В начале и середине XIX в. были разработаны новые планы развития для более чем 40 белорусских городов. Произошел поворот к плановой застройке, прямоугольной системе планировки и обязательному строительству общественного центра. Так, первый план реконструкции Минска появился в 1800 г. В нем предусматривались уничтожение земляных укреплений, благоустройство улиц, новая застройка города вдоль Свислочи. Уже к середине XIX в. площадь Минска увеличилась почти в три раза.
Стандартные проекты строительства жилых и общественных зданий были более выгодны с точки зрения экономии средств. За короткое время, согласно проектам Н. Львова, В. Стасова, А. Мельникова, М. Кларка и других известных архитекторов, в городах появились симметричные кварталы, прямые улицы и прямоугольные площади, возникли ансамбли центров, были построены здания губернских и поветовых правлений, судов, почтовых станций, таможен и др. Значительно увеличилось число многоквартирных кирпичных домов. Среди объектов архитектуры той эпохи выделялись гостиные дворы, административные и торговые сооружения (губернские дома в Минске и Витебске, торговые ряды в Гродно, Новогрудке, Поставах). Наиболее видными представителями неоклассицизма среди белорусских зодчих являлись Б. Захаревич, А. и П. Макаревичи.
Почти полной перестройке подверглись Брест и Бобруйск. Здесь были сооружены мощные крепости. К сожалению, в ходе строительства и реконструкции Брестской крепости (1830–1840-е гг.) было разрушено немало исторических памятников старого Бреста.
В сельской местности сохранялось деревянное зодчество. Существовали разные виды поселений и застроек: деревня, село, местечко, фольварк, усадьба, имение. Типичная помещичья усадьба включала дом с флигелями, прилегающий парадный двор, ворота, оранжерею, сад, конюшню, амбар. Приобрели популярность зимние сады и оранжереи (Освея, Полонечка). Крестьянский деревянный дом, как правило, представлял собой небольшое вытянутое прямоугольное в плане помещение из бревен, бруса, дылей, имевшее два или три помещения.
Значительные изменения произошли в культовой архитектуре. Резко сократилось строительство костелов, а униатские храмы закрывались или перестраивались под православные. Соответственно возрастало влияние русской храмовой архитектуры на стиль белорусского православного зодчества. Наиболее значительным памятником классицизма в культовом строительстве стал собор Иосифа (Могилев, 1780–1798, архитектор Н. Львов), построенный в память о состоявшейся в Могилеве встрече Екатерины II с австрийским императором Иосифом II. Расписал собор известный русский художник В. Боровиковский.
Среди белорусских зодчих, завоевавших известность уже в начале XX в., выделялся уроженец Пинска Иван Желтовский (1867–1959), который принимал участие в застройке Москвы. За заслуги в области градостроительства ему в 1909 г. было присвоено звание академика архитектуры. Творчество Желтовского отличало сочетание новых композиционных приемов и форм с видоизмененными элементами постклассицистического стиля. Мастер преподавал в высших учебных заведениях Москвы и создал целую школу архитекторов-новаторов.
Распространившийся в конце XVIII – первой половине XIX в. романтизм проявился и в отечественной архитектуре – в неоготических сооружениях (кричевский и косовский дворцы), а также в пейзажно-парковом искусстве. Романтические парки украшались нарядными аллеями, искусственными «руинами», затейливыми мостиками, зеркальными прудами, ажурными беседками, тенистыми павильонами, укромными гротами, каскадами водопадов (гомельский, логойский, жилицкий, совейковский парки). Романтизм пробуждал интерес к национальным особенностям возрождавшейся культуры.
Архитектуре XIX – начала XX в. отчасти присущ стилевой эклектизм – несколько произвольное соединение разных художественных элементов. Некоторые зодчие пытались возродить неоготику, неоклассицизм, неорусский стиль, сочетать их между собой и с новым декоративным стилем – модерном. Последний использовался передовыми архитекторами и самостоятельно при создании примечательных строений. Эклектические подходы нашли свое выражение в более или менее удачном построении частных домов, общественных зданий и целых архитектурных комплексов. Но допускались и весьма несовершенные композиционные смешения конструктивных форм, малосовместимых извлечений из разных стилей.
В архитектурном облике городов произошли заметные перемены, связанные со строительством заводов, фабрик, рабочих поселков, железнодорожных депо и вокзалов (минского в 1874 г., брестского в 1896 г., могилевского в 1902 г.). Б крупных городах прокладывались водопровод и канализация, подключались электричество и телефонная связь. В Минске была пущена конка (1892), а в Витебске – трамвай (1898). Разбивались парки и сады. Строились более крупные частные дома, магазины, гостиницы. Так, в Минске в начале XX в. действовали гостиницы «Европа», «Европейская», «Гарни», «Париж», «Швейцария».
Технический прогресс в строительстве был связан с использованием новых для того времени материалов (бетона, железа, проката, чугуна), а также многопролетных конструкций.
Изобразительное и декоративно-прикладное искусство.
культура белорусский творчество
Белорусское изобразительное искусство конца XVIII – начала XX в. отличалось богатством жанров, стилей, высокой техникой, обращением к межнациональным эстетическим ценностям и стилевым формам. Талантливые мастера вели постоянный творческий поиск. Художники осваивали натюрморт, городской пейзаж, литографию. Развивался исторический жанр. Искусство быстро освобождалось от засилья бездушного академизма, обращалось к внутреннему миру человека, углублялось в историю, общественную и повседневную жизнь, быт людей. На первый план выдвинулись различные жанры живописи.
Живопись развивалась главным образом в губернских городах, и особенно в Вильно, где при передовом университете была основана новаторская школа, ставшая главным центром воспитания белорусских художников в духе творческой свободы. За 35 лет самостоятельного существования ею было подготовлено более 250 живописцев, граверов, скульпторов. Преподаватели (Ф. Смуглевич, Я. Рустем и др.) знакомили молодежь с лучшими достижениями мастеров европейского изобразительного искусства. Это помогло преодолеть зарегулированный академизм, религиозный догматизм и обратиться к жизни разных сословий и социально-профессиональных слоев белорусского общества. Заметное влияние на отечественных художников оказала новая русская живопись.
В 1820-е гг. на смену классицизму пришел романтизм.
Излюбленным жанром в отечественной живописи XIX в. стал портрет. Он особенно удавался Иосифу Алешкевичу (1777–1830), автору портретов князя А. Чарторыйского, пианистки М. Шимановской, магнатов Л. Сапеги и М. Радзивилла, поэта А. Мицкевича. Его романтические произведения, обогатившие общенациональное искусство Беларуси, соответствовали прогрессивным художественным традициям стран Средней и Западной Европы.
Яркую страницу в историю белорусской живописи вписал один из видных представителей романтизма Валентий Ванькович (1800–1842). В 1827 г. он, будучи студентом Петербургской академии искусств, получил золотую медаль – высшую академическую награду – за картину «Подвиг молодого киевлянина при осаде Киева печенегами в 968 г.». Годом позже живописец вернулся в Минск и в родовом имении в Слепянке создал мастерскую-школу, вокруг которой сгруппировались талантливые художники. В разные периоды творчества он писал автопортреты, портреты родных, близких, соседей, известных людей, например, К. Липинского, А. Монюшки, А. Тавянского и его жены. В 1828 г. им была создана одна из лучших картин «А. Мицкевич на скале Аюдаг», изображавшая поэта-романтика в момент творческого вдохновения. Настроение усиливал мастерски выполненный горный пейзаж Крыма.
Тема истории белорусской земли доминировала в работах художника Яна Дамеля (1780–1840). Около 60 полотен посвящено им знаменательным событиям прошлого. Наиболее известны его картины «Смерть Глинского в неволе», «Освобождение Т. Костюшки из темницы», «Отступление французов через Вильно в 1812 г.», «Крещение славян».
Ярким представителем раннего реализма в белорусской пейзажной живописи, автором уникальных театральных декораций был Викентий Дмоховский (1807– 1862). Его пейзажи отличались поэтичностью и величием, эмоциональной насыщенностью и строгостью композиции, в чем можно усмотреть отголоски постклассицизма. Одновременно для этих пейзажей характерна изящная обрисовка природных деталей. К числу лучших картин Дмоховского относятся «Родина», «Озеро Свитязь», «Улица в Вильно», «Закат солнца», «Ночлег». Современники называли художника Клодом Лорреном виленских окрестностей, хотя его пейзажи выполнены в манере, близкой к реализму.
Непревзойденным мастером белорусского классического натюрморта и его родоначальником был Иван Хруцкий (1810– 1885). Самый яркий натюрморт «Цветы и плоды» принес ему известность в профессиональных кругах. Получив звание академика живописи, И. Хруцкий пробовал себя также в жанрах портрета, пейзажа, экспериментировал с изображением интерьера. В 1838 г. его картина «Старуха за работой» удостоилась большой золотой медали. Наиболее ценными его работами зрелого периода признаны «Портрет неизвестной», «Мальчик с корзиной и грибами», «Портрет мальчика в соломенной шляпе», «Семейный портрет с женой и детьми».