Смекни!
smekni.com

Культура: компоненты, функции, единство и разнообразие культур (стр. 3 из 3)

Проявления этноцентризма можно обнаружить в семьях, племенах, нациях, колледжах, братствах, бизнесе, церквях и политических партиях. Сознание принадлежности к «лучшим людям» служит своего рода социальным клеем, связывающим людей. Чувство групповой гордости, принадлежности и коллективного самосознания способствует росту солидарности и стабильности. Однако в то же время эти чувства порождают межгрупповые конфликты.

Итак, этноцентризм влияет двояким образом: он укрепляет ощущение единства, преодолевая противоречия внутри группы и объединяя людей, даже если они разделены экономическими конфликтами и социальным неравенством, и одновременно отдаляет людей друг от друга, усиливая их неприязнь к другим группам и общностям.

3.4 Культурный релятивизм

Этноцентризм препятствует научному исследованию культуры. Мы не сможем понять поведение других народов, если будем интерпретировать его в контексте собственных ценностей, убеждений и мотивов. Вместо этого мы должны рассматривать их поведение в свете присущих им ценностей, убеждений и. мотивов. При таком подходе, который носит название «культурный релятивизм», поведение народа рассматривается с точки зрения его собственной культуры. В противовес этноцентризму культурный релятивизм разделяет свободный от оценочных суждений или нейтральный подход, предложенный М. Вебером.

С точки зрения культурного релятивизма неважно, является определенный обычай нравственным или нет, значение имеет та роль, которую он играет в жизни народа.

Например, у некоторых инуитских народностей немощных стариков оставляют умирать на холоде. Социологи не оценивают эту практику с точки зрения своего общества, а исследуют ее в контексте инуитской культуры, где такое поведение считается гуманной мерой. Инуиты верят, что в загробном мире у людей будет такое же тело, как и в земной жизни. Поэтому они считают, что, поступая таким образом, они сводят к минимуму страдания, которые будут испытывать их близкие в загробном мире. Кроме того, социологи отмечают, что такая практика применяется у народа, жизнь которого полна риска и опасностей, отличается дефицитом ресурсов и поэтому необходимо ограничение численности иждивенцев.

3.5 Аккультурация

Этим термином принято называть процесс усвоения индивидом чужой культуры в результате эмиграции в другую страну или привнесения чужеродных культурных влияний в его собственную среду. Например, индустриальная западная культура радикально изменила культуру американских индейцев, а русские эмигранты первой волны и их дети вполне освоились в европейской культуре и внесли в нее свой вклад. Иногда может иметь место взаимовлияние двух культур с различной ориентацией. Культура организации труда, принятая в Японии, проникла в западный мир, тогда как потребительская культура западных стран распространилась в азиатских странах.

3.6 Субкультуры и контркультуры

Разнообразие культур можно наблюдать и внутри общества. Во многих современных странах члены некоторых групп принимают участие в основной культуре общества, одновременно разделяя ряд уникальных ценностей, норм, традиций и жизненных укладов. Эти особые образцы культуры называются субкультурой. В России существует множество субкультур, которые находят выражение в различных религиозных, расовых, этнических, профессиональных и возрастных группах.

Характерным примером является религиозная секта «Свидетели Иеговы», возникшая во второй половине XIX в. в США. Ее основатель Ч. Русседь предвещал близость прихода Иисуса Христа и гибель всех, за исключением иеговистов, в последней битве между Христом и сатаной — Армагеддоне. Для членов секты характерны отрицание веры в загробную жизнь, Троицу. Христос, по их представлениям, просто выполняет волю Иеговы. Руководство секты строго централизовано. Ее центр находится в Бруклине (США). Секта располагает хорошо организованным пропагандистским. аппаратом, публикует журналы, рекламные листки. Поощряется миссионерство. Членам секты запрещается служба в армии, в больницах они отказываются от переливания крови. Они занимаются толкованием Библии и делят мир на «своих» и «чужих», т.е. не познавших учения свидетелей Иеговы. Они не только не стыдятся своего несоответствия «мирским стандартам», а даже гордятся тем, что они «особый народ».

Молодежная культура — еще один пример субкультуры. По причинам, восходящим к экономике и образованию, в современном обществе сложились условия, благоприятные для развития уникальных моделей молодежной культуры. Эти модели проявляются в увлечениях магнитофонными записями, звездами эстрады, украшениями и прическами и т.п., а также своеобразным жаргоном. Высокий приоритет имеют также стандарты, касающиеся атрибутов мужественности и женственности. Для юношей важными признаками мужественности являются физическая сноровка, спортивная подготовка, сексуальные победы, готовность пойти на риск, отвага перед лицом агрессии и стремление защитить свою честь любой ценой. У девушек самыми завидными качествами считаются физическая привлекательность, жизнерадостность, способность тонко манипулировать различными типами межличностных отношений и умение контролировать ситуации, связанные с сексом.

Иногда нормы, ценности и образ жизни в субкультуре приходят в ощутимое противоречие с нормами, ценностями и стилем жизни всего общества, образуя контркультуру. Контркультура отвергает многие из поведенческих стандартов и правил, имеющих силу в доминирующей культуре. Ориентация на «раскованность» у некоторой части молодежи западных стран в начале 70-х годов имела довольно много контркультурных обертонов. Молодые люди подвергали сомнению легитимность истеблишмента, отвергали этику упорного труда, свойственную старшим, искали новые ощущения в наркотиках и «выпадали» из образа жизни среднего класса. Другими примерами групп, принадлежащих к контркультуре, могут служить преступные шайки, сатанинские культы, правые и левые экстремисты.

3.7 Глобализация культуры

Термин «глобализация» означает установление в масштабах мира культурных связей глобального характера, разрушение самоизоляции отдельных традиционных культур и многократное усиление их взаимовлияния и взаимопроникновения. Причинами глобализации культуры являются рост экономических связей между странами и континентами, нарастающая доступность туристических поездок в другие страны, возможности телевидения, компьютерной сети, прессы и т.д. Этот безусловно позитивный процесс несет в себе и негативные моменты. Они сводятся к появлению на рынке стандартной культурной продукции, распространяемой по всему миру. Где бы мы ни находились, сообщения, которые мы получаем, телевизионные программы или фильмы, которые мы смотрим, и компьютерные программы, которые мы используем, в большинстве своем берут свое начало в гигантских промышленных объединениях США, Европы или Японии. Эти экономические группы ведут друг с другом борьбу за контроль над выпускаемой продукцией, за рынки сбыта и за приоритет в распространении информации, фильмов, книг и игр.

Глобализация культуры, проистекающая из глобализации отношений, — объективный процесс. Задача каждой национальной культуры — внести в него свой посильный вклад, обогатив тем самым мировую культуру, и самой приобщиться к общечеловеческим ценностям, но мировое сообщество должно постоянно контролировать этот процесс, предотвращая его коммерциализацию и субъективизацию.

Список литературы

1. Гидденс Э. Социология. М., 1999.

2. Истин Л.Г. Социология культуры. М., 1996.

3. Клакхон К.К.М. Зеркало для человека. Введение в антропологию. СПб., 1998.

4. Культурология. XX век: Словарь. СПб., 1997.

5. Радугин А.А. Социология. Курс лекции. – М.: Центр, 2000.

6. Кравченко А.И. Социология: Учебник для студента. – М.: Логос, 1999.

7. Пича В.М. Соціологія: Загальний курс. – Київ: Каравела, 2000.

8. Соціологія. Посібник для студентів. За ред. В. Городяненко. – Київ: Академія, 1999ю

9. Социология: Наука обобществе. Под ред. В. Андрущенко. Харьков, 1999.