Формы символов различны, например жесты — позы или телодвижения, которые обладают социальной значимостью. Если в знак отрицания русские качают головой, то жители Адмиралтейских островов для выражения негативной реакции быстро касаются носа пальцем правой руки, а турки демонстрируют отрицательное отношение к сказанному, откидывая голову назад и прищелкивая языком; ясно, что в европейской культурной среде эти жесты будут истолкованы неправильно. Такие предметы, как флаги, картины, иконы, эмблемы и форменная одежда, также приобретают функцию социальных символов.
Самые важные символы содержатся в языке — социально структурированной системе звуковых образов (слов и предложений) с конкретным и неоднозначным смыслом. Язык — это краеугольный камень любой культуры. Это главное средство, с помощью которого люди передают друг другу идеи, информацию, взгляды и эмоции. Это основной способ для человечества создавать культуру и передавать ее из поколения в поколение.
2. Функции культуры
Как комплекс всех перечисленных элементов культура выполняет в обществе ряд важных функций. Первая и, по мнению многих исследователей, главная функция культуры — коммуникативная. Культура — это универсальная система общения людей на всех уровнях, от межиндивидуального до уровня поколений. Посредством нашей национальной культуры, к примеру, через классическую литературу, мы продолжаем и сейчас общаться с поколениями Пушкина и Блока.
Еще одна функция культуры — прогностическая. Поскольку культура предполагает определенные модели поведения и ценности, то исходя из требований культуры можно предсказать, как поведет себя средний носитель этой культуры в той или иной жизненной ситуации. Общение с другими людьми было бы очень затруднено и даже невозможно, если бы мы не могли хотя бы приблизительно прогнозировать их поступки, ответные реакции и т.д. Культура играет у человека ту же роль, что у животных — инстинкт. В отличие от животных, поведение которых целиком инстинктивно, человек не обладает врожденными моделями поведения. Он научается им, воспитываясь в культуре. В рамках одной и той же культуры индивиды приобретают сходные модели поведения и знают, чего можно ожидать друг от друга.
Третья функция культуры — идентификационная. Культура дает возможность индивиду ощутить свою принадлежность к группе через общие с ней ценности, символы, модели поведения и т.д. На основании общих ценностей возникает эмоциональная связь, объединяющая членов единой группы. Например, принадлежность к религиозной общности мусульман вызывает чувство сопричастности определенным традициям и чуждости другим.
Наконец, четвертая функция — адаптационная. По мнению американского антрополога К. Клакхона, культура позволяет индивиду адаптироваться к своему окружению, помогая ему решать проблемы выживания. Так, например, эскимосы из-за отсутствия древесины научились строить себе жилища из снега, а окна делать из льда. Американские индейцы, жившие в лесах, поражают европейцев умением ориентироваться в лесу, выслеживать зверей по следу, обнаруживать опасность по отдаленным невидимым признакам. Благодаря контакту с другими культурами человеческие общества находят новые способы адаптации к трудной для проживания среде. Так, для народов Севера важнейшим средством адаптации стала авиация, для индейских племен — огнестрельное оружие. И наоборот, представители западной цивилизации, попадая в условия дикой природы, заимствуют у аборигенов некоторые адаптационные навыки.
3. Единство и разнообразие культур
3.1 Культурные универсалии
Большим достоинством культуры является то, что она позволяет людям преодолевать замедленность генетической эволюции. Модели поведения, генетически присущие организму, не дают возможности быстро приспосабливаться к меняющимся условиям. Что касается изменений в культуре, то они могут происходить достаточно быстро. Некоторые социологи даже утверждают, что культурная эволюция возобладала над биологической эволюцией как главным источником изменений в поведении человека. Генетические программы больше не осуществляют жесткое управление функциями человеческого мозга. Вместо этого гены сделали возможным создание мозга, допускающего гибкий репертуар реакций. С возрастанием уровня культуры развивается и ее биологическая матрица. Тот факт, что культура во все большей степени узурпирует функции природы как главной движущей силы в развитии человечества, имеет последствия как для единства, так и разнообразия культур.
Хотя культура предоставляет ориентиры повседневной жизни — план или карту жизнедеятельности, эти ориентиры у разных обществ часто различны. То, что в одних обществах рекомендуется или является обязательным, в других не рекомендуется и запрещается; «хорошее» и «желательное» у одного народа рассматривается как «плохое» и «нежелательное» у другого. Но следует ли делать из этого вывод, что культуры различаются во всех отношениях и, следовательно, их не стоит и сравнивать? Или, поставив вопрос иначе, можем ли мы говорить о культурных универсалиях — типовых и повторяющихся аспектах жизни, которые проявляются во всех известных обществах?
Такие общие знаменатели, или культурные константы, на самом деле существуют. Причину найти несложно. Все люди сталкиваются с проблемами, во многом одинаковыми. Они должны обеспечивать себе средства к существованию, готовить детей к жизни в обществе, справляться с невзгодами, иметь дело с людьми, отклоняющимися от нормы, устраивать свою семейную жизнь и т.д. Культура является определяющей для решения проблем, поставленных биологией человека и общими закономерностями его существования.
Джордж Мердок и его коллеги в Йельском университете разработали классификацию компонентов культуры, имеющих универсальное применение. Всего в ней содержится 88 общих поведенческих категорий, присутствующих во всех культурах, в том числе «поиск пропитания», «одежда», «место обитания», «имущество», «поездки и перевозки», «изобразительные искусства», «социальная стратификация», «родственные связи», «политическое поведение», «смерть», «вероисповедание», «младенчество и детство». Эти 88 универсалий подразделяются на дополнительные категории. Например, «похоронные обряды» всегда включают в себя выражение скорби, средства для погребения покойника и ритуалы для определения отношений между умершими и живыми. Однако следует подчеркнуть, что в универсальных компонентах никогда не указываются конкретные детали реального поведения. Универсалии относятся к широким, всеобъемлющим категориям, а не к конкретике культуры. Например, семейные формы жизни можно найти во всех культурах, но некоторые общества предпочитают моногамию (один супруг), другие полиандрию (несколько мужей), а третьи полигинию (многоженство).
3.2 Культурная интеграция
Элементы, составляющие культуру, как правило, представляют собой согласованное и сбалансированное целое. Однако идеальная интеграция недостижима по той простой причине, что исторические события постоянно оказывают влияние на культуру. Кроме того, недостаточно просто иметь представление о характерных чертах той или иной культуры. Две культуры могут иметь идентичные наборы элементов и все же существенно различаться. Необходимо знать, как взаимосвязаны различные культурные ингредиенты.
Здесь полезно воспользоваться аналогией. Возьмем, например, последовательность из трех музыкальных тонов разной высоты С, Е и О. Знание этой информации не позволяет предугадать впечатление, которое может создать воспроизведение этих тонов, — нужно знать, как они соотносятся, т.е. в каком порядке они будут воспроизводиться? Какова будет длительность каждого из них? Как будет распределяться акцентирование? На каком именно инструменте их будут играть — рожке, пианино или скрипке?
В прошлом многие антропологи ошибочно считали, что культура имеет настолько непрочные связи между своими компонентами, что основная задача ее анализа состоит просто в выделении ее различных элементов. Они изображали культуру в виде обрезков и лоскутов, которые каким-то образом сосуществовали. Но постепенно социологи осознали, что элементы культуры представляют собой плотно переплетенную ткань, в которой изменение в одной части сказывается на других частях и имеет последствия для всего целого. Поэтому при проникновении какого-то элемента культуры из одного общества в другое он подвергается модификации. Иногда модификация элемента культуры может приобрести форму синкретизма — слияния или смешивания со сходным элементом в другой культуре. Примерами могут послужить многие языческие праздники, интегрированные в христианскую культуру на Руси.
3.3 Этноцентризм
Обычаи, присущие той или иной стране, нации, социальной группе, настолько глубоко укореняются в нашем сознании, что кажутся второй натурой. Кроме того, трудно представить себе другой жизненный уклад. Антрополог Ральф Линтон писал:
«В течение большей части своей истории человек лишь смутно осознавал наличие культуры, и то благодаря различиям в обычаях своего общества и общества других людей, с которыми он случайно сталкивался».
Поэтому неудивительно, что о поведении других групп мы судим исходя из норм собственной культуры. Этот феномен социологи называют этноцентризмом — позицию, «при которой собственная группа рассматривается как центр мироздания, а все прочие оцениваются как имеющие к ней определенное отношение».
Именно этноцентризм побудил китайского императора Чень Луна отправить английскому королю Георгу III следующее послание в ответ на предложение последнего установить между обеими нациями торговые связи:
«Наша Небесная империя обладает всем в изобилии и не имеет недостатка в продукции в пределах своих границ. Поэтому нет необходимости ввозить изделия варваров из-за рубежа в обмен на нашу собственную продукцию. Однако поскольку без чая, шелка и фарфора, которые производятся в Небесной империи, европейские нации и Баша страна обойтись не могут, мы разрешили в знак расположения снабжать иностранные торговые дома [в Кантоне] и, таким образом, дать Вашей стране возможность воспользоваться нашей добротой... Как может лично убедиться Ваш посол, у нас есть все. Для меня не представляют ценности необычные или хитроумные приспособления, и я не нуждаюсь в товарах Вашей страны... Я не забываю об одиночестве и удаленности Вашего острова, отрезанного от остального мира морскими просторами, и не обращаю внимания на простительное незнание обычаев Небесной империи. В связи с этим я приказал своему министру просветить Вашего посла по этому предмету».