Смекни!
smekni.com

Культурология – основа гуманитарного познания (стр. 3 из 3)

Не предназначено ли пограничной Беларуси укреплять транзитные культурные связи "поверх границ" между нациями-государствами Средней Европы в более широком масштабе? Уже сегодня наша страна становится важным транзитным звеном на центрально-европейской оси межкультурных и межцивилизационных коммуникаций. Беларусь, Украина, Прибалтика - "передняя" Средней Европы, одновременно замыкающая "апартаменты" России; Польша, Словакия, Чехия - "коридор" в Западную Европу.

Геополитический, геоэкономический, геокультурный "шельф" Средней Европы исторически служил местом драматической развязки сложных проблем Европейско-Евразийского суперрегиона. Прежде всего, на пространстве глобальной индоевропейской цивилизации, очевидно, будут решаться сложные дилеммы третьего тысячелетия.

1.2 Культурология и ментология

Сегодня с культурологией размежевывается и устанавливает прочные методологические связи новая система наук о ментальных основаниях самосохранения и саморазвития культур и цивилизаций - ментология, в своей основе - теория и история менталъности. Как и культурология, ментология подразделяется на теоретическую и прикладную. Теоретическую ментологию представляют философская ментология, теория и история ментальности; прикладную - экономическая, политическая, художественная, религиозная ментологии.

В трудах американского ученого Э. Сепира в рамках гуманитарной антропологии был разработан ментологический подход к исследованию культуры:". большие группы людей повсеместно обнаруживают тенденцию думать и действовать согласно с некоторыми установленными и почти что инстинктивными формами, причем данные формы для этих людей в значительной мере специфичны. Достаточно знать, что на деле нации. несут на себе - в мыслях и в действиях их представителей - отпечаток "литейной формы", некоторой матрицы". В культуре следы и формообразующие действия этой матрицы "выражены с наибольшей рельефностью. На практике национальную культуру иногда удобно отождествлять с духом нации". Положительное качество культуры, по его представлению, предопределяется соответственно преимуществами, достоинствами определенного народа. Последние проистекают из ритмической конфигурации его души, внутреннего чувства формы, чувства стиля, проецируемых на социальное поведение, специфические способы организации социального пространства и времени, особенности художественного и интеллектуального творчества, а также, добавим, на избираемые направления проектирования и практического совершенствования конкретного социально-экономического и политического строя.

Культурология (теория и история культуры) и ментология (теория и история ментальности) совместно с гуманитарной антропологией в рамках единой системы наука-образование посредством своих слагаемых (промежуточных наук, дисциплин) формируют сложный модульный каркас всего научного и дисциплинарного знания об общественных процессах, в котором на первый план выдвигается исследование экономики как "культурно-деловой сферы" (П. Верхан). Эти три меганауки, в частности, указывают на то, что совершенствуемые (общенациональные культурные и хозяйственные системы исторически развиваются в направлении роста разнообразия. Создать оптимальный общественный строй в определенной стране можно лишь при условии приведения его в полное соответствие с душевно-духовным строем и культурным оснащением живущего в данной стране народа, его национальным характером, социально-экономическим и политическим (мононациональными или межнациональными) менталитетами, общей ментальностью.

Список использованных источников

1. Драч Г.В., Матяш Т.П. Культурология. Краткий тематический словарь - М.: "Феникс", 2001.

2. Ширшов И.Е. Культурология - теория и история культуры: учебное пособие / Ширшов И.Е. - Мн.: Экоперспектива 2010.

3. Эренгросс Б.А. Культурология. Учебник для вузов / Б.А. Эренгросс, Р.Г. Апресян, Е. Ботвинник - М.: Оникс, 2007.

4. Культурология. Учебное пособие Под редакцией А.А. Радугина - М., 2001.