Смекни!
smekni.com

Культура Беларуси в XIX – начале XX в. (стр. 6 из 8)

Во второй половине XIX – начале XX в. преобладающим направлением в изобразительном искусстве Беларуси стал реализм. В реалистической манере успешно работали А. Горавский, Н. Силиванович, К. Альхимович, Н. Орда и многие другие художники.

Аполлинарий Горавский (1833–1900) известен как пейзажист и портретист. К числу лучших его картин относятся: «Вечер в Минской губернии», «На родине», «Река Березина», «Свислочь», «Пинские болота», «Осень», «Женский портрет», портрет М. Глинки. Ему удавалось при помощи оригинальных художественных приемов отразить социальное положение своих героев, передать характер, индивидуально-психологические черты каждого из них.

Никодим Силиванович (1834–1919) создал ряд мозаичных композиций для главного иконостаса Исаакиевского собора в Петербурге на библейско-евангелические сюжеты («Тайная вечеря» и др.), написал несколько картин, посвященных родной Вилейщине («Старый пастух», «В школу», «Дети во дворе»).

Казимир Альхимович (1840–1916) писал картины на исторические темы («Похороны Гедимина», «Смерть Глинского в тюрьме», «После битвы») и сам являлся участником польского восстания 1863–1864 гг., за что отбывал ссылку в Сибири. В дальнейшем, поселившись в Варшаве, он рассказал о пережитом языком живописи («На этапе», «Смерть в изгнании»). Писал он и на другие темы, например, о нелегком труде крестьян («Жатва»), иллюстрировал произведения А. Мицкевича, успешно работал как график.

Свою лепту в отражение истории Беларуси и сопредельных территорий внес Наполеон Орда (1807–1883) – художник, музыкант, литератор. В наследство потомкам он оставил около 1000 зарисовок замков, культовых зданий, дворцов и других памятных мест Беларуси, Литвы, Польши, Украины. Многих изображенных им памятников архитектуры уже нет, и его картины являются своеобразными документами знаковых мест и объектов зодчества прошлого.

Аккультурация как способ взаимного преобразования («впечатывания» друг в друга) совместимых форм национальных культур стало в XIX в. ведущей тенденцией в творческой деятельности и художественном быте отечественной элиты. Знатоков белорусско-польского искусства привлекает творчество К. Русецкого, Я. Суходольского, Т. Бычковского. Во второй половине XIX – начале XX в. развернули творческую деятельность живописцы Ю. Пэн, В. Бялыницкий-Бируля, Ф. Рущиц, Я. Кругер, Л. Альперович, Я. Дроздович, К. Каганец, С. Жуковский, преуспевшие в гибридизации смежных национальных художественных традиций и стилевых форм.

В графике (как и в живописи) классицизм в 1830–1840-е гг. сменился романтизмом, а затем настал черед реалистических течений. Большой резонанс в среде передовой интеллигенции вызвала литография уроженца Минска Юзефа Азембловского (1804–1878) «Славянский невольник» («Белорусский раб»), воспринимавшаяся как резкий протест против крепостнического рабства. Ее демонстрировал на своих лекциях в Париже А. Мицкевич, о ней одобрительно отзывался А. Герцен. Плодотворно работали в реалистически ориентированной графике М. Падалинский, Ю. Главацкий.

В Беларуси времен культурного подъема появилась плеяда талантливых скульпторов. Правда, им приходилось преодолевать немало трудностей (стесненные материальные условия, отсутствие поддержки государства, малочисленность заказов). Тем не менее на волне нового возрождения происходило становление мемориальной, культовой, садово-парковой, станковой, монументально-декоративной скульптуры, а также пластики малых форм. Среди мастеров круглой скульптуры выделялась династия Ельских – отца Кароля и его сыновей Яна и Казимира.

Особенной даровитостью отличался Казимир Елъский (1782–1867) – без преувеличения высокопрофессиональный скульптор Беларуси, искусствовед, профессор, заведующий кафедрой скульптуры Виленского университета, автор трактата «О связи архитектуры, скульптуры и живописи» (1828). Творчество К. Ельского весьма разнообразно по жанрам. Он создал четыре фигуры пророков для главного алтаря костела Святых Петра и Павла в Вильно (1804), более 50 скульптурных портретов передовых деятелей культуры и науки Беларуси, Польши, Литвы, России (Я. Снедецкого, Ф. Смуглевича, И. Хрептовича, Я. Рустема). К. Ельский также плодотворно работал в жанрах скульптуры малых форм, парковой скульптуры, сакральной и мемориальной пластики. Среди других талантливых мастеров можно выделить Я. Островского, Р. Слизеня, которые проявили себя и в области сакральной скульптуры. В последующем некоторые ее образцы и другие раритеты культового искусства были собраны в церковно-археологическом музее, открывшемся в 1908 г. в Минске.

Оживлению художественной жизни содействовали различные выставки изобразительного искусства. С 1890 по 1917 г. в Минске состоялось 10 выставок, в которых участвовали белорусские, русские и польские художники.

Наиболее распространенными видами народного творчества и декоративно-прикладного искусства в рассматриваемый период были художественное ткачество, резьба по дереву, керамика, производство изделий из стекла.

Известные исследователи белорусского прикладного искусства М.С. Кацер и Е.М. Сахуто не без основания утверждают, что технологии мастеров прошлого не забыты современными умельцами. Несколько мануфактур производили слуцкие пояса, ткали гобелены (Кореличи, Мир), изготовляли стеклянные изделия (Налибоки, Уречье).

В начале XX в. на белорусских землях работали около 30 довольно крупных предприятий по изготовлению стекла. Белорусские заводы по объему производства стекла и стеклянных изделий занимали третье место в России. В 1910 г. на международной выставке в Париже изделия хрустальной фабрики «Борисов» были удостоены золотой медали.

Заметным явлением художественной культуры конца XVIII – начала XIX в. стала собирательская деятельность, или коллекционирование. Большую художественную ценность имели коллекции живших на белорусской земле магнатов: Радзивиллов, Огинских, Хрептовичей, Тышкевичей.

Итак, в период белорусского возрождения происходило бурное развитие национального изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Хотя непосредственно на территории современной Беларуси не было учебных заведений художественного профиля, десятки самобытных, талантливых мастеров работали в разных жанрах и направлениях. С демократических позиций они панорамно отражали белорусскую историю, изображали картины из частной жизни типичных представителей разных сословий, социальные характеры и тяжелый труд, нелегкую долю простых людей. Художники-подвижники, нередко являвшиеся одновременно наблюдательными краеведами и психологами, оставили нам портреты известных людей того времени, автопортреты, многочисленные картины родной природы. Их произведения и сегодня не утратили своей ценности и составляют важную часть исторического наследия отечественного искусства, хранятся в музеях как Беларуси, так и других стран (России, Польши, Литвы, Украины). Эти работы, отличающиеся впечатляющей жизненностью и психологической глубиной, помогают формировать новые поколения художников, приобщать граждан республики, особенно представителей молодого поколения, к самобытной эстетике и разнообразным стилям отечественного искусства, укреплять начала патриотизма и народно-демократического мировоззрения.

В Беларуси в разные годы жили и творили многие известные художники из России и Польши. В их числе И. Репин, И. Шишкин, А. Мещерский, Г. Кондратенко, К. Савицкий. Они стимулировали творческий обмен, художественные коммуникации между соседними культурами и стилевыми системами. В XIX – начале XX в. возрождение белорусской культуры дополнялось формированием межнациональных культурных форм, полинациональной (общенациональной) культуры Беларуси в целом.

4. Театрально-музыкальная культура

Театральное искусство. В XIX – начале XX в., как и ранее, продолжали свою деятельность мастера батлейки (из нее выросли затем кукольные театры). Представления давались как на библейские, так и на светские сюжеты. Параллельно работал театр народной драмы, участниками которого были скоморохи – молодые люди, обладавшие природными художественными способностями, веселые «на миру». Репертуар фольклорных театров складывался из произведений героического, комического, сатирического характера. Спектакли не требовали сложной подготовки сцены и декораций, достаточно было специальных костюмов. Драма могла сочетать элементы трагедии и фарса, не чуждалась натуралистических деталей и условных приемов. Батлейка и в дальнейшем продолжала собирать благодарных зрителей (главным образом на периферии). Приближавшиеся к профессиональному уровню фольклорно-театральные труппы, как правило, действовали в больших городах.

Присоединение к России, изменение социально-политических и экономических отношений сказались на судьбе крепостных, частновладельческих театров, успевших за многие годы широко распространиться на территории Беларуси. Количество их неуклонно уменьшалось, но отдельные из них продолжали действовать и подчас по уровню мастерства не уступали официально организованным профессиональным труппам. По-прежнему славились театры Радзивиллов в Несвиже и Слуцке, С. Зорича в Шклове.

В частновладельческих театрах ставились оперы, пьесы, балеты с европейским размахом. В них звучала музыка местных, а также итальянских, польских и французских композиторов. Хоры, оркестры, кордебалет формировались главным образом за счет талантливой, обученной музыкально-драматическому мастерству сельской молодежи. Без участия крепостных оркестров и капелл магнатско-помещичьих театров, как и прежде, не обходились театральные спектакли, религиозные службы, военные парады, балы. Некоторые оркестры (струнные и духовые) виртуозно исполняли сложные симфонические и хоровые полифонические произведения. Уровня высокого искусства достигли хоры, группы вокалистов, отдельные исполнители.