Огромное воздействие на духовный климат Италии XVI в. оказала Реформация, а затем наступление Контрреформации. В 1540-е гг. главным орудием католической реакции в Италии стала деятельность ордена иезуитов, влиявшего на культурную жизнь, сферу образования. Иезуитские школы и коллегия иезуитов в Риме пытались разрушить гуманистическую систему образования. Возобновили свою страшную работу суды инквизиции (в 1542 г. в Риме был создан трибунал инквизиции). Преследовались не только неодобряемые церковью научные изыскания, но даже увлечение магией и алхимией. В кострах инквизиции, развернувшейся уже в период Позднего Ренессанса, горели люди и книги. Папа Павел VI в 1559 г. впервые опубликовал список запрещенных книг.
Экономический спад привел к резкой социальной дифференциации, безработице и обезземеливанию крестьян. Даже квалифицированные рабочие с трудом могли прокормить себя, нищие, бродяги заполняли улицы городов. Изменившиеся социально-экономические условия наложили отпечаток на культурную жизнь Италии, обусловив противоречивость ценностных ориентаций.
Философия. И все же первая треть XVI в. оказалась периодом наивысшего взлета духовной культуры Возрождения, которая как будто хотела дать достойный ответ на вызов и, возможно, предотвратить углубление цивилизационного кризиса. В это время гуманистические и художественные идеалы Ренессанса проникли во все ее сферы, затронули философские основания политики, которые подверглись пересмотру, рефлексии.
Общественно-политическая мысль Высокого Возрождения связана с именем флорентийца Макиавелли, являвшегося также талантливым историком и писателем, автором стихов и прозы.
«Государь» – наиболее известная работа Никколо Макиавелли (1469– 1527), предлагавшая новый реалистический подход к политической деятельности, свободный от теологии. Макиавелли первым попытался поставить политику на научную основу, руководствуясь при этом принципом жесткой целесообразности. Считая идеальной формой правления республику, Макиавелли вместе с тем ратовал за сильное процветающее государство, основанное на принципе жесткого единовластия. Он утверждал, что государство вправе применять против своих противников любые средства, не считаясь с общепринятыми нормами морали, но руководствуясь «общим благом» подданных и «рационализированной волей» правителя (государя).
Литература и театр. В эпоху Высокого Возрождения в традициях гуманизма творили Ариосто, Кастильоне, Бембо, развившие ренессансное представление о личности и усовершенствовавшие литературный итальянский язык.
Это был период становления светского профессионального театра. Во многих городах Италии появились придворные театры, для которых уже в 1480-е гг. строились специальные здания. Параллельно возник жанр театрализованной буффонады.
На сцене профессиональных театров ставились трагедии, а чаще комедии, написанные профессиональными драматургами. Если трагедии в основном продолжали античные традиции, то комедийный жанр был связан также с фольклором и средневековым фарсом. Самым ярким проявлением театральной жизни стало возникновение жанра народной комедии дель ар те, восходившего к традиции карнавалов. Здесь лицедействовали буффоны – артисты, кочевавшие из города в город. Уже в 1460-е гг. они начали собираться в постоянные труппы и выступать прямо на площади. Спектакли часто строились на импровизации, действие перебивалось акробатическими номерами и различными трюками. Комедия подкупала жизнерадостностью, меткими остротами, каламбурами, использованием народных диалектов, непочтительностью к знати и выпадами против церкви.
Музыка. Музыкальной культуре XVI в. было свойственно жанровое разнообразие. Полифония придавала торжественность и строгость мессе и яркие краски светской музыке мадригала. Последний возник еще в XIV в: как разновидность любовной лирики. С традициями народной песни была связана фрот тола (произведение для четырех голосов).
Архитектура и искусство. Изобразительное искусство и архитектура в период чиквеченто интенсивно развивались в крупных центрах художественной жизни – Риме, Флоренции, Венеции и др.
В Риме развернулось грандиозное строительство папской резиденции – Ватикана, крупных культовых комплексов, дворцов. Усилия архитекторов были направлены на создание образа величественной столицы католического мира и воплотились в подчеркнутой монументальности построек. Ярким выражением официального стиля стали сооружения Донато Браманте, который положил начало строительству собора Святого Петра.
Вершиной искусства Высокого Возрождения является творчество Рафаэля, Леонардо да Винчи, Микеланджело.
Наибольшую известность принесли Рафаэлю Санти (1483–1520) изображения мадонн, воплощавшие идеал материнства. В них органично соединились сдержанная эмоциональность, загадочность и благородное величие. Представленный на полотнах тип женской красоты – синтез преображенных автором античного идеала и христианской духовности, о чем свидетельствуют «Мадонна Конестабиле», «Мадонна в зелени», «Мадонна со щегленком», «Мадонна дель Грандука» и знаменитая «Сикстинская Мадонна».
Деятельность Леонардо да Винчи (1452–1519), автора «Мадонны в гроте», «Моны Лизы», «Тайной вечери», была необычайно разносторонней и не ограничивалась только живописью, скульптурой, архитектурой и графикой. До нас дошли его стихи, наброски опередивших время технических изобретений, заметки по физике, химии, геологии, математике, анатомии, ботанике, ряду других наук, которые не только не отделялись Леонардо от искусства, но рассматривались им как основа художественного мастерства, которое, по его мнению, должно быть направлено на усовершенствование природы.
Не менее гениальным мастером эпохи Высокого Возрождения был Микеланджело Буонарроти (1475–1564). Как и Леонардо, он удивляет своими разносторонними способностями. Микеланджело обогатил искусство произведениями высочайшего уровня, создал величественные по масштабу и духу образы, воплотил наиболее прогрессивные идеи своей эпохи, определил развитие европейской художественной культуры на перспективу-
Работая преимущественно как скульптор, он был также необычайно успешен в живописи (вспомним знаменитую «Сикстинскую капеллу») и архитектуре (украсил куполом собор Святого Петра). Драматизм его жизни, творческие сомнения и муки, обостренное восприятие смерти можно ощутить и в философской поэзии. Главная тема творчества Микеланджело – внутреннее духовное борение, выражающееся в мощном физическом напряжении человеческого тела. Скульптуры «Давид», «Скованный пленник», «Пробуждающийся пленник», «Моисей» – яркие тому примеры.
Среди североитальянских городов высоким уровнем и своеобразием культуры выделялась Венеция. Особенности венецианской художественной школы не в последнюю очередь были обусловлены природным ландшафтом. В городе, построенном на воде, солнечные блики, отраженные морем, усиливали краски дня. Влажный воздух создавал марево, в котором контуры предметов расплывались, приобретая некий мистический оттенок. Вместе с тем Венеция была городом торговцев, прагматичный характер которых не позволял венецианским художникам витать в заоблачной выси. Жизнь богатого города со множеством веселых карнавалов, шумных пиров, несомненно, откладывала отпечаток на художественном сознании жителей. У Венеции существовали длительные и прочные связи с культурой Византии. Но влияние готики, Византии, арабов, античности (оно проступало здесь рельефно как синтез стилей) венецианцы смогли обратить в собственную оригинальную художественную традицию, которая в дальнейшем сказалась на искусстве Нового времени. Известными представителями венецианской колористической живописной школы были Джорджоне, Тициан, Веронезе, Тинторетто. Трое из них открывают период Позднего Возрождения.
Джорджоне (1476 или 1477–1510) первым из современников стал создавать работы на мифологические и литературные темы, писал портреты и пейзажи. Олицетворением одухотворенной красоты является «Спящая Венера» . Художник стремился к воплощению единства рационалистического и чувственного в художественных образах, к их психологической выразительности. Слияние человека с одухотворенной природой стало лейтмотивом ряда произведений мастера («Гроза», «Юдифь»),
Тициан (ок. 1476/77 или 1489/90–1576) наиболее полно воплотил своеобразные черты венецианской школы живописи. Мировосприятие художника, его знание жизни отличались глубиной и многогранностью. Тициан работал в разных жанрах, выбирая темы в широком диапазоне – от лирических («Венера Урбинская») до драматических («Кающаяся Магдалина»), «Он смог отбросить общепринятые правила композиционных построений, препоручив организующую роль цвету», – сказал о нем известный искусствовед Э. Гомбрих.
Бунтарское искусство Тинторетто (1518–1594) отличают необузданность чувств, ощущение трагичности бытия и одновременно могущества человека. Сын красильщика шелка, он на всю жизнь сохранил демократизм в качестве творческого принципа. Сакральные события художник Представлял в земных образах. Художественная программа Тинторетто включала религиозные настроения, достигающие максимального психологического напряжения. В зрелый период он искусно передавал взволнованность, подчеркнутый динамизм изображаемых событий при помощи многообразных цветовых переходов, вихреобразных мазков и бурной композиции («Тайная вечеря», «Святой Марк освобождает раба»).