С другой стороны, покойник, которому воздавали поклонение, являлся божеством-покровителем. Он любил тех, кто приносил ему пищу. Чтобы помогать им, он продолжал принимать участие в человеческих делах и часто играл в них заметную роль. К нему обращались с мольбами, просили его поддержки и милости.
10. Свободное время римлян
"Отдых – после дел" - говорила латинская пословица. Свободным временем римляне пользовались по-разному. Люди образованные, с высокими духовными интересами посвящали себя науке или литературе, не считая это "делами", а рассматривали как досуг, как "отдохновение духа". Так что отдыхать для римлян отнюдь не значило ничего не делать.
Выбор занятий был широкий: спорт, охота, беседы и особенно посещение зрелищ. Зрелищ было много, и каждый мог отыскать то, которое ему больше всего по душе: театр, бои гладиаторов, гонки на колесницах, выступления акробатов или показ экзотических зверей.
Посещение различных общественных зрелищ составляло главное удовольствие римлянина; ему римляне предавались с такой страстью, что не только мужчины, но и даже женщины и дети присутствовали на зрелищах; всадники, сенаторы и, наконец, даже императоры принимали в них деятельное участие. Из сценических представлений римляне любили более всего комедию, но еще более привлекали их игры в цирке и в амфитеатре, которые своими ужасными сценами много содействовали нравственному огрубению римского населения.
Кроме упомянутых общественных зрелищ римляне любили также разные игры, в особенности игру в мяч, в кости, и игру похожую на современные шашки или шахматы. Игра в мяч (pilaludere, lususpilarum) была самой любимой и представляла собой хорошее телесное упражнение не только для детей, но и для взрослых. В нее играли на общественных площадях, в особенности на Марсовом поле, в особых залах, находившихся при банях, а также и в других местах. Игра в кости (alealudere) издавна была любимой забавой. При ней употреблялись: tali – бабки и tesserae кубики.
Публичные чтения, а затем обсуждения поэтических сочинений со временем стали неотъемлемой приметой культурного быта в период Римской империи. Встречи эти слушателей с поэтами проходили в термах, в портиках, в библиотеке при храме Аполлона или же в частных домах. Устраивали их главным образом в те месяцы, когда было много праздничных дней, связанных со зрелищами: в апреле, июле или августе. Позднее и ораторы стали выступать с речами перед публикой. Декламация речи или стихов затягивалась подчас на несколько дней.
Любимым местом отдыха и развлечений римлян являлись общественные бани — термы. Это были огромные, роскошно отделанные здания с бассейнами, залами для игр и бесед, садами, библиотеками. Римляне нередко проводили здесь целые дни. Они мылись, общались с друзьями. В термах обсуждались и важные общественные дела, заключались сделки.
Императоры строили бани для римского народа. В начале IV в. в Риме было двенадцать императорских бань и множество бань, принадлежавших частным лицам. Частные бани были, конечно, несравненно скромнее императорских бань. О размерах императорских терм свидетельствует хотя бы то, что термы императора Диоклетиана выглядят грандиозным сооружением даже рядом с современным вокзалом Термини в Риме — крупным современным транспортным узлом. В термах императора Каракаллы могло одновременно свободно находиться более полутора тысяч человек.
11. Жилище
С улицы перед домом нередко находилось преддверия vestibulum – площадка между линией фасада и наружной дверью дома, откуда через дверь ianua входили в переднюю ostium, а отсюда через открытый или одной лишь занавесью закрытый вход – в атриум.
Atrium – приемный зал, составляющий главную часть дома. Сверху атриум был защищен крышей, скаты которой, обращенные внутрь дома, образовывали большое четырехугольное отверстие – compluvium. Против этого отверстия в полу находилось углубление равной с ним величины - implivium для стока дождевой воды (бежавшей с крыши через compluvium). По обеим сторонам атриума расположены были жилые и служебные комнаты, получавшие свет из атриума. Комнаты, примыкавшие к атриуму с лицевой стороны, обыкновенно отдавались под торговые перемещения (tabernae), причем имели вход только с улицы. В задней части атриума в домах знатных лиц хранились восковые изображения предков imagines.
Atrium – составляли и более позднюю культурную пору необходимую часть каждого римского дома; собственно "семейное" значение атриума уже отступило на второй план: кухня получила отдельное помещение, столовая превратилась в отдельный триклиний (triclinium), домашние боги помещались в особой божнице (sacrarium). Atrium превратился в парадное помещение, на украшение которого (колоннами, скульптурами, фресками, мозаикой) тратились большие средства.
За атриумом следовал tablinum – кабинет хозяина – комната, открытая со стороны атрия и пеистиля. По одной (или по двум его сторонам) шел небольшой коридор (fauces), через который проходили из атриума в перистиль.
Рeristylium - перистиль – представлял собой внутренний открытый двор, окруженный колоннадой и различными хозяйственными постройками. Посередине его часто находился небольшой садик (veridarium) с водоемом (piscine), по сторонам были расположены спальни, столовая (триклиний), кухня, рабочие комнаты, домашняя баня, помещения для прислуги, кладовые и проч. В перистиле обыкновенно находилось помещение для домашних богов – lararium, sacrarium – божница.
Крышу дома в древнейшее время покрывали соломой, а впоследствии черепицами. Потолок первоначально был простой, дощатый, но с течением времени ему начали придавать изящную форму, образуя на нем углубления красивой формы; такой потолок называли lacunar, laquear. Его поддерживали колонны, нередко мраморные. Стены (parietes) первоначально только белили по штукатурке, а со временем стали украшать цветными мраморами, дорогими сортами дерева, но чаще – живописью; остатки такой живописи – (alfresco) прекрасно сохранились до нашего времени; особенно известна помпейская стенная живопись.
Пол (solum) в древнейшее время был из глины или камня (pavementum), а потом, особенно в богатых домах, мозаичный, часто - высоко художественной работы. Так, до нашего времени сохранилась в Неаполе в высшей степени художественная мозаика, изображающая победу Александра над Дарием в битве при Иссе. Свет проходил в дом отчасти через отверстия в потолке, отчасти через двери или через отверстия в стене (окна – fenestrae), которые закрывались занавесками или ставнями, впоследствии в них вставлялись листы из слюды и, наконец, из стекла. Для освещения употребляли в древнейшее время сосновую лучину или сосновые факелы (taeda, fax), кроме того, нечто вроде свечей (candela), впоследствии вошли в употребление масляные лампы (lucerna) художественной работы – из глины и металла (бронзы).
Чтобы добыть огонь, ударяли железо о кремень или терли друг о друга сухие куски дерева. Отопляли дом посредством очагов (focus), жаровень (caminus), переносных печей (fornax) или при помощи теплого воздуха, проведенного посредством труб под полом, в стенах из печи, находившейся под полом (hypocaustum).
Верхний этаж (tabulatum) устраивался иногда над постройками перистиля, реже над атриумом, и заключал в себе разные жилые перемещения. Иногда он в виде крытого балкона далеко выступал на улицу над нижним этажом; имел обыкновенно плоскую крышу, которая нередко украшена была цветами или деревьями, насаженными в горшках или в насыпанной здесь земле.
Загородный дом – villa. Слово villa первоначально значило только "поместь", "усадьба". Впоследствии начали различаться villarustica – поместье или усадьба и villaurbana – дача, устроенная более по городскому образцу.
Виллы в конце эпохи Республики и особенно во времена императоров были настоящими дворцами, с прекрасными парками, прудами, зверинцами и отличалась разнообразными удобствами и большой роскошью. Для постройки вилл выбирали наиболее живописные местности, чаще всего на морском берегу или близ больших рек. Особенно много их было близ Тускула, Тибура и в Кампании, отличающейся мягким климатом.
Жилище древнего римлянина было заставлено мебелью гораздо меньше, чем наше современное: ни письменных столов, ни громоздких буфетов, ни комодов, ни платяных шкафов не было. В инвентаре италийского дома предметов числилось мало, и, пожалуй, первое место среди мебели принадлежало кровати, так как древние проводили в ней гораздо больше времени, чем мы: на кровати не только спали, но и обедали, и занимались – читали и писали.
Кровать римлянина очень похожа на современную: - на четырех (редко на шести) ножках. Кроме изголовья, снабжена еще иногда изножьем, которое представляет собой точную копию изголовья. Каждая пара ножек связана между собой крепкой поперечиной; иногда для большей прочности добавляли еще два продольных бруска, вделывая их поближе к раме. Вместо нашей металлической сетки на раму натягивали частый ременный переплет.
Кровати делали из дерева (клен, бук, ясень), причем иногда раму из одной древесной породы, а ножки из другой. Ножки вытачивали иногда из костей. В одном из самых знатных и богатых помпейских домов, в доме фавна нашли кроватные ножки из слоновой кости; чаще, конечно, брали материал более дешевый: кости лошадиные и от крупного рогатого скота. Бывало, что кость покрывали резным узором; деревянные ножки обивали бронзой. Изголовье, изящный выгиб которого уже сам по себе имел орнаментальное значение, тоже отделывали бронзой. На обеденном ложе из Помпей по бронзовой накладке подлокотников вьется выложенный серебром узор; вверху и внизу их находятся с одной стороны кровати литые из бронзы фигурки амурчиков, а с другой стороны – лебединые головы. Очень часто на изголовье находилась голова осла.