Предтечами символизма в литературе стали французские поэты С. Малларме и Ш. Бодлер сборник стихов которого «Цветы зла» можно считать первым художественным образцом нового стиля. К числу наиболее известных представителей этого направления принадлежали также поэты П. Верлен, П. Валери, А. Рембо, писатели Ш. Гюисманс, О. Уайльд, Г. Ибсен. Их целью было создание особого символического языка, в котором звуко-образное начало слова имело бы самостоятельное значение. Символисты считали, что наиболее совершенным и синтетичным по своей природе способом освоения мира является поэзия – интеллектуальный и одновременно насыщенный образностью и музыкальностью жанр, способный передать глубинные интуитивные переживания. Приведем в качестве примера стихотворение французского поэта Поля Верлена «Песня без слов»: Сердце исходит слезами,
Словно холодная туча...
Сковано тяжкими снами,
Сердце исходит слезами.
Льются мелодией ноты
Шелеста, шума, журчанья,
В сердце под игом дремоты
Льются дождливые ноты...
Только не горем томимо
Плачет, а жизнью наскуча,
Ядом измен не язвимо,
Мерным биеньем томимо.
Разве не хуже мучений
Эта тоска без названья?
Жить без борьбы и влечений
Разве не хуже мучений?
Символизм нашел свое яркое выражение и в живописи. Обращаясь к вечности, художники-символисты сознательно отходили от изображения современности, вообще от исторической конкретики, рассматривая художественные образы различных эпох, сюжеты из религиозных представлений и античных мифов и Библии как символы универсальных вневременных идей (П. де Шаванн цикл панно «Жизнь Святой Женевьевы», «Видение античности», Г. Моро «Эдип и Сфинкс», «Явление»). Этим объясняются характерные для работ символистов условность пространства и времени, причудливость рисунка и формы или их «размытость» (А. Бёклин «Остров мертвых»), отсутствие полутонов и светотени, блеклость красок (А. Муха «Изумруд»), «Внемирность» происходящего на картине выражается и через «застывшее» движение, уподобление фигур статуям (М. Дени «Зеленый берег моря»).
Художники-символисты отдавались на волю воображения. При этом созданные фантазией образы часто выписывались как бы в реалистической манере (этот прием позже позаимствовали сюрреалисты). Мистическую направленность символической живописи наиболее ярко выразил О. Редон. Его картины населены фантастическими существами и образами («Циклон», «Красная сфера», «Красный сфинкс»). Эти картины, сполна реализуют принцип символизма о недосказанности, непрозрачности бытия по ту сторону символа.
Мистическое творчество символистов наполнило тревогой духовную атмосферу Европы конца XIX – начала XX в., став своеобразной реакцией на утилитаризм, материализм и зародившийся техницизм буржуазной цивилизации. Их искусство впервые продемонстировало кризис интеллектуальных традиций и рационалистических установок, унаследованных из культуры Нового времени.
Завершая разговор о культурных и цивилизационных сдвигах, произошедших в XIX в., необходимо подчеркнуть тот факт, что они сочетали в себе как тенденции к прогрессу (продолжавшаяся промышленная революция, технические нововведения, рост научного знания, расширение границ политической свободы, творческий подъем в сфере искусства), так и симптомы социального и духовного кризиса, издержки техногенного развития общества, которые стали вполне очевидны уже в XX в.
Список использованных источников
1. Ширшов И.Е. Культурология – теория и история культуры: учебное пособие / Ширшов И.Е. – Мн.: Экоперспектива 2010.
2. Эренгросс Б.А. Культурология. Учебник для вузов / Б.А. Эренгросс, Р.Г. Апресян, Е. Ботвинник – М.: Оникс, 2007.
3. Драч Г.В., Матяш Т.П. Культурология. Краткий тематический словарь – М.: «Феникс», 2001.
4. Культурология. Учебное пособие Под редакцией А. А. Радугина – М., 2001.