Смекни!
smekni.com

Культура Беларуси в XIX – начале XX в. (стр. 4 из 8)

В первой половине XIX в. начал творческую деятельность один из зачинателей новой белорусской литературы, известный белорусский писатель, поэт, драматург, композитор и актер Винсент Дунин-Марцинкевич (1807–1884). Именно ему белорусы и белорусская литература обязаны глубоким художественным проникновением в душу народа. Он – первый в полной мере профессиональный белорусский писатель, мужественный и неутомимый борец за отечественную литературу на родном языке. Его творческая манера соединяла черты разных художественных стилей: классицизма, сентиментализма, романтизма и реализма. На первый план Дунин-Марцинкевич выдвигал морально-бытовые и национально-демократические проблемы. Его творческий вклад в дело возрождения белорусской культуры по достоинству оценил Я. Купала.

Опираясь на белорусский фольклор, писатель-романтик поэтизировал духовную красоту и непоказное благородство крестьян, их острый ум, практическую сметку, воспевал героическое прошлое своей родины. В 1846 г. он написал либретто первой белорусской комической оперы «Сялянка» («Идылiя»).

Комедия высмеивала пороки помещиков, подчеркивала нравственные устои крестьян, с поэтическим лиризмом отражала лучшие качества белорусской женщины. В 1859 г. Дунин-Марцинкевич взялся за перевод на белорусский язык поэмы А. Мицкевича «Пан Тадеуш», но после опубликования первой части дальнейшее ее издание власти запретили. Им написаны книга «Гапон» (1855), пьесы «Пiнская шляхта» (1866), «Залёты» (1870) и ряд других крупных произведений, стихи для популярных песен.

Выдающимся литератором первой половины XIX в. являлся белорусско-польский поэт Адам Мицкевич (1798–1855), отразивший в своем творчестве белорусские культурные традиции. Автор многочисленных баллад, стихотворений, поэм, Мицкевич был рыцарем идей свободы, патриотом родной земли и природы. Он обладал острым чувством справедливости, призывал к миру и культурному сотрудничеству между народами. Через всю жизнь гениальный поэт-романтик, получивший мировое признание, пронес любовь к своей родине. Сложные перипетии и переломные моменты в отечественной истории описываются им в поэмах «Пан Тадэвуш», «Свiцязь», «Дзяды», воссоздающих панорамный образ его родной Новогрудчины, с большим чувством повествующих о Немане, Свитязи. Произведения Мицкевича пронизывает щемящая ностальгия, боль и за судьбу Польши, и за судьбу Беларуси. По мнению некоторых исследователей, поэт культурного пограничья обогатил польский язык белорусскими словами. За это он подвергался критике со стороны отдельных националистически настроенных польских литературоведов.

Во второй половине XIX в. белорусская литература по-прежнему развивалась в неблагоприятных условиях. Более того, после подавления царскими войсками восстания 1863–1864 гг. положение демократической интеллигенции еще более ухудшилось. Многое из творческого наследия видных белорусских литераторов было утеряно, в том числе некоторые произведения В. Дунина-Марцинкевича, Ф. Богушевича, П. Багрима.

Оставались популярными анонимные «гутарки», обыгрывавшие проблемы, связанные с отменой крепостного права, затрагивавшие тяжелое положение крестьян, издевательства царских чиновников над простыми людьми.

Независимым мыслителем и публицистом, революционным демократом, казненным за участие в Польском восстании 1863–1864 гг., был Кастусь Калиновский (1838–1864) – автор «Лiсты з-пад шыбенiцы» и стихотворения «Марыська чарнаброва, галубка мая». В листовках и публикациях в газете «Мужыцкая прауда» он просто и доступно объяснял грабительский характер реформы 1861 г., призывал крестьян к борьбе за землю и волю, за человеческие права. Калиновский верил, что белорусский народ станет свободным.

Последовательным заступником крестьян и всех трудящихся, истинным гуманистом-демократом был и Франциск Богушевич (1840–1900) – писатель, поэт, публицист, переводчик, участник восстания 1863–1864 гг. Он страстно защищал свой народ, белорусский язык, родной край. В предисловии к первому сборнику «Дудка беларуская» (Краков, 1891) Богушевич говорил о достоинствах и необходимости сохранения белорусского языка, настаивая на его равенстве с другими языками и призывал белорусов беречь свое национально-культурное богатство.

Наследие Ф. Богушевича весьма разнообразно. Он творил в разных жанрах, и в каждом из них писатель достиг впечатляющих результатов. Свидетельством тому поэма «Кепска будзе», публицистический монолог «Мая дудка», басня «Воук i авечка», стихотворение «У астрозе». В условиях жестких цензурных ограничений писатель не мог публиковаться на родине, поэтому делал это в Польше под псевдонимами. Так, сборник «Смык беларускi» вышел в Познани (1894). Его сборник «Скрыпачка беларуская» утерян. Произведения Богушевича звали к действию, приближающему независимое будущее белорусского народа, пробуждали национальные чувства, заставляли задуматься о судьбах родины. По существу, он стал первым в Беларуси литератором, полностью перешедшим на позиции критического реализма.

Последователями Ф. Богушевича стали поэты-демократы Я. Лучина (1851–1897) и А. Гуринович (1869–1894).

Янка Лучина (Иван Неслуховский) писал на белорусском, русском, польском языках. Уже после смерти поэта был издан сборник белорусских стихотворений «Вязанка» (Санкт-Петербург, 1903). Особенно впечатляет его стихотворение «Роднай старонке», проникнутое любовью к родине, своему народу, верой в его национально-культурное возрождение.

Адам Гуринович считал, что литература должна пробуждать в людях мысли о лучшей доле. Он верил в счастливое будущее Беларуси, утверждал, что обязательно придут лучшие времена. Вслед за Богушевичем и Лучиной поэт укреплял в белорусской литературе позиции реализма и народности.

Прославил отечественную культуру прекрасный белорусский поэт, талантливый переводчик, критик и историк литературы Максим Богданович (1891–1917), автор поэм «Максiм и Магдалена», сборника «Вянок», лирико-патриотических стихотворений «Слуцкiя ткачыхi», «Пагоня», «Зорка Венера», ряда переводов классиков мировой поэзии, а также ярких философско-публицистических работ.

Творчество М. Богдановича проникнуто пафосом социального освобождения и национального самоопределения белорусов, идеями равенства, братства, демократии и гуманизма. Он продемонстрировал глубокое знание истории белорусов и белорусской государственности, развил и обогатил принципы народности и историзма в новой белорусской литературе. Его несомненная заслуга состоит и в том, что он дал систематизированный и комплексный обзор истории белорусской литературы, в целом отечественной культуры от XII до начала XX в. во взаимосвязи с общеславянским и общеевропейским историко-культурным процессом. Богданович поставил и наметил решение ряда методологических вопросов научной историографии, высказал идею о закономерной дифференциации национальных культур и государств. Поэт, обладавший широким гуманитарным кругозором, интересовался проблемами этнической консолидации и национального самоопределения белорусского народа, взаимоотношениями католической, православной и униатской церквей в истории Беларуси. В брошюре «Беларускае адраджэнне» (1915) он объективно отразил тенденции и этапы национально-культурного Возрождения в Беларуси в XIX – начале XX в. Все это свидетельствует об особой роли М. Богдановича в истории белорусской и мировой литературы, передовой общественно-гуманитарной мысли.

В начале XX в. начал печатать свои произведения гениальный поэт, выдающийся деятель белорусской литературы, совесть нации Янка Купала (Иван Луцевич, 1882–1942). К раннему периоду творчества относятся его сборники «Жалейка» (1908), «Гусляр» (1910), «Шляхам жыцця» (1913). Одна за другой появлялись поэмы «Курган», «Бандароуна», «Яна i я», «Maгiлa льва», «Сон на кургане»; пьесы «Паулiнка», «Раскiданае гняздо» и другие произведения.

Примерно в то же время пришел в литературу его соратник Якуб Колас (Константин Мицкевич, 1882–1956) – яркий поэт, драматург, критик, публицист, ученый, педагог, один из основателей современной белорусской литературы и белорусского литературного языка. В дооктябрьский период им написаны и изданы сборники «Апавяданi», «Родныя вобразы», начата работа над поэмами «Сымон-музыка» и «Новая зямля».

Среди тех, кто прочно связал преемственную нить народной по истокам и национально-демократической по сути белорусской литературы с патриотической литературной публицистикой, следует также назвать Тетку (А. Пашкевич, 1876–1916, «Скрыпка беларуская», «Крыж на свободу»), К. Каганца (К. Костровицкий, 1868–1918, «Модны шляхцiч»), А. Верига-Даревского (1816–1884), А. Гаруна (А. Прушинский, 1887–1920), 3. Бядулю (С. Плавник, 1866–1941), Т. Гартного (З. Жилунович, 1887– 1937), М. Горецкого (1893–1939); Ш. Ядвигина (А. Левицкий, 1868– 1922), С. Полуяна (1890–1910), В. Коротынского (1831–1891), К. Свояка (1890–1926), К. Буйло (1893–1986, «Курганная кветка»). Некоторые из этих литераторов прожили мало, их талант раскрылся далеко не в полной мере, остались неосуществленными замыслы ряда произведений.

3. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство

Архитектура. С присоединением белорусских земель к Российской империи усилилось воздействие на отечественную архитектуру и изобразительное искусство русских художественных стилей. В частности, оно проявилось в застройке белорусских городов, дворцовом и культовом зодчестве. При этом новое строительство вначале развивалось главным образом под влиянием неоклассицизма, трансформировавшего в себе изобразительные элементы позднего барокко. Для перенесенного на белорусскую почву модифицированного классицизма были характерны монументальность форм, богатство и пышность интерьеров, увлечение галереями, портиками с колоннами, весьма своеобразное соединение в импозантных фасадах ритмической регулярности архитектонических форм с изысканными декоративными украшениями. Типичными в этом плане являются дворец П. Румянцева-Задунайского и собор Петра и Павла в Гомеле, костел в Щучине, дворцовый комплекс в Снове (Несвижский район), Жилицкий дворец (Кировский район) и некоторые другие сооружения. В первой трети XIX в. модифицированный классицизм впитывал также реминисцентные черты промежуточных стилей – рококо и ампира с их внешними парадностью и утонченной декоративностью, пластикой, демонстрируя «цитаты» из прошлых художественных эпох.