Смекни!
smekni.com

Европейская культура эпохи Нового времени (стр. 3 из 4)

Декоративный стиль охватил все сферы искусства, проник в духовную жизнь и мировоззрение европейцев. Идея непрерывного движения, заявленная в науке Нового времени, проявилась в динамичности художественных композиций. Барокко характеризуют условность и аллегоричность создаваемых образов. Расширившиеся знания человека указывали на безграничность бытия, недостаточность рационалистического мышления. Желание выйти за границы возможного определило такие черты стиля, как экспрессия, порыв, драматизм, иллюзорность, интерес к дисгармоничному, фантастическому, гротескному. В барокко получили продолжение идеи Контрреформации. Сама художественная деятельность, осуществляемая в данном стиле, была поставлена на службу католической церкви.

Архитектура барокко отражала идею изменяющегося мира. Динамизм достигался здесь через использование таких приемов, как разница в масштабах, деление здания или его плоскости выступами и проемами, текучесть форм, неуловимое слияние сводов с куполами в церквях, обилие завитков и овалов, изогнутые и прерывистые антаблементы, слияние архитектурного ансамбля с окружающим пейзажем. Важным средством создания ощущения иллюзорности и динамичности мира стали светотеневые эффекты. Ярким образцом архитектурного барокко являются церкви Сан Карло, Сант-Иво, Сант-Аньезе, созданные знаменитым зодчим Франческо Борромини.

Характерной чертой стиля барокко в портретной скульптуре стало стремление понять и выразить, прежде всего, психологическое состояние человека. Его целенаправленная активность и характер изображались в неразрывном единстве. Скульпторы барокко питали особое пристрастие к целостным группам, многофигурным композициям, в которых впечатление неистовства и бесконечного движения достигалось благодаря динамичным разворотам тел. Скульптуре этого стиля свойственна гармония с окружающим ландшафтом парка или площади (фонтан Четырех рек в Риме Л. Бернини, фонтан Треви в Риме Н. Сальви).

В произведениях Лоренцо Бернини угадывается талант психолога, способного точно передать характер героя («Давид», композиция «Экстаз святой Терезы», портрет кардинала Боргезе). Бернини был непревзойденным мастером световых эффектов. Он сочетал текучую пластику с рассеянным светом и цветовым освещением, «чтобы заставить зрителя забыть о материале, отдаться иллюзии изображенной материи, превращению мрамора в мягкое обнаженное тело или в кружева, или в облака» (Б.Р. Виппер). Так, в «Экстазе святой Терезы» свет желтого стекла, встроенного в специальную нишу, создавал тревожное мистическое настроение.

Стиль барокко наиболее ярко воплотился в архитектуре и скульптуре, но был свойственен и живописи, где проявился в различных темах и жанрах, отражавших многообразие мира. Появлялись художники, которые специфическими средствами барокко создавали бытоприземленные религиозные сцены. Среди живописцев Италии, стремившихся сочетать нормативы барокко с приемами реалистического изображения, следует назвать Микеланджело да Караваджо («Призвание апостола Матфея», «Успение Марии»).

Своеобразие искусства Фландрии (нынешняя Бельгия) состояло в том, что оно в большей степени ориентировалось на вкусы бюргерства. Фламандские живописцы поэтизировали телесные наслаждения, радости человеческого бытия, наполняли свои произведения неисчерпаемой жизненной энергией. Образ сильного, уверенного в себе человека нашел воплощение в разнообразных живописных жанрах. Ведущими мастерами барокко во Фландрии были Питер Пауль Рубенс и Якоб Йордане.

Классицизм. В культуре Европы Нового времени сформировался еще один стиль – классицизм (от лат. classicus – образцовый), составивший определенную оппозицию стилю барокко. Его родиной была Франция, пережившая в XVII в. экономический взлет и ставшая могущественной европейской державой.

Классицизм возник на волне цивилизационного подъема французской нации и французского государства. В XVII в. этот стиль отражал идеалы абсолютизма (всеобъемлющий порядок, рациональная соподчиненность, строгая дисциплина, служение государству). В XVIII в. он был связан с идеями Просвещения (культ разума, интерес к общественной жизни, воспитание средствами искусства) и Великой французской революции (тема героизма).

Характерными чертами классицизма стали нравственный пафос, утверждение гражданственных идеалов, культ героического, интерес к вечному и неизменному, вера в разумного человека, сознающего свой общественный долг, требование показывать только значительное и возвышенное. Эстетическим и этическим идеалом данного стиля служила античность.

На основе рационалистически истолкованной античной традиции классицизм устанавливал свои канонические правила в архитектуре, скульптуре и живописи: равновесие в построении композиции, симметричность форм, ясность и четкость изображения, упрощенный декор с элементами героики (скрещенные шпаги, знамена, львиные маски, грифоны), цельность характера героев, гармония человека и облагороженной им природы (Версальский и другие регулярные парки). Классицизму были присущи мечтательность, идеализация и холодноватая отвлеченность.

Черты классицизма ярко проявились в литературе, где ведущая роль принадлежала этическим коллизиям типизированных героев. Теоретиком классицизма стал поэт Никола Буало. Выдающимися образцами драматургии признаны трагедии Пьера Корнеля, основанные на конфликте долга и страсти («Сид»), прославлении героической воли («Гораций», «Цинна»). Критика деспотизма, разоблачение необузданной воли к обладанию властью, взывание к нравственному очищению характеризуют трагедии Жана Расина («Британник», «Береника»). Мольер (Жан Батист Поклен) объединил традиции народного театра с достижениями классицизма, создав жанр социально-бытовой комедии, высмеивающей человеческие пороки, сословные предрассудки и ограниченность обывателей («Мещанин во дворянстве», «Тартюф, или Обманщик», «Скупой»). Основоположниками художественного мировоззрения классицизма, создателями канонов, формальных нормативов данного стиля в живописи явились Николо Пуссен и Клод Лоррен.

Излюбленная тема Н. Пуссена, «холодного философа» и нравственного пророка в искусстве, – античные мифы. Сознательно отказавшись от изображения настоящего, художник тем самым противопоставил идеальное героическое прошлое погрязшей в пороках современности. В своих произведениях Пуссен воплотил стремление к величественному спокойствию, благородной сдержанности, гармонии («Аркадские пастухи», «Танкред и Эрминия»).

Новый всплеск классицизма был связан с Великой французской революцией, когда оказался востребованы идеалы героизма, высокого самопожертвования, служения гражданскому долгу. Эти идеалы воплощал в своих художественных полотнах лидер французского неоклассицизма в живописи Жак Луи Давид («Клятва Горациев», «Смерть Марата»).

Архитектура Франции также тяготела к классицизму. Этот стиль вырисовывается уже в композициях реконструированного Лувра и дворцового ансамбля Версаля – в общем конструктивном решении величественных сооружений, строгой регулярной планировке. Однако пышный интерьер построенного по указу Людовика XIV Версальского дворца с зеркалами, резьбой, бюстами, гобеленами, декоративной живописью выполнен в стиле барокко.

В неоклассической скульптуре XVIII – начала XIX в. наблюдается обращение к строгим и лаконичным решениям, героическим образам, античным идеалам гражданственности, благородной простоте и спокойному величию. Ее выдающиеся представители Жан Антуан Гудон («Вольтер, сидящий в кресле»), Антонио Канова («Амур и Психея», «Полина Боргезе в образе Венеры») и Бертель Торвальдсен («Ясон», «Ганимед, кормящий Зевсова орла») оказали большое влияние на развитие европейской академической скульптуры XIX в.

Рококо. Стиль рококо (франц. rococo) получил развитие во Франции в первой половине XVIII в. Витые формы, часто использовавшиеся в произведениях данного стиля, ассоциировались с этим творением моря. Искусство рококо отличалось стремлением укрыться в царстве мечты, отгородиться от грубой реальности театральной праздничностью и легкомысленной бездумностью. Однако в лучших произведениях, созданных в стиле рококо, за легкомыслием и иронией угадываются душевная усталость, пресыщенность и отстраненность от жизненных тревог; в них все еще теплятся медленно угасающие утонченные рафинированные чувства.

Искусство рококо строилось порой на игривости, насмешке, причуде. Его отличают камерность, интимность, тесная связь с театрализованным бытом. В изобразительном искусстве стиль рококо выразился в изогнутых линиях, ажурных, дробных, миниатюризированных формах, прозрачных светлых красках, любовных и эротических сюжетах, подчеркнутой декоративности и орнаментальности. Все это передавало лирическое, несколько ироничное мировосприятие. Художниками создавались яркие изображения для украшения интерьеров, сюжетные произведения на бытовые и мифологические темы, портреты, пейзажи.

Наиболее глубоко особенности данного стиля выразились в творчестве Антуана Ватто – тонкого психолога, способного передать мгновенно схваченные изменчивые эмоции, мастера красочных оттенков. В его лучших работах просвечивают печальная ирония, душевная усталость, одиночество («Жиль», «Общество в парке»).

Достижения Ватто были по-разному восприняты и развиты его современниками. Аристократически-рокайльное направление во всем своем блеске представлено изысканной живописью Франсуа Буше, Жана Оноре Фрагонара.

Своеобразно проявился этот стиль в архитектуре (преимущественно в искусстве интерьера) и связанном с ней декоративно-прикладном искусстве. Последнее ориентировалось не только на эстетические критерии, но и на требования аристократической моды. В стиле рококо создавались и объекты малой архитектуры – увеселительные легкие сооружения (беседки, павильоны), декоративно-орнаментальные украшения которых отличались большим разнообразием. Типичным сооружением, выполненным в стиле рококо, является отель Субиз, возведенный Жерменом Бофраном в Париже. Он пленяет композиционной асимметричностью в размещении комнат, богатством лепных украшений, изощренностью орнаментальных узоров.