали главной задачей искусства объективное и всестороннее отражение действительности. Но их произведения не были простой копией реальности. Правдиво изображая самые разные, в том числе и непригляд- вые, стороны жизни, реалисты раскрывали в фактах глубинную основу человеческого бытия, призывая к нравственному возвышению личности, к изменению социальной действительности. Эта черта ярко проявилась в творчестве писателей Ч. Диккенса, Ф. Стендаля, О. де Бальзака, Г. Флобера, У. Теккерея. Отказываясь от приукрашивания жизни, они развенчивали многие иллюзии общественного сознания и утопические идеалы, подорванные поражением Великой французской революции.
И в реалистической живописи на первое место ставился принцип типизации. Через индивидуальные образы они показывали типичные характеры и ситуации, высвечивали обострившиеся социальные проблемы и противоречия своего времени.
Стремлению к объективному отображению реальности соответствовали и специфические для реализма средства художественного выражения: обращение к современным сюжетам, культ простоты и непосредственности, правдоподобие, жизненная правда даже в мельчайших деталях.